Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Поляков С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА: ОТ ИДЕИ ДО ПРАКТИКИ


Информация об авторе: Поляков Сергей
Поляков Сергей Данилович, профессор Ульяновского педагогического университета, доктор педагогических наук, один из главных исследователей проблем воспитания в современной российской школе. Автор книг «Реалистическая педагогика», «Психопедагогика воспитания», многих аналитических и публицистических работ

← Оглавление

К истории…

 
Слово инновация (innovation) как научное слово появилось в науке в конце XIX века в работах этнографов и обозначало введение элементов одной культуры (в частности европейской) в другие культуры (например в африканские).
Но интерес к новому как теме размышлений появился отнюдь не в XIX веке.
Он имеет не меньшую историю, чем наука нового времени.
Ещё Френсис Бэкон, один из величайших эрудитов семнадцатого века, современник Галилея и предшественник Ньютона в трактате «Опыты и наставления нравственные и политические» выделил специальную главу «О новшествах». Именно из этой работы наш эпиграф: «Кто не хочет применять новые средства должен ждать новых бед».
Но чтобы новшества оказались предметом систематического научного исследования, они должны были стать массовыми, значительными, противоречивыми и начать существенно влиять на жизнь общества.
Такая волна нововведений в быту, технике, науке, бизнесе поднялась и распространилась только на рубеже XX века. (Хотя уже люди XIX века воспринимали свою эпоху как время нарастающих изменений. Об этом писал в 1900 году Д.Уоллес, биолог, соратник Чарльза Дарвина, в книге «Положительные и отрицательные итоги девятнадцатого столетия»).
Первые теоретические идеи относительно роли и места новшеств в экономической теории, точнее в предпринимательской деятельности, появились в первые десятилетия XX века.
 
Пожалуй, наиболее последовательным из пионеров теории инновации был австрийский экономист Йосиф Шумпетер.
В 1912 году появилось первое издание книги двадцатидевятилетнего Йосифа «Теория экономического развития», сделавшего его знаменитым (в 1934 году вышло уже четвёртое издание, а параллельно перевод на итальянский, английский, французский, испанский, японский (!) языки). (В СССР эту книгу Й.Шумпетера издали только в 1982 году).
 
По Шумпетеру источник экономического развития - изобретения, воплощённые в предпринимательской деятельности.
Изобретатели-предприниматели люди с особой «жилкой», ориентированные на самоутверждение во внешнем мире, и обладающие развитым мотивом достижения.
Обнаружить таких людей в миробытие начала XX века было просто. Эдисон, Маркони, Форд - это только первые всплывшие в сознании имена.
Но для Й. Шумпетера изобретение только начало пути. За ним следует собственно инновация как судьба изобретения в фирме, в производстве, как следствие порождение спроса (а может само изобретение ответ на спрос) и распространение новшества.
Йосиф Шумпетер получил блестящее образование в аристократическом венском лицее Терезианума.
Чувство элитности, аристократизма, интеллектуального превосходства сопровождало Йосифа вероятно всю жизнь, но превратило его, как ни парадоксально не в надменного властелина, а в интеллектуального пионера, верящего в силу новаторства, инноваторских, пионерских действий как механизма развития экономики, а значит и социальной жизни.
Умер Йосиф Алоиз Шумпетер в 1950 году, оставив на столе недописанную книгу доказывающую любимую его идею последних лет, что капитализм уже не способен на «героическое», предпринимательское развитие, и на смену ему грядёт монопольное экономическое хозяйство социалистического типа (?!). Жизнь не подтвердила ожидания венского аристократа. Эпоха «героических» капиталистических предпринимателей в 1980-ые годы вновь появилась (Б. Гейтс, С. Возняк и т.п.).
 
Одна из первых крупных идей, прижившихся в инноватике - представление российского экономиста Николая Кондратьева о волнах конъюнктурности (в современных терминах инновационных волнах).
Его статья 1925 года и книга «Большие циклы конъюнктуры» 1928 года на имеющемся в распоряжении Николая Дмитриевича статистическом материале показывает, что волна роста, а затем спада потребления появившегося на рынке нового продукта (вещи, изделия) занимает десятилетия. (У Н.Кондратьева продолжительность волн - 80-100 лет, современные исследователи доказывают, что они зависят от размеров и ряда других характеристик страны, в которой происходит данное социально-экономическое событие).
 
