Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Поляков С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА: ОТ ИДЕИ ДО ПРАКТИКИ


Информация об авторе: Поляков Сергей
Поляков Сергей Данилович, профессор Ульяновского педагогического университета, доктор педагогических наук, один из главных исследователей проблем воспитания в современной российской школе. Автор книг «Реалистическая педагогика», «Психопедагогика воспитания», многих аналитических и публицистических работ

← Оглавление

Барьеры и защиты

 
Антиинновационный психологический барьер - понятие, традиционно используемое в социологической и психологической литературе. Психологический, внутриличностный барьер обусловлен как индивидуальными особенностями работника, так и социально-психологическими чертами той общности, в которую он входит.
Психологические барьеры проявляются в форме стереотипных антиинновационных высказываний. Об этом хорошо пишет А.И.Пригожин. Он выделяет набор антиинновационных стереотипов, построенных как «Да, но...».
 
И хотя сам Пригожин говорит о социальных инновациях вообще, его «формулы» вполне применимы к ситуациям педагогических нововведений. Перечислим главные стереотипы.
 
«Это у нас уже есть». Приводится пример, сходный в некоторых чертах с предлагаемым нововведением («Я кратко записываю новый материал, следовательно, применяю опорные конспекты». «У нас на собраниях все желающие высказываются о жизни в школе, следовательно, мы применяем коллективный анализ»).
 
«Это у нас не получится». Перечисляются объективные, по мнению говорящего, условия, которые мешают ввести новое. («У нас нет творческих учителей». «У нас плохая библиотека». «Не те у нас ученики». «Не те у нас учителя».).
 
«Это не решает наших главных проблем». Такое утверждение обычно делается как бы с радикальных позиций. («От применения групповых форм учебной работы на уроке ничего не изменится - устарела вся классно-урочная система»).
 
«Это требует доработки». При этом нередко указывают на действительно слабые места новшества и, аппелируя к ним, отрицают нововведение в целом. («Общешкольные творческие дела рассчитаны на коллективное, а не личностное самовыражение; они ничего не дают для развития личности и поэтому проводить их не следует»).
 
«Здесь не все равноценно». («В методике В. Ф. Шаталова мало заданий на развитие творческого мышления, следовательно, не стоит торопиться её применять»).
 
«Есть и другие идеи». Следуют ссылки на другие идеи, новшества, которые и не собираются вводить.
 
Можно привести и другие-стереотипы, но эти высказывания - лишь внешний, поверхностный слой барьеров. Более глубокий их слой - психологические защиты.
 
По Карлу Роджерсу, психологическая защита - это системы стабилизации личности, направленные на уменьшение чувства тревоги, на защиту своего «Я», сопротивление изменению «Я»). С одной стороны, это обычное, нормальное явление, помогающее человеку жить в изменяющемся мире; с другой стороны, если защиты сильны и устойчивы, они могут вести к деформации личности, в том числе и профессионального самосознания.
 
Среди механизмов психологических защит есть такие, которые хорошо объясняют антиинновационное поведение. Перечислим их.
  • Отрицание новшества как следствие недостаточной, неадекватного понимания его идей (более адекватное осознание новшества вынудило бы к переоценке образа себя как профессионала).
  • Проекция, как приписывание другим (руководителям, коллегам, подчинённым), не себе, причин неиспользования нового.
  • Рационализация, как логическое обоснование отрицания нового, исходя из сомнительных, неверных предпосылок этого обоснования.  
 
Конкретные формы психологических защит - проявление боязни обнаруженить собственную некомпетентность, личностную несостоятельность, тревогу по поводу своей самооценки.
Используя понятие центрации, можно связать эти психологические защиты с тем или иным видом центрации. Чаще всего в психологических защитах прячется центрация педагога на себе. Но защита может быть выражением и других центраций: на администрации, на коллегах.
Есть и возрастные закономерности в появлении и проявлении защит, впрочем как и возрастные особенности инновационных установок.
 
Для начинающего педагога характерна сосредоточенность на себе, на своих переживаниях, на своём поведении. Молодой учитель смело берётся за нововведение, если верит, что оно поможет ему почувствовать себя увереннее, в классе решить проблемы связанные со своей неудачи... У поработавшего какое-то время учителя интересы, переживания обычно сдвигаются на способы работы. Вот время увлечений новыми методами обучения и воспитания!
Для более опытного творческого учителя характерна гуманистическая центрация. Его интересуют прежде всего новшества, помогающие понять ученика, установить с ним контакт, помочь его развитию.
 
