Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Поляков С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА: ОТ ИДЕИ ДО ПРАКТИКИ


Информация об авторе: Поляков Сергей
Поляков Сергей Данилович, профессор Ульяновского педагогического университета, доктор педагогических наук, один из главных исследователей проблем воспитания в современной российской школе. Автор книг «Реалистическая педагогика», «Психопедагогика воспитания», многих аналитических и публицистических работ

← Оглавление

Распространение инноваций и инновационные проблемы НПО

 
Решение второй большой провозглашаемой задачи - распространение инноваций требует решения гораздо большего числа конкретных задач.
Это задачи адекватного, информирования об инновационном опыте; создания положительного, привлекательного образа новшества, запуск механизма эмоционального заражения новшеством, построение программ по учебному освоению новшеств, стимулирование и поддержка пробных нововведений, наконец, самостоятельный пласт практического введенияновшеств и его закрепления в школе.
Кроме общих деклараций о важности работы по распространению и внедрению как в документах НПО и в выступлениях его разработчиков ничего существенного не встречается.
 
Попробуем в развёрнутом виде обозначить «задачное поле» такой деятельности и назвать возможные проблемы при осуществлении заявленной в НПО цели «…распространение успешных образцов инновационной практики…»
Решение задачи адекватного информирования об инновационном опыте, проявленном в конкурсах НПО состоит из решения таких частных задач:
  • называние конкретных инноваций в формах, демонстрирующих их сущность, особенность, оригинальность;
  • определение механизмов информирования. (Кто, в какой форме - текстовой, образной, «личных встреч» «рассказывает» о новшестве; авторитетность данных источников информации; тиражность информации, доступность массовому работнику образования);
  • разработка показателей эффективной информированности (количество человек знающих название новшеств и их авторов, количество работников знающих основные идеи новшеств и д.р.). Для того чтобы эти показатели имели управленческий смысл, необходимы разработки моделей свершившегося информирования, их этапности, уровни, показатели достижения каждого уровня, методическое основание фиксации этих уровней;
  • ресурсное обеспечение (кто, в каких организационных формах, за какое время и за какое вознаграждение, финансовую и нематериальную поддержку осуществляет эту работу);
 
Тесно связаны с задачей информирования задачи создания привлекательного образа новшеств и «эмоционального заражения» инновацией.
 
Решение задач создание привлекательного образа конкретных новшеств и эмоционального «инновационного заражения» состоит из решения таких частных задач:
  • выделение среди авторов новшеств (учителей, руководителей школ) тех, кто сам способен создать в устном виде или текстом яркие, привлекательны образы своей работы; плановое обеспечение им возможности печататься, выступать, встречаться с коллегами;
  • обеспечение возможностей «не пишущим» или не так пишущим, говорящим инноваторам работать с посредниками: журналистами, телевизионщиками, методистами, преподавателями повышения квалификации, умеющими подать новшество в «соответствующей упаковке»;
  • организация привлекательных профессионально-педагогических «праздничных» событий в формах фестивалей, слётов, форумов с открытыми уроками, мероприятиями презентационного, демонстрационного характера;
  • акцентировка в такой работе на молодых педагогов, студентов педагогических вузов, колледжей (слёты, фестивали, встречи, клубы и т.п. молодых педагогов);
  • ресурсное обеспечение (кто, как, в какие сроки, в каких нормах деятельности, оплаты и поощрений это осуществляет). В частности максимальное адекватное использование ресурсов педагогических вузов и колледжей; молодёжных общественных движений;
  • разработка показателей решения задачи создания привлекательности образов новшества;
  • разработка моделей (этапности, уровней, внутриобразовательных и внеобразовательных форм представления хода и результатов презентационного процесса);
 