Объяснение волновой природы инновационных процессов связано с ограниченным числом элементов, которые могут быть втянуты в инновационный поток: числа потребителей; ограничений в числе возможных предприятий, поставляющих инновационную продукцию; в транспортных ограничениях.
Впрочем, как часто было с российскими и советскими научными открытиями, «длинные волны Кондратьева» стали фактом мировой науки совсем не в двадцатые годы, а позже, когда инноватика как развивающая область исследований набирала силу.
Инноватика, как специальная отрасль исследования нововведений, стала одним из откликов на обострившиеся после мирового экономического кризиса 1930-х годов потребности фирм в разработке и внедрении новых услуг и идей, с развитием ориентации деятельности фирм на потребителей.
Поэтому первоначально предметом изучения инноватики были экономические и социальные закономерности создания и распространения научно-технических новинок. Но довольно быстро интересы новой научной отрасли расширились и стали охватывать и собственно социальные новшества, прежде всего нововведения, в организациях и на предприятиях (изменение их структуры, способов принятия решений, освоение новой деятельности).
 
Инноватика изначально становилась, как меж- и много-дисциплинарная сфера исследований. Её «родителями» и «родственниками» оказались философия и социология, теория управления и психология, экономика и культурология. К семидесятым годам зарубежная наука о нововведениях стала сложной, разветвлённой отраслью.
В эти же годы началось сближение нововведенческих исследований в различных областях социальной жизни: индустрии, сельском хозяйстве, образовании, здравоохранении.
Первые работы американских специалистов по нововведениям в образовании, содержащие ссылки на материалы социологов и антропологов, относятся, как сообщает один из виднейших исследователей распространения инноваций Эверет Роджерс, к 1938 году.
 
К концу пятидесятых годов можно говорить о сложившейся (прежде всего в США) области междисциплинарного изучения нововведений. Этому способствовала вся социальная ситуация послевоенного западного мира. Взрыв нововведений 50-60-ых годов был связан с необходимостью экономического прорыва (особенно для европейских стран), победительным шествием идеи маркетинга (провоцирование потребностей), нарастающим взаимовлиянием различных сфер социальной жизни и пронизывающим все эти процессы научно-технической революцией.
Эверет Роджерс прожил богатую событиями жизнь. Он родился в 1931 году в штате Айова в семье фермера, и, судя по всему, собирался идти путём отца. Но однажды школьная учительница повезла Эверета и его одноклассников в столицу штата в университет. И это решило судьбу способного юноши. В 1949 году он оказался в университете Айовы на сельскохозяйственном факультете. Казалось, судьба сделала только небольшой шаг вверх от фермерского пути, но в жизнь Э.Роджерса вмешались мировые политические события - корейская война и двадцатилетний молодой человек «хату покинул, пошёл воевать...»
Воевал, вероятно, недолго, во всяком случае, в 1957 году в 26 лет, он уже обладатель диплома доктора по социологии и статистики (!). А в 1962 году появилась первым изданием его замечательная книга «Diffusion of innovation» (в 2003 году - пятое издание). Выбор на всю жизнь сделан.
Но и интерес к фермерству не исчез, первый пример распространения инновации, что анализирует в своей книге молодой Роджерс - распространение новшеств в сельском хозяйстве.
Роджерс писал о распространении нового, об агентах инновационного влияния и сам был таким агентом.
За свою 47-летнюю научную и преподавательскую деятельность он работал и вёл исследование в шести американских и шести европейских университетах.
Он изучал диффузию инноваций социологии и коммуникации в Соединённых штатах и в Бразилии, в Германии и Индии, в Мексике и Нигерии, во Франции и Эквадоре, Таиланде и Корее...
 
К нам, в Россию, он кажется, так и не доехал. Из 30 его книг и 500 статей переведены у нас «Коммуникации в организациях» и «Распространение идеи мира».
Внешне Эверет Роджерс был похож на жюльверновского Сайруса Смита, да и по жизни было вероятно что-то схожее - порыв и увлечённость.
Закончил Э.М.Роджерс свой жизненный путь 21 октября 2004 года, работая до последних дней в последнем своём университете, в штате Нью-Мексика.
Но вернёмся в пятидесятые, шестидесятые годы.
События, вокруг становящейся научной инноватики, происходят весьма интенсивно. Проводятся конференции, пишутся монографии, появляются периодические издания. Ещё в 1955 году в США издавался журнал, посвящённый социологическим аспектам инноваций в образовании.
В «Диффузии инноваций» автор утверждает, что при написании монографии использовано более 500 (!) публикаций по нововведениям.
На современные масштабы исследований по инновациям указывают такие цифры: общее число англоязычных работ по диффузии нововведений к концу 1990-ых годов - насчитывалось более 5000, число диссертаций по проблеме восприятия новшеств - более 300.

Страницы: « 1 2 3 4 5 (6) 7 8 9 10 ... 52 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/234
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/234
Посткоммунарство
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Поляков Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?