Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Поляков С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА: ОТ ИДЕИ ДО ПРАКТИКИ


Информация об авторе: Поляков Сергей
Поляков Сергей Данилович, профессор Ульяновского педагогического университета, доктор педагогических наук, один из главных исследователей проблем воспитания в современной российской школе. Автор книг «Реалистическая педагогика», «Психопедагогика воспитания», многих аналитических и публицистических работ

← Оглавление

НПО и классное руководство

 
Третья линия - НПО - изменение оплаты за классное руководство.
По сути своей это никакая не инновация (в смысле педагогическом). И в самом документе о новой оплате классных руководителей весьма двусмысленная фраза о «вознаграждении (!?)» за деятельность классного руководителя.
В сознании управленцев и рядовых педагогов слово «вознаграждение» было прочитано как награда за повышенную работу. Но это противоречие сути самого документа, где новая оплата связывалась с количеством учеников в классе, а не с качеством работы.
Все данные шаги и попытки где-то что-то изменить в деятельности классного руководителя никак не исходили из исходного документа, и носили характер «самостийных» чаще всего региональных, реже школьных инициатив.
 
Скромнее всего оказалось Министерство образования и науки - оно разработало весьма обтекаемые методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя.
В них содержаться такие действительно важные формулировки как «Деятельность классного руководителя… строится на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, ...с учётом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом...».
 
И даже
«При выборе форм работы с обучающимися целесообразно…определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением»; учитывать…возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия».
 
На региональных уровнях работы с классными руководителями инициативы «по мотивам НПО» несут противоречивый характер.
 
Отчётливы две тенденции. Использование повышения оплаты за классное руководство как мотив безграничной интенсификации деятельности классных руководителей (в этом, пожалуй, ничего инновационного нет, это традиционный способ решать воспитательные задачи в нашей стране) и попытки нормализовать работу классного руководителя, ввести нормы его деятельности в соответствии с оплатой.
В этом случае мы имеем парадоксальную «норму - инновацию». Инновация как правило - это выход за норму, сверхнормативная деятельность работника. В нашем примере инновацией оказывается введение нормы, где её никогда не было (по крайней мере, в последние десятилетия).
 
Главным организационно-управленческим условием, позволяющим использовать новую ситуацию с оплатой классного руководителя для повышения эффективности воспитательной деятельности в образовательном учреждении, является разработка внутришкольного нормативного документа о классном руководстве. Такой документ помогает упорядочить работу классного руководителя.
В нём формулируются специфические требования к работе классного руководителя, которые зависят от особенностей конкретной школы, её социального окружения, контингента учащихся.
 
Может ли такой документ быть одинаковым для школ в 60, 400, 1300 учеников; для гимназии или общеобразовательной школе; для школ в столице и сельской местности? Разумеется - нет.
Такой документ должен отражать интересы, по крайней мере, четырёх сторон, имеющих отношение к деятельности классного руководителя в данной конкретной школе: самого классного руководителя, администрации школы, родителей и школьников, а так же учитывать особенности школы, прежде всего число учеников в школе и в классах.
 
Задача управленцев, методистов, преподавателей повышения квалификации стимулировать, консультировать внутришкольную управленческую работу по разработке этого документа, обучить школьных управленцев соответствующим формам и технологиям его разработки и последующей работы с ним.
 
Можно назвать такие организационно-управленческие предпосылки норматизации работы классного руководителя:
  • Положение о деятельности классного руководителя разрабатывается и утверждается в самом образовательном учреждении.
  • Сложность работы классного руководителя оценивается как равная сложности работы учителя-предметника. Нормативное время работы классного руководителя - 7-10 часов в неделю непосредственной работы со школьниками и родителями (0,4-0,6 от ставки учителя) Эти цифры получены из соотношения оплаты классного руководства и оплаты за преподавательскую деятельность учителя. (!!!)
 
Но надеяться, что такие Положения вдруг появятся инициативно в школах наивно. Необходима специальная работа по пропаганде этой идеи управленцам, школьной администрации и классным руководителям. Необходим модельный (обучающий) опыт разработки такого документа. Необходимы образцы реализации идеи в конкретных школах, организация известности этих школ и их опыта, анализ и коррекция результатов введения, анализ рисков такой работы. В общем необходима специальная работа по формулировке распространению и освоению Положения о деятельности классного руководителя.
 
