Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Поляков С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА: ОТ ИДЕИ ДО ПРАКТИКИ


Информация об авторе: Поляков Сергей
Поляков Сергей Данилович, профессор Ульяновского педагогического университета, доктор педагогических наук, один из главных исследователей проблем воспитания в современной российской школе. Автор книг «Реалистическая педагогика», «Психопедагогика воспитания», многих аналитических и публицистических работ

← Оглавление

Постоянство и изменчивость

 
Та же коммунарская методика оставаясь относительно устойчивым феноменом на протяжении пятидесяти лет, коммунарская методика в то же время менялась. Источники этих изменений как внешние - социальная и образовательная ситуация, так и внутренние - развитие самой методики. Эта изменчивость касается самых разных аспектов новшества: его названия, ведущих идей, технологий, приёмов, места и образа в массовом педагогическом сознании, акцептов в массовом педагогическом опыте, в его образцах-эталонах.
 
Первые попытки периодизации истории коммунарской методики принадлежат Р.В.Соколову и О.С.Газману.
Но в них смешаны два явления - коммунарское движение и коммунарская методика.
Поэтому мы разработали собственную периодизацию «биографии» методики коллективного творческого воспитания.
Основание нашей периодизации - особенности существования и распространения коммунарской методики во времени.
 
Это отражается в названиях периодов. Первый - «проектный» (1956-1959 гг.). Второй - «новации» (1959-1962). Третий - «журналистский» (1962-1969). Четвёртый -  педагогизации» (1969-1978). Пятый - «проявление» (1978-1986 гг.). Шестой - «известности и кризиса» (1986-I992 гг.). Седьмой - существования как « послеинновации» (1992 и далее).
В первых двух периодах коммунарская методика выступает как новация, в дальнейшем как нововведение.
 
Характеристика периодов развития методики коллективного творческого воспитания (как и других сложных педагогических новшеств) возможна по такой схеме:
  • «идеология» (ведущая идея новшества в данный период);
  • «технология» (основное педагогическое изобретение);
  • предмет распространения;
  • основные инновационные «ядра»;
  • особенности распространения «текстов»;
  • особенности массового педагогического сознания носителей новшества;
  • особенности опыта;
  • социальный, практико-педагогический и научно-педагогический контексты инновационных процессов.
 
Первый период в истории коммунарской методики - «проектный»: создание ленинградской группой CЭН (Союз Энтузиастов) во главе с Игорем Петровичем Ивановым основ методики коллективной организации деятельности (такое использовалось в этот период название).
 
Следующий период - «новации»: первая, целостная реализация «методики коллективного творческого воспитания» на опыте Коммуны юных фрунзенцев.
 
Третий период - «журналистский»:отражение коммунарской методики - в текстах журналистов, (распространяется не столько инновационный алгоритм педагогических действий, сколько образ коллективной жизни). Самые яркие представители этого периода - журналисты И.И.Зюзюкин и С.Л.Соловейчик.
 
Затем последовал период «педагогизации»: первые научно-педагогические книги о методике, приход в педагогику и психологию ряда «коммунарских» воспитателей, первое педагогическое всесоюзное объединение «коммунарских» педагогов (Коммунарско-макаренковское содружество).
 
Пятый период истории - «проявление» методики. Это годыиздания книг по «методике коллективного творческого воспитания» большими тиражами (О.С.Газман, И.П.Иванов, В.А.Караковский, В.Ф.Матвеев, С.Л.Соловейчик), относительная доступность текстов для массового педагога.
 
На характеристике следующего этапа - периода «известности и. кризиса» остановимся подробнее.
Его границы - 1986-1992 гг.
 
Основное идейное событие этого периода: раздвоение «идеологии» коммунарской методики на традиционную и обновлённую, с ориентацией на формирование способности личности к саморазвитию. Носители обновлённого варианта: О.С.Газман, М.А.Гусаковский, Н.Н.Михайлова, В.П.Бёдерханова, С.Д.Поляков, С.М.Юсфин.
 
Особенности «Технологии» этого периода - проникновение в «коммунарскую технологию» продуктивных деловых игр и групповой психологической работы.
 
Разнообразие предметов распространения - ещё одна особенность существования этой «методики» в эти годы. Распространялись технологии коллективных творческих дел и лагерных сборов, традиционного и обновлённого вариантов «идеологии» новшества, системы использования методики в школе (по В.А.Караковскому), творческие учёбы и методические сборы воспитателей.
 
