Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Поляков С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА: ОТ ИДЕИ ДО ПРАКТИКИ


Информация об авторе: Поляков Сергей
Поляков Сергей Данилович, профессор Ульяновского педагогического университета, доктор педагогических наук, один из главных исследователей проблем воспитания в современной российской школе. Автор книг «Реалистическая педагогика», «Психопедагогика воспитания», многих аналитических и публицистических работ

← Оглавление

К синтезу

 
Каждая из линий личностно-ориентированного инноваторского обучения - образования имеет свои сильные и слабые стороны.
РДИ не подходит для людей, ориентированных на эмоции, а не на мышление, в СПТ не хватает развития профессиональности, ситуации-образцы не гарантируют становление нового мышления и освоения способов работы по-новому.
Напрашивается идея о синтетических формах инновационного обучения, объединяющих позитивы развивающих деловых игр, тренингов, ситуаций-образцов и включающая в себя практические, а так же просветительские аспекты.
Самая интересная из таких синтетических форм - инновационные игры. Один из первых её разработчиков и талантливых реализаторов - социолог В.С.Дудченко.
 
Что же такое инновационная игра по Дудченко?
Вот её характеристики:
 
Продолжительность - от одного до пяти дней.
 
Цели игры:
  • Выработка инновационного для организации-заказчика решения заявленной проблемы
  • Проектирование инновационной работы в организации (обозначение проблем, формулировка целей, анализ специфики организации, разработка средств решения проблем, разработка механизмов диагностики результатов).
  • Программирование инновационной деятельности: средства, этапы, кто и что помогает (мешает) нововведению.
  • Обучение участников игры ориентировке в нестандартных ситуациях и задачах.
 
Нетрудно заметить, что если первые три цели можно достигнуть средствами, близкими к развивающим играм типа ОДИ, то для осуществления четвёртой нужны приёмы психологического тренинга.
При проведении инновационной игры специальное внимание уделяется созданию бодрой и доброжелательной психологической атмосферы - вот вам ход и к «ситуациям-образцам».
Думаю, заинтересованный читатель хотел бы побольше узнать об инновационной игре. Подробности можно почерпнуть из книг В. С. Дудченко, в частности из необычной издания «Онтосинтез жизни»... Но кое-какие «секреты» мы попытаемся раскрыть «здесь и сейчас».
 
Остановимся на этапе, который до сих пор мы опускали, - на подготовке обучающе-образовательной программы. В подготовительной работе организаторы должны решить как минимум пять задач:
  1. уточнение целей, состава «игроков», времени работы, механизмов финансирования;
  2. организационная подготовка (решение вопросов о помещении, питании, обеспечении канцелярскими принадлежностями, компьютерной и множительной техникой, если требуется - транспортом);
  3. диагностика инновационной чувствительности организации, то есть способности откликаться на новое, интерес к новшествам (эта задача может решаться и в процессе игры);
  4. подготовка участников; информирование, настрой;
  5. подготовка организаторов (информационная подготовка на данную игру, методическая подготовка, тренировка в ведении групп, рефлексивная подготовка на умение анализировать ситуации и ход игры, сплочение организаторов).
 
Конечно эти организационные задачи неспецефичны. Похожий список можно составить при организации любого сложного многодневного обучающего мероприятия, рассчитанного на результат и активность участников.
 
