Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Поляков С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА: ОТ ИДЕИ ДО ПРАКТИКИ


Содержание:
  1. Задание 10.
Информация об авторе: Поляков Сергей
Поляков Сергей Данилович, профессор Ульяновского педагогического университета, доктор педагогических наук, один из главных исследователей проблем воспитания в современной российской школе. Автор книг «Реалистическая педагогика», «Психопедагогика воспитания», многих аналитических и публицистических работ

← Оглавление

 

Часть 8. ИННОВАЦИОННАЯ ПРАКСЕОЛОГИЯ
(Освоение новшества в организации)

 
Вместе собираемся.
Вместе договариваемся.
Вместе настраиваемся.
Единым (да будет) ваш замысел,
Единым - ваши сердца,
Единым (да будет) ваша мысль,
Что было у вас доброе дело.
Ригведа
 

Школа - это система

 
Задание 10.
1. Вы администратор школы или классный руководитель. Вам разрешается ввести в расписание школьной жизни дополнительные два часа в неделю. При этом вам предлагается потратить это время на одно из двух: на коллективные дела, мероприятия или на дополнительные занятия с отстающими и одарёнными детьми.     
Выбирая, используйте следующие оценки: «определённо...», «скорее... чем...», «выбор невозможно сделать»,
2. Повторите тот же выбор для второй пары предложений: дополнительные занятия с отстающими и одарёнными детьми или совещание учителей по улучшению учебно-воспитательной работу в школе (классе). Используйте те же оценки.
3. Сделайте третий выбор: совещания по улучшению учебно-воспитательной работы в школе (классе)  или коллективные дела, мероприятия.
Переведём выбранные вами оценки в баллы: «определённо» - 2 балла, «скорее... чем...» - 1 балл, «невозможно...» - 0 баллов.
Подсчитайте суммарный балл, полученный каждой из альтернатив: мероприятия, дополнительные занятия, совещание.
О результатах чуть позже.
 
Школа - не сумма учителей и учеников. Это сложная взаимосвязь отношений, деятельности, общения, ценностей, материальных и технических условий, правовых и нравственных норм. Можно перечислять и далее реалии школьной жизни, но давайте найдём объединяющие слова.
 
Первое. Школа - это система, в которой названные выше и другие связи и взаимодействия порождают особые качества школы как целого: организационную культуру, эмоциональный климат, интеллектуальную и нравственную атмосферу, общественное мнение, отношение со средой и т. д.
 
Второе. Школа-это социальная организация. Это слово, часто используемое в инноватике, подчёркивает организационно-управленческие стороны системы. Действительно, нововведения в школе, и собственно управленческие, и дидактические, и воспитательные, обязательно задевают организацию школьной жизни. Поэтому школа - организация.
Рассуждать о школе как, воспитательной системе мне легко и сложно. Легко, так как я сам принадлежу к научному направлению, которое разработало это понятие. Создатели теорий школы как воспитательной системы - А. Т. Куракин, Л. И, Новикова, В. А. Караковский. Эти имена хорошо известны педагогам, стремящимся целостно строить процесс воспитания.
Но писать о школе как системе и непросто. Об этом в разное время были написаны известные книжки: «Управление развитием школы» (Под редакцией В.С.Лазарева и М.М.Поташника), «Воспитание? Воспитание… Воспитание!» В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, «Развитие педагогических систем» В.С.Лазарева, и особенно отметим «Пособие для начинающих робеспьеров» А.М.Сидоркина. В этой последней небольшой книжице, даже брошюре, поставлена масса глубоких вопросов и высказано немало тонких идей, связанных с инновационном процессом в школе.
Волей-неволей глава о педагогической инновационной праксеологии должна быть продолжением поднятых в этих книгах тем и проблем.
 
Итак, школа - это система, социальная система. Социальные системы, в отличие от природных, имеют цели, осознанные и принятые хотя бы некоторыми внутрисистемными людьми:
Откуда берутся цели, как они развиваются - это непростые вопросы. В теории организаций различают цели, заданные извне (цели-задания), цели, порождённые в общении и взаимодействии в самой системе (цели-ориентации), и цели собственно организационные, направленные на поддержание определённого управленческого порядка. Конечно, это деление относительно. Цели, заданные извне, воспринятые как долг, становятся целями - ориентирами. А заинтересованность людей в поддержании определённого порядка превращает организационные цели в цели - ориентации.
Серьёзные педагогические нововведения могут исходить только из целей-ориентаций. Чтобы цели-задания или цели порядка заработали, необходимо, чтобы люди их приняли как необходимые не «дядям-тётям», а «нам, работникам этой школы». А в таком случае сам тип этих целей изменится.
Вывод: цели педагогических инноваций не даются, а выращиваются, даже в том случае, когда толчок к этому росту был извне.
Если же организаторы нововведений идут другим путём, возникает парадоксальный феномен формальной инновации. Пример: школа, объявившая себя техническим лицеем, со слабыми учителями физики и труда, недовольными сокращением часов сильными учителями - гуманитариями и родителями, напрягшимися перед обещанной процедурой перебора-отбора учащихся.
 
