Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Поляков С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА: ОТ ИДЕИ ДО ПРАКТИКИ


Информация об авторе: Поляков Сергей
Поляков Сергей Данилович, профессор Ульяновского педагогического университета, доктор педагогических наук, один из главных исследователей проблем воспитания в современной российской школе. Автор книг «Реалистическая педагогика», «Психопедагогика воспитания», многих аналитических и публицистических работ

← Оглавление

Информационная инноватика

 
В любом современном обществе (в средствах массовой информации, в Интернете, учебных аудиториях, на совещаниях, митингах, в дружеском и семейном общении, в повседневных разговорах) постоянно циркулирует разнообразная информация о новом: новых идеях, предметах, явлениях, способах деятельности.
Восприятие, узнавание, осмысление этой информации, возникновение определённого отношения к ней и есть начало нововведенческого пути.
 
Позже, на основе этого первоначального этапа, люди, коллективы, организации интересуются более подробными и углублёнными знаниями о новшестве, учатся по-новому действовать, приобретают новые вещи, книги, программы, принимают решение об использовании новшества в своей работе, в учреждении, на предприятии.
Изучением распространения идей и вещей в обществе занимаются социологи. И, обнаружив почти полное отсутствие соответствующих отечественных педагогических исследований, я обратился к науке «о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений, социальных обязанностей».
 
Оказалось, что соответствующие вопросы задаются прежде всего при изучении общественного мнения, группового и массового сознания. Но социологов в основном волнуют проблемы содержания, структуры общественного сознания «сейчас и здесь», в данных условиях, в данном социальном времени.
Специально изучением процесса распространения информации о новом социологическое сообщество не сильно интересуется. НО что же все таки входит в социологическую проблематику распространения инноваций (в том числе педагогических)?
 
Обычно называют пять исследовательских задач - проблем:
  • Изучение закономерностей распространения в обществе первоначальной информации о новшестве (его названии, идеи).
  • Изучение распространения последующей информации (знания!) о новшестве, нововведении.
  • Исследование распространения новых способов действования в соответствии с новшеством.
  • Исследование значений, смыслов, трактовок этих идей и способов работы, возникающих по мере распространения новшества.
  • Познание закономерностей возникновения и распространённости определённых отношений к новшествам.
Давайте договоримся о значении вроде бы привычных, но требующих всё-таки пояснения слов.
 
Название новшества - те слова или словосочетания, которые служат его именем, опознавательным знаком, ярлыком при его распространении.
К этому два замечания.
  • Одно и то же новшество нередко известно под разными названиями (примеры: коммунарская методика, она же методика коллективного творческого воспитания, группы тренинга общения, другое название - групповая психологическая работа).
  • Иногда одно и то же явление известно под разными названиями в различных социальных кругах. Например, система развития теоретического мышления в обучении в научных и психологических текстах чаще всего называется развивающим обучением (РО), а в практике - системой Эльконина-Давыдова.
 
Идея новшества - словосочетание, выражение, краткий текст, в которых выражается суть, сущность данного феномена.
Довольно часто (но не всегда) идея выражена в названии. Пример - методика коллективного (!) творческого (!) воспитания.
Однако, иногда, название обманчиво и затемняет действительное  содержание новшества. То же словосочетание «развивающее обучение» имеет много смыслов, не обязательно связанных с развитием теоретического мышления.
 
Содержание новшества имеет два слоя: развёрнутая информация об идеях, составляющих данное явление (её присвоение даёт знаниео нововведении) и информация о способах инновационного действования (овладение ими даёт умение работать по-новому).
 
И первое (знания), и второе (умения) - весьма вариативны. Эта вариативность возникает не только вследствие индивидуальных особенностей восприятия нововведения, но и за счёт действительных различий в информации, поступающих от разных источников. (Авторы текстов и сообщений вносят в информацию свой взгляд, своё понимание нового, порою значительно не совпадающих с первоначальным смыслом новинки).
 
Пример. В исходном (ивановском) описании методики коллективного творческого дела стержнем является коллективная забота, в последующих описаниях забота исчезает, и на передний план выходят коллективная организация деятельности и коллективное творчество.
 
Итак, распространение информации о новшестве это четыре взаимоперекрывающих и вырастающих друг из друга процесса:
  • распространение названий новшества,
  • распространение основных идей,
  • распространение знания о новшестве,
  • распространение информации об умениях действовать по-новому.
 
Список первоначальных распространителей новых педагогических идей весьма разнообразен: педагоги-исследователи, журналисты, опередившие других практики, творческие управленцы разного уровня, работники методических служб, некоторые преподаватели педагогических учебных учреждений и центров повышения профессиональной квалификации.
Учитель, шире педагог, узнает о данном новшестве, оценивает его, принимает решение о его применении - неприменении.
 