День в игре В.С.Дудченко строится так.
Введение в игру: организационное собрание, вводное слово организаторов, разминка. В разминке реализуется важная идея объективизации неосознаваемых действий. Участников игры анализ специфики организации, разработка просят парами или группами разыграть те или иные взаимодействия, так, как они происходят в обычных рабочих ситуациях (в применении к педагогической организации: учитель-директор; учитель-школьники; учитель-учитель). Затем группа под руководством ведущих анализирует эти взаимодействия через вопросы: «Что хотел сделать участник? Что хотел сказать? Что сказал? Что сделал? Как действовали другие?»
После вводной части начинается основная групповая работа. В групповой работе участники игры в форме дискуссии уточняют цели и задачи игры, формулируют главные проблемы, связанные инновацией, ищут решения обозначенных проб, осмысливают ход групповой работы, делает наброски проектов и программ инновационной деятельности.
И, наконец, вечерний «клуб» - свободное вечернее общение, разряжающее напряжение игрового дня: капустники, театрализации, музыкальные и песенные релаксации, аутотренинги, медитации и т.п.
В каждый день игры меняется тема, но структура дня в основном сохраняется.
Возвращаясь в обычную жизнь, участники игры несут с собой более-менее единое понимание нововведения, а также элементы новых способов деятельности и общения. Но самое главное - это их окрепшая ориентация на развитие своей деятельности и своей организации.
Очевидно, что именно из участников игры разумно составлять внедренческие инициативные группы для реализации инноваций.
 
В.С. Дудченко не одинок в инновационных играх.
Другая известная группа, работавшая в близком ключе с педагогами и управленцами - команда психолога С.Ю.Степанова. Специфика его «Игропрактики» (так он называл свою программу) - повышенное внимание к рефлексии, к переосмыслению опыта своего деятельности.
Одно из самых известных достижений С.Степанова - работа с Петрозаводским Центром развития детского и юношеского творчества - ставших одним из самых интересных и успешных современных российских центров дополнительного образования.
ОДИ, социально-психологический тренинг, продуктивные игры, инновационные игры пришли в педагогический мир извне. Но в самой педагогике известны интенсивные формы деятельности и общения, которые тоже могут рассматриваться в контексте инноваторского обучения. И хотя эти формы в ряде элементов похожи на личностно-ориентированные игры, они имеют специфику.
 
Один из ярких примеров синтеза развивающих деловых игр и ситуации-образца в форме лагерного сбора - программа, реализованная в начале девяностых годов группой известного педагога Олега Семёновича Газмана. Название для этой формы - «Личностно-ориентированый, развивающий и саморазвивающийся сбор».
 
Расскажем об одном из таких сборов. Его участники - организаторы школьного воспитания, в основном заместители директоров школ по воспитательной работе.
Работа началась с двухдневной продуктивной игры (в варианте В. П. Бёдерхановой) «Воспитательные проблемы и применение методики коллективного творческого воспитания». Результат - коллективная формулировка целей и программы сбора. Далее проходил сам сбор с насыщенной, игровой по форме, коллективной жизнью.
Основные дела двухдневного сбора: «Аукцион педагогических проблем и их решений», «Педагогический театр», «Конкурс педагогического мастерства», «Диспут об общественных организациях и объединениях школьников», «Путешествие по Институту человека». День сбора начинался с лекции (!), соответствующей, теме дня, и заканчивался коллективным анализом и методическим комментарием Завершением работы (последний, пятый день) стала трёхэтапная рефлексия по вопросам «Что мне (нам) дала учёба? Что я (мы) осознали, поняли в эти дни?» На первом этапе каждый отвечал на эти вопросы лично для себя, на втором - шёл разговор в группах, на третьем - продолжение размышлений на общем собрании.
 
Рассказ о формах инноваторского обучения далеко не завершён. Не рассказано о сборе клубов «Эврика» девяностых годов, о практических играх А. И. Пригожина, о языке графического отражении процессов коллективного мышления и коллективного действования, о создании и деятельности групп (команд) организаторов нововведенческого обучения, о нашем опыте разработки и реализации трёхдневной программы «Педагогическая творческая учёба» (ПТУ). (См. об этом С.Д.Поляков. О новом воспитании. М.: - 1990).
Но пора перейти к обобщениям.

Страницы: « 1 ... 31 32 33 34 (35) 36 37 38 39 ... 52 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/234
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/234
Посткоммунарство
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Поляков Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?