Следующая характеристика школы как системы - общность людей, воспринимающих себя как носителей ценностей, традиций, перспектив школы. Обычно это коллектив педагогов школы или его часть; в более редких случаях - также и школьники (чаще старшеклассники), а то и преданные школе родители.
Нововведенческая проблематика этого положения очевидна: только развивая активную субъектную позицию участников инновации, делая их в той или иной мере её создателями, творцами, можно получить желаемый результат.
 
Набор деятельностей учителей и учащихся - третья характеристика школы как системы.
Процесс деятельности - это процесс реализации целей; деятельность в свою очередь порождает поправки, уточнения, развитие целей. Содержание, формы организации ведущих (системообразующих) деятельностей соответствуют целям школы на данном отрезке её жизни. Именно в этих деятельностях развивается прежде всего ученический коллектив.
Крупные инновации в школе нередко начинаются или сопровождаются сменой системообразующих видов деятельности.
Появление профильных классов с углублённым изучением предметов (новая учебная деятельность) ведёт иногда (но не всегда!) к переориентации от цели формирования знающего ученика как главной к развитию избирательных познавательных интересов, как более важной задаче.
И наоборот - появление новых целей ведёт к перегруппировке в видах деятельности. Цель - формирование у школьников демократических ориентации, умений демократически действовать - требует изменений в формах организации учебной и внеучебной деятельности, выдвигая на первый план организаторскую работу школьников как сферу активности ребят, особо значимую для осуществления данной цели. В разных видах деятельности и в общении становятся, закрепляются, изменяются отношения учителей и школьников, учителей и учителей, школьников и школьников.
 
Преобладающие отношения - это четвёртая и может быть самая глубинная характеристика школы как системы.
Чаще всего она производна от целей, от развитости педагогического коллектива, от деятельности. Но иногда инновация может начаться и с них. Это тот случай, когда учителя первоначально стремятся к изменению общения с ребятами из тактических целей: улучшить атмосферу на уроке, найти взаимопонимание с трудными школьниками. Но затем осознают изменение общения и отношений как самостоятельную ценность, как цель педагогической работы. И тогда, если воспитатели ради новых целей используют новые средства оптимизации отношений, можно говорить об инновации.
 
Пятая характеристика школы как системы - её отношения с окружающей социальной средой. Считается, что существуют четыре типа таких отношений: защитный, нейтральный, потребительский, активно-преобразовательный.
 
В первом случае школа стремиться защититься, насколько возможно, от влияния внешней социальной среды, выстраивая замкнутую, автономную жизнедеятельность, в том числе и с помощью системы охранников.
Во втором - школа «не обращая внимания» на особенности среды, отпуская взаимодействие с ближайшем социумом в стихийный режим.
В третьем случае - целенаправленно использует возможности среды для организации своей деятельности (использует возможности учреждений дополнительного образования, спортшкол, направляет школьников на образовательные курсы и т.п.).
Четвёртый тип отношений реализуется в активных действиях школы в среде: через социальные проекты, участие в роли соорганизаторов в сельских, городских акциях, праздниках и т.п.
 
Но вернёмся к целям школы как системы. Все их многообразие можно свести к трём группам, в основе каждой из которых одна из трёх подсистем: дидактическая, воспитательная, административная.
В каждой конкретной школе на первый план выходит какая-то из них, и её цели становятся ведущими для школьной системы.
Если это дидактическая подсистема, то главные усилия школы направлены на достижение образовательных целей: формирование знаний, умений, познавательных интересов.
Если ведущая подсистема воспитательная - главным для школы становится формирование нравственных и социальных качеств личности, развитие её индивидуальности.
Если лидирует административная подсистема, приоритетным становится отлаживание организационной стороны жизни школы.
 
Наше «Задание-10» - это, пусть не очень строгая, самодиагностика педагога в отношении целей школьной или классной педагогической системы. «Мероприятие», «дополнительные занятия», «совещания» и есть представители трёх подсистем школьной жизни. Альтернатива, набравшая наибольший балл, отражает вашу ориентацию.
Равноправны ли претензии всех трёх подсистем на лидерство? Ответ лежит не в теоретической области. Социальное время выдвигает на первый план те или иные типы школ, создавая государственный и общественный заказ образованию.
В конце восьмидесятых - начале девяностых школы - инновационные лидеры задавали образцы дружной, демократической, творческой педагогической действительности (как не называли сами создатели этих инновационных образцов свои системы, по сути своей они были воспитательными)
В более поздние девяностые школы - лидеры задавали образцы явно учебно-образовательного толка. (Именно в этой волне множество гимназий и других интеллектуально-ориентированных школ).
Наконец в нынешнее первое десятилетие нового века, вопреки провозглашённому «возвращению воспитанию в школу» на виду образовательные учреждения с организационно- менеджерскими инновациями.
То, что эти изменения в лидерах отражают соответствующие изменения социальной жизни - очевидно.
Страницы: « 1 ... 34 35 36 37 (38) 39 40 41 42 ... 52 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/234
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/234
Посткоммунарство
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Поляков Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?