Решение задачи учебного освоения новшеств состоит из решения таких задач:
  • разработка специальной программы многоуровневого и «многоместного» инноваторского обучения (ИПК, Институты развития образования, методические центры, личные «школы мастеров» и пр.);
  • анализ масштабного потенциала выявленных в процессе конкурсов инноваций. Организация инноваторского обучения (где, кто, когда, в каких масштабах с организацией, с каким результатом ).
  • создание, обучение группы «технологов» инноваторского обучения; (преподавателей, методистов, авторов новшеств. Освоение ими способов, форм эффективного обучения новшеству (деловых игр, тренингов, рефлексии совместной деятельности и пр.).
  • стимулирование в инноваторском обучении модельных (учебных) и пробных (на рабочем месте) действий обучающихся в духе осваиваемых новшеств;
  • поддержка и развитие имиджа таких форм обучения, их презентация, «реклама» в СМИ и через каналы управленческой деятельности;
  • управленческое обеспечение разработки, запуска, регулировки и анализа инноваторского обучения соответствующего масштаба:
  • ресурсное обеспечение реализации программ инноваторского обучения;
  • разработка поэтапных показателей хода и результатов их реализации;
 
Начиная с решения задачи поддержки работы по-новому и далее к поддержке нововведений в образовательных учреждениях и их закреплении в повседневности обучения, воспитания, управления центр усилий смещается к внутриорганизационной, внутришкольной работе. Судьба нововведений, повторим, в конечном счёте решается в школе, а не вне её.
Но об этих процессах достаточно подробно говорилось в главе об освоении новшеств в образовательном учреждении.
 
Однако некоторые «внешние задачи» имеют смысл и на этом этапе инноваций. Прежде всего поддержка внешними средствами имиджа соответствующих школ и педагогов, через соответствующие внешние управленческие действия, действия общественно-политического характера и стимулирование соответствующих действий СМИ.
Какие закономерные барьеры, препятствия, пробелы возникает при реализации подобной логики работы на данном этапе НПО? ( Некоторые из них, кстати, носят теоретико-практический характер).
Во-первых, как точно пишет об этом К.Сумнительный (Народное образование 2006, №8), чтобы нечто стало инновацией недостаточно факта реализованного новшества, необходим второй факт - общественного признанияновшества как результативного феномена.
Эта аналитическая идея ещё раз обращает организаторов НП «Образование» к необходимости работы с этапами распространения новшеств, на которых определяется может ли стать новшество действительной инновацией.
Во-вторых, следует различать инновации в образовании и педагогические инновации. Инновации в образовании могут быть совсем непедагогическими (не меняющими процессы обучения и воспитания). Такие инновации решают социальные непедагогические задачи (то же очередное введение одиннадцатилетки или повышение зарплаты учителям). Наивно думать, что повышение опыта учительского труда напрямую соотносятся с уровнем работы педагогов. Большая зарплата создаёт не более чем лучшее социальное самочувствие работников образования - очень важную вещь, однако не определяющую уровень профессионализма педагогов).
Инновации в образовании как системе - не более как изменение условий деятельности педагогов и школ, которые становятся действующими факторами улучшения педагогического процесса только при специальной управленческой работе (Смотрите наш пример с «вознаграждением классного руководителя»).
 
Теперь о некоторых собственно практических проблемах связанных с реализацией НПО. Назовём их по мере нарастания сложностей.
 
Проблема выработки, трансформации адекватной задачам НПО документальной основы участия в конкурсе. Как сделать, чтобы бумажная сторона инновационной работы воспринималась школами и учителями, как помогающая, поддерживающая их усилия, а не как вынужденность, ни как помеха в повседневном труде. Собственно здесь, в этой проблеме, скрыто отдельное поле для инновационных (пусть относительно мелких и частных) разработок.
 
Проблема совмещения имиджевой и внутренней сущностной сторон работы учителя и школы. Особенно остро, по нашему мнению и мнению ряда руководителей школ, это проблема стоит перед инновационными образовательными учреждениями.
Время и ресурсы школы не бесконечны и в успешных школах они, как правило, используются со значительной полнотой. Участие в конкурсах неизбежно отвлекают ресурсы (время и силы администраторов, школьных психологов, учителей) от решения внутренних собственно педагогических задач к внешним имиджевым.
Успешные школы задачу балансирования между сущностными, внутренними задачами и имиджевыми решают либо удачно (в этом случае имиджевая деятельность рассматривается как средство решения педагогических задач) либо «соскальзывают» во внешний план, теряя возможности собственно педагогического развития, а то и снижения уровня своей педагогичности.
 
НПО и для школ и для учителей - это внешняя задача. Как участие в соответствующих конкурсах откликается на внутренней жизни школы - это тема специальной работы образовательного учреждения - победителя конкурса. Но про педсоветы, совещания, семинары с соответствующей тематикой что-то не слышно.
 