Из каких источников в первую очередь учитель получает информацию о новшестве? Насколько адекватно он воспринимает предлагаемую информацию? Каковы источники его умений работать по-новому? Какова оценка педагогом возможностей нового способа работы? - вот только некоторые вопросы, которые стоит обсудить.
Исходным для социологического изучения этих проблем является представление о профессиональном сознании как одной из форм общественного сознания.
 
В социальной психологии образования больше всего анализом профессионального педагогического сознания как массового и группового занимается самарский исследователь Гарик Акопов.
Опираясь на социологическое определение общественного сознания и подход Г.Акопова можно определить и что такое педагогическое сознание.
 
Педагогическое сознание - представления, идеи, ценности, разделяемые людьми, имеющими в своей профессиональной и общественной деятельности прямое отношение к различным сторонам образования, обучения, воспитания подрастающего поколения.
 
В педагогическом сознании в соответствии с представлением об общественном сознании, могут быть выделены:
  • распространённые среди педагогов образы различных составляющих педагогической реальности,
  • отражающие эту реальность понятия, мнения,
  • а также иррациональные представления о педагогической действительности (стереотипы, мифы).
 
Это деление содержания педагогического сознания по формам отражения действительности. Другой способ его деления - различение по элементам педагогического процесса: представления, мнения, мифы об учителе, школьнике, о содержании воспитания и обучения, о способах работы педагога.
 
Источники массового, группового педагогического сознания, по крайней мере три:
  • состояние общественного сознания в данный исторический период,
  • групповой опыт, как отражение деятельности данного педколлектива в педагогическом, общественном сознании,
  • индивидуальный опыт преподавателей и воспитателей, оказавшийся значимым для педагогического сообщества.
 
В виде чего существует педагогическое сознания? В виде текстов и незафиксированных текстом суждений. Последние суждения составляют основу педагогического общественного мнения.
 
Изменение педагогического сознания происходит как переоценивание существующих в нём образов, мнений и как появление в сознании людей новых идей.
 
Каковы источники новых идей?
  • Развитие традиционных для педагогики представлений, понятий. Пример - идея многобального, не пятибалльного, оценивания.
  • Порождение существенно новых идей в самом педагогическом сообществе. Того же безотметочного обучения по Ш.А. Амонашвили.
  • Внесение новых идей, форм из других социальных сфер (хороший пример - появление в педагогической практике интеллектуальных игр типа «Что? Где? Когда?»).
  • Возвращение к некогда отвергнутым в педагогике представлениям (ретроидеи). Из последних примеров в отечественной педагогике так можно сказать о проектном методе.
 
Процесс распространения нового в педагогическом сознании находится под влиянием существующих в обществе социальных настроений.
Это выражается в феноменах моды на определённые новшества и в существовании тех или иных социально-педагогических стереотипах. Прошли моды на КТД, на шаталовские опорные конспекты, пройдёт мода на те же учебные проекты, оставив после себя только некоторый остаток.
В итоге, педагогическое сообщество принимает - не принимает, а ещё чаще преобразует исходные новые идеи. Это преобразование осуществляется под действием двух социальных сил: реформаторских, удерживающих новшество в практике, и консервативных, его устраняющих или сводящих к привичным формам и содержанию с оставлением названия. Пример - те же коллективные творческие дела, превращённые в игры-соревнования с познавательными элементами («катэдэшки»).
 
Новая идея либо переходит в новое педагогическое действование, становясь реальностью педагогической практики, либо остаётся в педагогическом сознании как след его истории или новый миф, не имеющий адекватного воплощения в действительности.
Так что, педагогическое сознание, как и общественное сознание в целом, это и определённый процесс, и его результат.
Изучение педагогического массового сознания выводит на феномен общественного мнения педагогов. Общественное мнение педагогов - это отношения людей к проблемам, событиям, фактам, которые вызывают общий интерес, являются актуальными и допускают альтернативное толкование.
 
Индивидуальные мнения, становятся общественным мнением не всегда, а только при определённых условиях:
  • если объект мнения значим, интересен для значительной части людей данного социального слоя,
  • если есть относительно развитая сеть коммуникаций, информирования, связей, позволяющая через объединение, сопоставление, противопоставление личных мнений выработать общие оценки явлений интересующих людей.
 
