Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Поляков С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА: ОТ ИДЕИ ДО ПРАКТИКИ


Содержание:
  1. Задание 12
Информация об авторе: Поляков Сергей
Поляков Сергей Данилович, профессор Ульяновского педагогического университета, доктор педагогических наук, один из главных исследователей проблем воспитания в современной российской школе. Автор книг «Реалистическая педагогика», «Психопедагогика воспитания», многих аналитических и публицистических работ

← Оглавление

НПО: сценарии судьбы и заключительные замечания

 
Проведённая выше проблематизация идей, хода и результатов первого года НП «Образование» позволяет обоснованно предложить варианты развития роли и судьбы НПО для отечественного образования.
 
Сценарий первый - Ситуативный
НПО - это чисто ситуативный, связанный с сиюминутными политическими интересами и возможностями сюжет. Отсутствие системности в его идеях и реализации - не случайность. После 2007 года он просуществует ещё два, максимум три года, (2008, 2009, 2010) принципиально не развиваясь и не ставя практически более глубоких, чем его первоначальные, задач, «потихонечку затухая», сойдя на нет к концу названного срока.
 
Сценарий второй - Имитационный
По этому сценария судьба НПО более устойчива - по крайней мере, на ближайшие 3-4 года. Его масштабы не снижаются, а то и расширяются, стимулируя аналогичные проекты меньшего, регионального, городского масштабов. Однако преобладающей, развивающей тенденцией такого расширения является поддержание имиджевости проектных действий, и как следствие дискредитации в массовом педагогическом сознании самого понятий инноваций и целей инновационной работы как содержательной, необходимой для сути педагогической практики. Сопровождение этих тенденций бумаго- и отчётотворчеством; показушные (для отчёта) мероприятия. Школы и учителя, пытающиеся решать реальные образовательные, педагогические проблемы, ощущают в этом случае свою «альтернативность», непопадание в ногу со временем, отчуждённость от общего потока.
 
Сценарий третий - Несистемный
В конкурсах НПО и в развёрнутой более-менее систематической работе по распространению инноваций чаще поддерживаются образовательные учреждения и педагоги, развивающие действительно позитивные педагогические по сути новшества.
Но результаты этого процесса, этой поддержи, случайны («где густо - где пусто»). Так как управленческая деятельность регулирующая, усиливающая, связывающая друг с другом порождение, распространение, освоение новшеств не выстраиваются и не развивается. Масштаб и характер реализации и развития НПО, непредсказуемо колеблющийся как по средствам, так и по целевым ориентирам.
 
Сценарий четвёртый - Системный
Деятельность управленческих структур по линии НПО несёт характер развития и поддержки инновационных процессов в логике: анализ проблем - осмысление инновационных проб - вычленение главных инновационных линий, связанных с реальным развитием эффективности образования, с согласованием целевых образовательных установок профессионального педагогического сообщества и общественных групп.
Развитие НП «Образование» и вырастающей из него образовательной политики как системного, многоуровневого, многоканального процесса.
Осознание «действующими лицами» этапности реализации проекта, с соответствующим осмыслением смысла, проблем и задач каждого этапа, с пониманием возможностей синергетических эффектов в его реализации: существования атракторов, попадания в бифуркационные состояния, с использованием резонансного управления.
 
* * *
Сценарии - это только сценарий. Реальные процессы содержат, как правило, все сюжеты. Вопрос в том, какие из них определяют наличные тенденции и какие есть возможность у каждого, кто имеет отношение и развивающимся процессам: влиять на судьбу, в нашем случае Национального проекта Образования.
 
Задание 12
Оцените каждый из сценариев «на пространстве 2007 - 2010 года», используя следующие оценки его вероятности:
  • ОВ (очень вероятно);
  • ВВ (весьма вероятно);
  • СВ (средняя вероятность; шансов процентов 50);
  • МВ (маловероятно);
  • НВ (невероятно).
Попросите оценить сценарии коллег. Поразмышляйте над получившимися результатами.
 
Завершим главу о Национальном проекте «Образование» парой высказываний Майкла Фуллана, вероятно крупнейшего американского исследователя образовательных реформ.
В недавно переведённой у нас книге «Новое понимание реформ образования» М.Фуллан говорит: судьба образовательных изменений решается в зависимости того, как две противоположные силы: Административная подотчётность и Педагогическое сообщество в условиях противостояния и взаимного дискомфорта научатся уважать и использовать значительные ресурсы друг друга.
И ещё: «Учиться жить с реформой означает проводить изменений меньше, но более серьёзно». Назначение педагогических сообществ отделять в потоке реформ достойное от недостойного и поддержка достойных истинных образовательных изменений.
Вот собственно и всё. Остаётся вернуться к Карте инноватики.

Страницы: « 1 ... 44 45 46 47 (48) 49 50 51 52 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/234
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/234
Посткоммунарство
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Поляков Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?