Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Поляков С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА: ОТ ИДЕИ ДО ПРАКТИКИ


Содержание:
  1. Задание 8.
Информация об авторе: Поляков Сергей
Поляков Сергей Данилович, профессор Ульяновского педагогического университета, доктор педагогических наук, один из главных исследователей проблем воспитания в современной российской школе. Автор книг «Реалистическая педагогика», «Психопедагогика воспитания», многих аналитических и публицистических работ

← Оглавление

...Сила установки

 
Отношение учителя к нововведениям определяется комплексом его настроев, установок на школьника, на себя как педагога и на способы педагогической работы.
В каждой из этих установок разумно выделить три стороны: 1) настрой на определённые знания и размышления, соответствующие данной установке (психологи называют его когнитивной составляющей); 2) готовность к определённым переживаниям, связанным с объектом установки (эмоциональная составляющая); 3) предрасположенность к определённому поведению в отношении, объекта установки (поведенческая составляющая).
 
В концепции В.А.Ядова установки - это следующий за центрацией уровень диспозиций. Ядов называет этот уровень непосредственные социальные установки, подчёркивая этим самым, что они включаются непосредственно при реализации деятельности. Мы будем называть такие диспозиции педагогическими установками.
При большой предрасположенности педагога к использованию новшества его установки на школьника, на себя, на способ деятельности соответствуют главным чертам данной инновации. И наоборот. Учитель не склонен принимать новшество, если его установки противоречат предлагаемому нововведению.
Проиллюстрируем это на примере установок учителя и методики коллективного творческого воспитания.
 
Напоминаем ядро этой методики: совместная, коллективно организованная творческая деятельность детей и взрослых, направленная на заботу друг о друге и окружающих людях. Какие же - установки учителя помогают ему заинтересоваться коллективным творческим воспитанием.
 
Установка на школьника: настрой на понимание его личности, мнений, идеалов, мыслей, переживаний; готовность к сопереживанию ученику, признанию значимости его эмоционального мира; установка на относительную автономность, независимость поведения школьника от учителя и школьных норм.                                                                                          
 
Установка на организацию коллективной деятельности: настрой на совместную рефлексию, размышление по поводу коллективной жизни; установка на организацию ситуаций, вызывающих сочувствие, сопереживание товарищам, близким и другим людям; предрасположенность к совместной творческой деятельности воспитателей и воспитанников.
 
Установка на себя как на педагога: интерес к профессиональному и шире - личностному самоанализу; принятие себя, вера всвои педагогические возможности; предрасположенность к творческому профессиональному поведению.
 
Суммируем. Если воспитателю интересен школьник как думающий, активный, творческий человек, если воспитатель и себя видит в педагогической работе как проявляющего творческие склонности, если для педагога предпочитаемый способ взаимодействия - совместное со школьниками творчество, то шансы, что он, педагог заинтересуется новшеством, рассчитанном на совместную творческую деятельность, велики. При этом применение такой инновации будет более-менее близко к образцу.
Развитость всех перечисленных установок означает значительное совпадение личностно-профессионального настроя и качеств нововведений. Такой идеал в жизни встречается нечасто. По данным одного из наших исследований, даже среди воспитателей, заинтересованных педагогическим нововведением, только 20% имеют установки, соответствующие смыслу данных нововведений. 22% учителей из этой же группы не имеют соответствующего настроя ни по одной из линий установки (на школьника, на способ работы, на себя как педагога). Как нам удалось это определить? Мы использовали три варианта диагностических методик.
 
Первый прячется в «Задании 7».
Первая его часть - описание удачного мероприятия позволяет сделать предположения о наличии (отсутствии) у учителя установки на проведение общих дел как коллективно организуемых и творческих. Если эта ориентация у учителя есть, педагог описывает, как он организовывал совместное с ребятами планирование общей деятельности; показывает коллективное дело как требующее изобретательности, выдумки; рассказывает о подведении итогов как обсуждении, анализе школьниками и воспитателем прошедшего мероприятия.
Психологический портрет ярких ребят может показать установку на личностный подход. Все перечисленные в любом «портрете» качества школьника можно разделить на три группы: ролевые, индивидуальные объектные и личностные субъектные.
К первым относятся характеристики школьника с точки зрения выполнения им роли ученика: прилежный - неприлежный, дисциплинированный - не дисциплинированный.
Ко вторым - его особенности как объекта педагогического воздействия: повышенно эмоциональный - не эмоциональный, внушаемый - не внушаемый, склонный к логическому или образному мышлению и т.п.
К третьим - собственно личностные черты как человека, имеющего свои цели, идеалы, защищающего свои ценности, обладающего в той или иной мере творческим началом, инициативностью и т.д.
Конечно, есть качества, которые затруднительно отнести к какой-то одной группе. Но всё-таки по тому, какие черты встречаются чаще в психологическом портрете, можно судить об установках учителя относительно школьника.
 