Инновационные «Ядра» этого периода: «Учительская газета», лаборатория гуманистического воспитания Центра педагогических инноваций, кафедра методики коммунистического воспитания РГПУ (Ленинград), школа В.А.Караковского, общественные педагогические движения (белорусский «Компас» и др.), отдельные институты усовершенствования учителей и педагогические институты.
 
Особенности «Текста» - общий тираж книг и методических рекомендаций более 1,4 млн. экземпляров; относительное насыщение педагогического сообщество литературой о данном новшестве.
 
«Сознание» - название методики известно примерно 2 миллионам педагогов, знают её основы - порядка одного миллиона человек, применяют систематически основы новшества порядка 10000 педагогов (наши оценки, но подтверждённые дальнейшими исследованиями).
 
Особенности «Опыта»:
  • разнообразие уровней применения (от построения на основе коммунарской методике воспитательной системы школы до применения отдельных элементов, приёмов - например «песни в кругу».);
  • «болезнь формализации» методики, опыт встраивания новшества в различные педагогические системы;
  • эффект массового отслаивания фрагментов коммунарской методики (использование элементов коллективной организации в «эвриканском» педагогическом движении, использование технологий КТД без направленности деятельности на заботу о людях и прочее).
 
В этот период весьма значима тема контекстов коллективного творческого воспитания.
Социальный контекст - созвучие демократическим устремлениям общества в 1986-1990 годах, влияние на новшество противоречивости общественных тенденций -1990 -1992 годов, кризис методики под влиянием социальной ситуации.
Практико-педагогический - движение творческих учителей, относительная поддержка коммунарской педагогики некоторыми управленческими образовательными структурами.
Научно-педагогический - активное участие научных структур (лабораторий Л.И.Новиковой и О.С.Газмана, ленинградской кафедры Н.П.Царёвой) в осмыслении и распространении коммунарской методики.
 
Отказ от коммунистической идеологии как государственной, неопределённость социальных ориентиров 1990-1992 годов, неудовлетворённость педагогов результатами использования «методики коллективного творческого воспитания», неразвитость обновлённого варианта новшества привели к тому, что в I99I-1992 годах коммунарская методика значительным числом педагогов перестаёт восприниматься как необходимый, эффективный способ работы. Возник кризис, одним из черт которого явилось восприятие данного новшества как неновшества.
 
По данным нашего опроса 1992 года 73% опрошенных в этот период педагогов считают коммунарскую методику, старым, известным способом работы. 37% считают её неперспективной. Обратные точки зрения собрали 22% (новшество!) и 32% (перспективность).
 
Анализ истории развития и распространения ряда педагогических инноваций ( не только методики коллективного творческого воспитания) доказывает :
  • Воспитательное новшество адекватно осознается не сразу.
  • Готовность новшества к распространению связана с наличием образца нововведенческой работы.
  • В процессе распространения новшество меняется, превращаясь в семейство схожих инноваций, воспринимаемых педагогическим сообществом первоначально как одна и та же новинка, и только затем дифференцируемых в педагогическом сознании.
  • При распространении новшества отдельные его элементы «отслаиваются», образуя самостоятельные инновационные потоки.
  • Ограниченность возможностей СМИ как инновационных «ядер» - успешное осуществление ими функций пропаганды и меньшее влияние на освоение и применение новшества.
  • Наличие «облака» схожих педагогических явлений, окружающих данное новшество.
  • Общественные настроения и общественное мнение педагогического сообщества выступают катализаторами распространения воспитательного новшества, в конечном счёте определяя смену периодов его существования;
 (В истории распространения коммунарской методики важное значение имеет особая тема - соотношение новшества с государственной идеологией (возможно это касается воспитательных инноваций в целом, особенно в периоды социальных изменений)). 
  • Существуют непростые отношения воспитательных нововведений с педагогической наукой. Это проявляется в эффектах порождения новшества наукой, во влиянии нововведений на теоретические исследования, в приходе в науку инновационных практиков со своими темами и проблемами.
 
Если первое наше конкретное исследование, на результаты которого мы опирались выше (его несколько условно можно назвать «историко-педагогическим»), рассматривало воспитательное нововведение целостно, не расчленяя в нём слои, относящиеся к ведомству различных научных дисциплин, то дальнейшая разработка теории инновационных процессов требует детализации изучаемого феномена через обращение к социолого-педагогическим и психолого-педагогическим средствам.

Страницы: « 1 ... 22 23 24 25 (26) 27 28 29 30 ... 52 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/234
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/234
Посткоммунарство
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Поляков Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?