Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Поляков С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА: ОТ ИДЕИ ДО ПРАКТИКИ


Информация об авторе: Поляков Сергей
Поляков Сергей Данилович, профессор Ульяновского педагогического университета, доктор педагогических наук, один из главных исследователей проблем воспитания в современной российской школе. Автор книг «Реалистическая педагогика», «Психопедагогика воспитания», многих аналитических и публицистических работ

← Оглавление

Часть 7. ОБРАЗОВАНИЕ ИННОВАТОРОВ

 
Обучение - это перестройка атрактора
под новую задачу.
Из синергетического
 

Стратегии и формы

 
До сих пор наши путешествия шли больше теоретическими тропинками. Теперь же пришла пора перейти на дороги педагогической практики, потому что речь пойдёт о формировании инновационного сознания и инновационных установок учителей Процесс распространения новшества, начинаясь через средства массовой информации, рекламу, собрание, слёты, фестивали, государственные акции, в конце концов (иногда довольно быстро), приобретает форму обучения действиям по-новому, новому поведению.
Кто только не обучал инновациям: традиционные институты, училища и университеты; новые государственные и негосударственные учебные заведения, курсы, школы, устраиваемые самими авторами и разработчиками; консультанты-психологи, управленцы, методологи... и список не закончен.
Трудно дать точное название этой части педагогической инноватики.
 
Часто его называют инновационным обучением. Но за этим термином закреплён и другой смысл: ни как обучение, развитие инноваторов, а как любое, в том числе школьное обучение по-новому.
Лет 10-15 назад говорили о конструктивной психологии. Её провозвестники - Е.И.Головаха и А. А. Кроник считают, что психология должна не только изучать психику человека, но и создавать новые механизмы познания и саморегуляции как способы личностного и профессионального самосовершенствования человека.
 
Конструктивная психология - широкое поле работы. Обучение инноваторов - только один из его участков. Вот уже и новый термин - «обучение инноваторов». Он тоже не очень удачен. То что происходит на тренингах и деловых играх, где развивают инновационную позицию или поведение не умещается в обучении. По смыслу точнее всего термин инноваторское образование (или образование инноваторов), Но как-то неуклюжи эти словосочетания. Мне нравится мысль о конструктивной психологии. Но всё-таки я не буду настаивать ни на каком точном определении предмета нашего разговора. Это тот случай, когда понятийная неопределённость позволит втянуть в наши размышления самые разные явления.
 
* * *
Как уже говорилось, обучение новым способам педагогической работы происходит в разных местах: в институте усовершенствования учителей и на студенческой скамье в педвузе, на факультетах повышения квалификации и на школьных педсоветах, на семинарах учителей-новаторов и даже когда-то в конце восьмидесятых посредством телевидения. Формы такой учёбы весьма разнообразны: лекции и деловые игры, семинары и тренинги, дни открытых уроков и заочные школы, лагерные сборы и наставничество, повседневное общение коллег и самостоятельное изучение литературы.
Если проинвентаризировать все эти формы, обнаружатся три стратегии образования инноваторов: просветительская, практическая и личностно-ориентированная.
 
Идея просветительской стратегии проста: если педагогу хорошо, компетентно разъяснить смысл нововведения, то учитель заинтересуется им, более того - станет его горячим сторонником. Ох, многие из нас все ещё пребывают в плену веры во всесильность слова!
Формы такого обучения очевидны: лекции, беседы, семинары. Однако чаще всего они ни не дают результата, даже и тогда, когда люди действительно проявляют интерес к новому. Чтобы действовать - надо уметь (!). Но просветительская стратегия не направлена на умение.
 
На формирование умений направлена другая стратегия обучения - практическая (другое название - праксическая - от праксис - практика, действие).
 Её формы: классические (имитационные) деловые игры, анализ ситуаций, открытые уроки, практическая деятельность педагога с последующим анализом. Казалось бы, практическая стратегия и должна стать основой обучения инноваторов. Но она неснимает главную проблему: учителя информированы и вроде бы обучены, но применять новшество не хотят. Напомню: в предыдущей главе анализ этого «нехотения» вывел нас на представление о личностно-профессиональной позиции педагога как мостике от личности к профессиональной деятельности.
 
Направленность на изменение позиции учителя и есть ядро третьей стратегии инноваторского обучения, образования - личностно-ориентированной.
Но путь к перестройке взглядов, предпочтений, установок человека может быть разным в зависимости от того, к чему в первую очередь стремятся те, кто реализует такое образование: к изменению профессионального мышления педагогов, или к формированию адекватного новым условиям поведения, или к эмоциональному принятию инновации. Конечно, ориентация на любую из этих целей - только акцентировка в перестройке целостной личностно-профессиональной позиции.

Страницы: « 1 ... 29 30 31 32 (33) 34 35 36 37 ... 52 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/234
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/234
Посткоммунарство
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Поляков Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?