«Задание 8» позволяет сделать предположение и об установке учителя на себя как педагога. Если в ответах последней части задания встречаются как положительные, так и отрицательные самохарактеристики, причём не только поведенческие, но интеллектуальные и эмоциональные, можно говорить о развитости у педагога интереса к профессиональному .самоанализу.
Вторая диагностическая методика - самооценочная. Её можно осуществить по-разному. Например, можно, воспользовавшись приведённым выше описанием воспитательных установок учителя, оценить себя по каждой из них. При этом лучше взять пятипозиционную шкалу, где 5 баллов будут означать очень сильную выраженность соответствующего качества, а 1 балл - его полное отсутствие у данного учителя. Определите суммарный балл отдельно по установке на школьника, на способ деятельности, на себя как педагога. Поразмышляйте над результатами. Но учтите два момента: во-первых, предложенный способ самооценивания не слишком точен; во-вторых, не забывайте, что это самооценка, а она может не вполне соответствовать реальному уровню установки, быть как завышенной, так и заниженной. В ряде психологических исследований (в том числе в нашем) было обнаружено, что значительная разница в самооценках учителей и их оценках компетентными экспертами встречается в 40 - 50 (!) случаев из ста.
 
Методика, позволяющая более объективно оценить установки учителя, - это личностный опросник, состоящий из ряда утверждений относительно которых надо выразить своё согласие - несогласие.
Мы разработали такой опросник в двух вариантах: для изучения установок педагогов как воспитателей и для анализа педагогов как учителей - преподавателей
Чтобы выправить в наших рассуждениях, крен в сторону воспитательных нововведений, приведём пример опросника выявляющего установки педагогов, в отношении системы обучения развивающей теоретическое мышление школьников.
Напомним - методическая сущность этой системы - выявление исходных, главных для данного учебного предмета понятий (через создаваемые проблемные ситуации); фиксация характеристик этих понятий в графической форме (модели); применение этой модели к новым задачам, обучение школьников самоконтролю и самооцениванию своей учебной работы.
Вряд ли стоит приводить здесь подробное описание установок учителя, связанных с развитием теоретического мышления. Ограничимся общей характеристикой только позитивного полюса каждой установки.
В установку на школьника входят настрой на сопереживание интеллектуальным чувствам и эмоциям учеников, интерес к их мнениям, высказываниям, к особенностям мышления.
В установке на способ деятельности содержатся: ориентация на организацию проблемных ситуаций готовность обучать способам учебной работы и контроля, настрой на стимулирование интеллектуальных переживаний.
Содержание установки на себя как педагога в основном повторяет то, что мы уже знаем по коллективному творческому воспитанию. Добавить стоит восприятие себя как преподавателя, развивающего умственные силы школьников.
 
Так что предложенный подход может быть применён в отношении конкретных инноваций. Но не стоит ли выделить и обобщённую установке учителя на нововведения как ту внутреннюю силу, на основе которой возникают и инновационные (или антиинновационные) установки педагога в отношении конкретных инноваций.
Если это так, то и в обобщённой инновационной установке, как и в частных её видах, следует выделить когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Когнитивная составляющая - интерес к знаниям о любых новшествах; эмоциональная составляющая - эмоциональное принятие новых способов работы, их привлекательность, поведенческая составляющая - готовность действовать и учиться действовать по-новому.
 
Задание 8.
Возьмите лист бумаги и напишите, о чём вы не хотели бы, чтобы ребята вас спрашивали. Именно эти вопросы отражают ваши «барьеры» и «защиты» в общении с учащимися. Наличие их нормально. Но не слишком ли много получилось у вас таких вопросов? Не мешают ли ваши барьеры школьникам быть более открытыми в деловом и личном общении с вами?

Страницы: « 1 ... 27 28 29 30 (31) 32 33 34 35 ... 52 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/234
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/234
Посткоммунарство
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Поляков Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?