Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Поляков С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА: ОТ ИДЕИ ДО ПРАКТИКИ


Информация об авторе: Поляков Сергей
Поляков Сергей Данилович, профессор Ульяновского педагогического университета, доктор педагогических наук, один из главных исследователей проблем воспитания в современной российской школе. Автор книг «Реалистическая педагогика», «Психопедагогика воспитания», многих аналитических и публицистических работ

← Оглавление

Идея дополнительности

 
Наше путешествие в страну педагогической инноватики заканчивается. Что нам удалось? Во всяком случае, подробной, выверенной карты новой педагогической дисциплины не получилось. Но указаны азимуты от соседних наук, увидены издали некоторые вершины - закономерности, произведена разведка в поле распространения идей, в лесу психологии учителя, в посёлках инноваторского обучения, в городах школьных нововведений.
Пора подвести итоги. Но как только я попытался их сформулировать, натолкнулся на неожиданную трудность: требования к эффективной организации инновационного процесса оказались нередко противоположными. С одной стороны, нововведение в школе не будет успешным, если его сторонниками и защитниками не станут сами учителя; с другой - без компетентных специалистов со стороны шанс «наломать дров» весьма велик. С одной стороны, необходима какая-то этапность в освоении новшеств, с другой - введение их по элементам чаще всего не даёт результатов.
По-видимому, необходимо принять это как отражение противоречивости, изначально присущей инновационному процессу.
 
А раз так, то и самые общие принципы распространения педагогических нововведений желательно строить на началах дополнительности противоположных идей.
Идея дополнительности - равноправные, порою противоположные описания одного и того же объекта с разных точек зрения - впервые была высказана в двадцатые годы Нильсом Бором для примирения различных теорий, описывающих мир элементарных частиц. В послед­нее время в трудах культурологов, философов, психологов неоднократ­но появлялась мысль о плодотворности применения этой идеи к опи­санию социальных, психологических, педагогических явлений (А.В.Мудрик, В.Д.Семёнов).
Попробуем проделать такую работу.
 
1. Опора в освоении нововведений на свои собственные силы и в то же время поиск единомышленников, консультантов. Крен в каждую из сторон создаёт трудности в освоении новшества. Замыкание на себе, своей группе порождает два нежелательных эффекта: «изобретение велосипеда» и трату сил на свои «сани», когда соседи предлагают «автомобиль». Но и другая крайность - чрезмерная надежда на «людей со стороны» - также непродуктивна
 
2. Распространение новых идей параллельно среди школьников и педагогов и в то же время педагогическая целенаправленная инициатива.
Первая часть принципа отражает специфику педагогических нововведений; пока в той или иной мере в инновационную деятельность не включены школьники, причём как субъекты этой деятельности, полноценный успех проблематичен.
«Потеря параллельности» встречается в варианте отставания педагогов или отставания школьников. Ребячий коллектив, как правило, более динамичен, легче вовлекается в новые формы жизни. Если школьники приняли новшество раньше, чем большинство учителей, возможен рост взаимонепонимания, вплоть до конфликтов между ними и частью педагогов. Обратное явление, когда роль инновационной силы учителя оставляют только за собой, тоже создаёт проблемы, хотя внешне всё может выглядеть неплохо. Ребята принимают новшество, даже проявляют к нему интерес. Но это интерес к вкусному готовому блюду, а не к кулинарному искусству.
Идея педагогической целенаправленной инициативы подразумевает наличие у педагогов целей, идей, стратегий, не сводимых только к целям школьников. Другое дело, что со временем наиболее активные в педагогическом плане ученики могут становиться полноправными участниками выработки этих задач и стратегий.
 
3. Добровольность включения педагогов в инновационную
работу и в то же время активная пропаганда и стимулирование их интереса к нововведению. Пропаганда, стимулирование и даже давление общественного мнения необходимы, но только в том случае, если членам педагогического коллектива  оставляется  возможность  выбора - включаться или не включаться в процесс нововведения.
 
1.       Взаимодополнение реальной деятельности  педагогов на своих рабочих местах и специального  инноваторского обучения.
 
2.    Поэтапность в освоении и распространении нововведения и в то же время ориентация с первых шагов на его целостное применение.
 
3.    Ориентация на саморазвитие инновационного процесса и в то же время вовлечение в инновационную работу узловых лиц и подразделений  школы и среды.  Мудрая инновационная политика рассчитывает на оба процесса: на саморазвитие и целенаправленные действия инноваторов. Меру сочетания первого и второго подсказывают понятия: регулировка, корректировка, инновационные импульсы, инновационное обучение. Вот, пожалуй, и всё об освоении новшеств в образовательном учреждении.
 
Но впереди ещё анализ инновационных событий последних двух лет.

Страницы: « 1 ... 39 40 41 42 (43) 44 45 46 47 ... 52 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/234
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/234
Посткоммунарство
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Поляков Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?