Ещё более глубинная тема, далеко выходящая за проблематику НПО - соотношение инновационности и качества образования. Серьёзная более-менее радикальная инновация - это всегда в какой-то мере разрушение, анархизация сложившегося порядка, режима, стиля школы. И какие-то показатели качества образования (обучения, воспитания) в этом случае идут вниз. Понять - это следствие неразвитости, непройденности инновационного пути или ошибочности инновации на пороге самой инновации (новшества или способа его введения) весьма непросто. Нередко в этом случае требуется непредвзятый анализ извне, невнутришкольного специалиста. Но школы на такие, в терминах А.Н. Тубельского, С.Л. Братченко, общественные экспертизы своей деятельности идут весьма редко.
Процессы проявления, распространения, освоения, применения новшества неизбежно, закономерно его трансформируют. Нередко эти трансформации носят характер деформации первоначальной инновации как искажение, неиспользование её первоначального потенциала.
Причины этих деформаций многоуровневы и глубоки, об этом говорилось в соответствующих главах.
 
В случае НПО как инновации можно назвать четыре, уже проявившиеся, деформации.
Первая - это увлечение имиджевой стороной участия в НП «Образование». НПО начинает рассматриваться в регионах, в школах как средство выглядеть позитивно перед внешними, особенно перед вышестоящими структурами. В этом случае основные силы соответствующих управленческих структур «бросаются» на выполнение требований «верхних» организаций, смыслы же самого проекта «Образование» начинают играть второстепенную роль. Нередко это проявляется в характерных мелочах. Пример: школа, в рамках презентации своей инновационной программы устраивает День открытых дверей, на котором подготовленных материалов не хватает как раз школьным людям, которые и готовили эти презентации и материалы («Надо хорошо выглядеть перед гостями»).
Вторая - вера в инновационность как «волшебную палочку» («инновация - это хорошо»). Об этом мы уже много говорили. Дополнительный новейший пример, связанный с ещё одной линией НПО - вера в то, что компьютерно-интернетовско-мультимедийные системы автоматически способствуют совершенствованию образовательного процесса. Компьютерные средства - это только средства. Их уместность и влияние на результативность образования решается, как не устаёт повторять один из самых глубоких аналитиков компьютеризации образования С.В.Вершинин, в практических ответах на вопросы: зачем, для каких целей вам нужен компьютер, в каком педагогическом контексте он у вас будет работать и какие, в связи с этим, функции выполнять и, наконец, какой для вас личный смысл использования этого средства.
Третья - вера в определяющую силу конкурсности(«мы победители, следовательно, мы лучшие»). Не поддаться этой вере сложно. Победитель того же конкурса НПО со всех сторон получает подтверждение, своей значимости. Соотнести победу с критериями «истинности педагогических успехов» и не поддаться имиджевым оценкам - трудно. Напомним - участие в конкурсах, особенно в личных конкурсах, поддерживает не внутреннюю мотивацию учителя (его заинтересованность процессом и результатом своей работы с конкретными школьниками), а внешнюю мотивацию педагога - значимость оценки внешнего круга.
 
Наконец ещё одна вера, вера а магическую силу денег («дайте нам денег, и мы будем работать хорошо»). Об этом немного под другим углом зрения мы уже писали: денежные средства проще всего помогают решать задачи совершенствования материально-технических условий работы школы, социального самочувствия школьных работников и поддержку устойчивого, относительно нетворческого уровня педагогической деятельности. Напомним приводившиеся в «психологической главе» результаты исследования: не действие традиционных внешних стимулов на поддержание, развитие творческого уровня работы человека. Повышение зарплаты создаёт временное, повышение интересов педагогов к сверхнормативной деятельности. На поддержание устойчивого творчества (а следовательно инновационности) школьных работников необходимы другие незарплатные стимулы.
 
С этой точки зрения норма конкурса инновационных школ - запрет траты победного миллиона рублей на оплату педагогов и администрации в принципе верен. Другое дело, в какой ситуации находится конкретная школа и какие приёмы выстраивают финансисты для действительно стимулирующего творчества педагогов расходования «заработного» миллиона.

Страницы: « 1 ... 43 44 45 46 (47) 48 49 50 51 52 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/234
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/234
Посткоммунарство
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Поляков Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?