Ульяновский опыт такой деятельности включает такие шаги:
  • Разработка методических материалов о том, как создавать и вводить Положение о деятельности классного руководителя в общеобразовательной школе (этап создания новшества).
  • Рассказ об идеи и разработанных материалах на встречах со школьными работниками, распространение рекомендаций в электронном виде и как малотиражного издания (этап информирования).
  • Сложная деловая игра на августовском, 2006 года, областном совещании с участием методистов и специалистов от всех районов области, успешных ЗДВР и известных в области классных руководителей (этап инноваторского обучения).
  • Разработка и введение «Положения» в отдельных школах и районах (этап освоения новшеств, он продолжается и в 2007 году).
Конечно, проблемы деятельности классного руководителя в новых условиях не сводятся к норматизации его работы. Другая сторона - повышение эффективности его деятельности.
 
Решение этой задачи подразумевает разрешение ряда проблем:
  • Как повысить мотивацию классных руководителей на реализацию соответствующей деятельности?
  • Как повысить воспитательную компетентность классных руководителей?
  • Как организовать эффективную передачу передового и инновационного (это не одно и тоже) опыта классных руководителей?
 
Рассмотрим последовательно версии ответов на эти вопросы.
Пути повышения мотивации классных руководителей:
  • Поддержка стремления соответствовать нормам деятельности. (Базовые условия: разработка на уровне образовательного учреждения норм деятельности классного руководителя в соответствии с оплатой, постановка перед классными руководителями реалистических, достижимых целей воспитания).
  • Поддержка стремления принадлежать к привлекательной профессиональной общности. (Базовые условия: моральное и материальное поощрение сообществ классных руководителей - методобъединений, кафедр, проблемных и творческих групп, конкурсы сообществ).
  • Поддержка стремления получить признание за свою деятельность (Базовые условия: моральное и материальное поощрение успешных классных руководителей, организация профессиональных конкурсов классных руководителей).
 
Пути повышения компетентности классных руководителей:
  • Обучение классных руководителей.
  • Обеспечение качественной методической литературой.
  • Развитие консультационной службы.
 
Условия эффективной передачи инновационного опыта классных руководителей:
  • Ориентация вметодической и организационно-управленческой деятельности на выявление и анализ успешного опыта классных руководителей как приоритетной задачи.
  • Описание инновационного опыта и анализ условий и границ его применимости.
  • Организация передачи опыта в ситуациях совместной деятельности педагогов (учебно-методических сборов, фестивалей инноваций и т.п.).
 
Любая относительно сложная инновация, как мы об этом неоднократно говорили, имеет свою цену, свои риски. Это верно и для такой не очень-то радикальной инновации как построение эффективной работы классного руководителя в условиях норматизации его деятельности.
 
Риски в ситуации реализации НПО в сфере деятельности классных руководителей таковы.
 
1. Нарастание формализма в организации воспитания в школе как следствие акцентировки в управлении не на аналитическую работу и помощь классным руководителям, а на контроль с громоздкими неоптимальными формами учёта и отчётности, не помогающими росту эффективности педагогического взаимодействия.
 
Пути уменьшения риска:
  • акцентировка в организации воспитания на помощь классным руководителям и анализ их деятельности;
  • разработка оптимальных форм информационно-документной стороны организации воспитания с использованием компьютерных средств.
 
2. Нарастание разрыва в компетентности школьных воспитателей и внешкольных (районных, областных) специалистов в сфере воспитания. Как следствие рост напряжений и конфликтов между школами и внешними управленцами.
 
Пути уменьшения риска:
  • опережающее обучение специалистов и управленцев районного, городского, регионального уровней;
  • построений отношений между школами и районными (городскими) специалистами в сфере воспитания на договорных началах.
 
3. Обострение в школах отношений между классными руководителями и учителями.
 
Пути уменьшения риска:
  • соединение воспитательных усилий классных руководителей и учителей как последовательная политика администраций школ;
  • распределение классного руководства в школе в открытых формах.
 
Все эти риски имеют объективную природу и как таковые могут быть только смягчены, но не устранены.
Мы остановились так подробно на инновационных проблемах деятельности классного руководителя в условиях НПО, не столько чтобы описать собственный опыт и опыт моих коллег по кафедре воспитательных проблем образования УИПКПРО, сколько для того чтобы показать какую длинную цепочку проблем, задач, вопросов, действий тянет за собой любая серьёзная педагогическая инновация.

Страницы: « 1 ... 41 42 43 44 (45) 46 47 48 49 ... 52 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/234
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/234
Посткоммунарство
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Поляков Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?