* * *
Понятие «антиинновационный барьер» может рассматриваться и в более широком, чем психологический контексте. Говорят о биологических, культурных, лингвистических, социально-психологических, экономических, личностных, собственно психологических основаниях неприменения новшества.
Когда-то Лариса Андреевна Петровская, один из первых психологов начинавших у нас в стране ещё в семидесятые годы прошлого века проведения психологических тренингов, рассказывала, что её опыт проведения тренингов в Таджикистане натолкнулся на отказ юношей и девушек, участников тренинга, расположиться в тренинговом кругу по очереди: молодой человек - девушка, молодой человек - девушка. Культурные стереотипы в отношении поведения мужчин и женщин «запускали» антиинновационный настрой в отношении нового способа работы.
 
Антиинновационное поведение возникает не только вследствие несоответствия диспозиций новшеству, но и вследствие «огрехов» в способе распространения новшества.
Это проявляется в особенных барьерах. Назовём их:
 
«Барьер непонимания» возникает при неумелой пропаганде новшества (эффект «обманчивой простоты»), когда не обосновываются, не разъясняются сложность, новизна понятий, терминов, относящихся к инновации. В итоге новшество воспринимается в примитивном, неадекватном, а то и полностью искажённом виде.
 
«Оптимистический барьер» является следствием чрезмерно оптимистического описания новшества. Недоверие в этом, случае возникает обычно у добросовестных работников, убедившихся на своём опыте, что мгновенных достижений, улучшений не может быть.
 
«Барьер нехватки времени» (вариант оптимистического барьера) когда пропагандисты уверяют, что хотя сил потратить на новое потребуется много, но на коротком промежутке времени (опытный профессионал знает, что серьёзные изменения не могут быть быстрыми, а времени на длительную работу с инновацией может и не быть).
 
«Барьер нескорых достижений» - противоположный предыдущему, когда пропагандисты подчёркивают, что результаты инновации проявятся не скоро, требуют продолжительных усилий, а профессионал жаждет быстрых успехов.
 
«Барьер «синица в руке» - свойственен опытным профессионалам, у которых «получается». Они предпочитают «синицу в руке» «журавлю в небе»; даже, если признают красоту и силу «журавля». Любопытно, что некоторые из них пытаются всё-таки не афишируя, почти в тайне опробовать новшество. Пропагандистская ошибка, стимулирующая этот барьер, - противопоставление «синицы» и «журавля»
 
* * *
Пришла пора соединить результаты социологического, социально-психологического, психологического подходов к диффузии инновации.
Сделаем это дважды, в форме двух описательных моделей.
 
Первая модель основана на книге «Управленческие нововведения в США. Проблемы внедрения», вторая - наша разработка.
Основные характеристики первой схемы: стадии диффузии, разработчики, пользователи, изменения в новшестве.
 
1). Стадии введения новшества (стадия новации).
Разработчики - авторы, новаторы. Пользователи - «пионеры».
2). Стадия первоначального распространения (роста).
Разработчики - авторы, последователи и фальсификаторы.
Пользователи - ранние последователи и раннее большинство.
Изменения - модификации.
3). Стадия зрелости (массового распространения).
Разработчики - управленческие, консультационные и внедренческие организации.
Пользователи - прибавляется позднее большинство.
Изменения - модификация и дивергенция.
4). Стадия насыщения.
Разработчики - авторитетные центры и организации.
Пользователи - добавляется часть консерваторов.
Изменения - прежде всего дивергенция,
5). Стадия заката инновации (превращения в традицию).
Разработчики - авторы, если они не переключились на другое, не потеряли интерес к своему новшеству.
Пользователи - плюс консерваторы.
Изменения - дальнейшая дивергенция.
 
Во второй, нашей, модели процесс диффузии рассматривается с двух точек зрения, со стороны инноваторов, как развиваемый процесс и со стороны пользователей, рядовых участников инноваций (саморазвиваемый процесс).
Со стороны инноваторов это будут набегающие друг на друга и взаимоусиливающие процессы информирования, пропаганды, обучения, внедрения.
Со стороны пользователей: узнавание, восприятие, принятие-непринятие инновации, освоении, применение.
Результат узнавания - осведомлённость; восприятия - знание и оценка; принятия - позиция в отношении новшества; освоения - складывающееся решение о применении, опробывание; применения - использование новшества.
Эти два взгляда не противоречат, а взаимодополняют друг друга.
Но обратим внимание, мы ещё не дошли до финиша диффузии. Мы остановились перед обучением действиям по-новому и освоением новшества. Это темы следующих глав.

Страницы: « 1 ... 28 29 30 31 (32) 33 34 35 36 ... 52 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/234
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/234
Посткоммунарство
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Поляков Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?