Общественное мнение - регулятор социальных, в нашем случае социально-педагогических процессов, попадающих в сферу его внимания.
Как и общественное сознание в целом, общественное мнение пристрастно отражает действительность. Его содержание, не только верные, реалистичные представления, но и искажённые, порою иллюзорные образы, мало схожие с действительностью.
Изучение мнений, суждений людей о различных явлениях, событиях имеет длительную и богатую историю. Ещё во второй половине XIX века появились серьёзные авторы и работы об этом (прежде всего Г. Тард).
 
У нас в стране есть свои традиции исследования общественного мнения. Особенно интенсивно они развиваются в последние десятилетия. Действуют соответствующие центры, институты, исследовательские, в том числе такие уже знаменитые как ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения).
Однако число работ, в которых анализировалось бы общественное мнение педагогов - весьма незначительно. И если в конце 1980-ых - начале 1990-ых наблюдался некоторый подъем в такой тематике: началась деятельность Социологического центра Российской академии образования (руководитель В.С. Собкин), проводились опросы по заказу региональных управлений образования (Н.Д.Исайчева в Туле, В.С.Щувалова и О.Н. Шиняева в Ульяновске, в других регионах), то в последующие годы заметного развития таких исследований не произошло.
 
Надо сказать - темы этих социологических срезов весьма однообразны - в основном отношение учителей к ученикам, к администрации, к своей профессии.
Вопросы о взглядах преподавателей и воспитателей на содержание и способы педагогической работы почти никогда не ставятся.
(Хотя это утверждение уже не точно. Появилась первая обстоятельная социологическая книга, включающая и тематику взглядов учителей на содержание и способы педагогической работы (А.Т.Гаспаришвили, и др. Учитель в эпоху перемен. – М.: Логос, 2006).
 
И не случайно, что для подобных работ нет даже соответствующего названия.
Социология образования? Но она традиционно занимается другими вопросами: прежде всего изучением места и функций образования в обществе и связи его с другими социальными сферами.
Социология воспитания? Но это скорее социологическая педагогика, так как её предмет - вхождение школьника в социум, сформированность у него соответствующих социальных ролей (в своё время этим много занимались Р.Г.Гурова и её последователи).
Назовём эту проблематику, к которой относится и наше исследование социолого-педагогических закономерностей распространения педагогических нововведений, социология учителя.
 
В социологии учителя пересекаются и социология образования (социальные характеристики учителей, установки молодёжи на педагогическую профессию, проблемы адаптации молодого учителя и т.п.), и социология общественного мнения (особенности педагогического сознания - группового и массового), и социология средств массовой информации (изучение распространённости и специфики педагогической информации в печати, телевидении, на радио, а также отношения к ней учительства), и социология рекламы.
Роль средств массовой информации в формировании педагогического сознания как и в целом в современной жизни значительна. Это очевидно. Поэтому в исследованиях распространения педагогических идей не обойтись без результатов изучения СМИ.
Функции СМИ, относящиеся к нашей теме - это распространение культуры, пропаганда, социальное регулирование.
 
Распространение культуры в нашей теме - это распространение педагогических знаний и способов деятельности.
 
Пропаганда - это распространение связанных с данными знаниями ценностей, приведение людей к принятию, одобрению предлагаемой информации.
 
Социальное регулирование - это регулирование (усиление, ослабление, корректировка) содержания общественного, группового сознания.
 
Ещё одна важная социальная функция средств массовой информации - социальная ориентировка. Её можно пояснить и со стороны распространяющего информацию (как указание на важные для общества, для социального слоя сведения, значения), и со стороны получателя информации (расширение поля знаний, позволяющее делать более свободный выбор социальной, в нашем случае педагогической информации).
Проблема действенности средств массовой информации - это проблема восприятия принимаемых сообщений.
 
Суть восприятия - понимание - непонимание сообщаемой информации.
Чаще всего указывается на четыре фактора, влияющие на этот процесс: понимание языка сообщения; установки, настрой воспринимающего в отношении темы информации, способа подачи, в отношении информатора, в отношении себя как получателя сведений; проблемы, которые его, воспринимающего, интересуют (они отражают место слушателя, зрителя в обществе, в сообществе, в системе социальных связей); эффекты группового влияния.
 
Для распространения педагогических нововведений из этих факторов вероятно наиболее значимы первый (язык!), второй (установки) и четвёртый (групповое влияние).
Третий фактор (положение в системе социальных связей) менее важен, так как в нашем случае получатели информации относятся к одному социальному слою.
В исследовании социолога Е.Г.Андрющенко изучены механизмы и результаты прохождения сообщения по межличностным каналам.
Оказывается в большей мере воспринимается и в меньшей мере искажается информация лаконичная, образная, побуждающая к переживанию вполне определённых эмоций. Влияют также на восприятие информации групповые настроения и механизмы лидерства мнений, о которых говорилось выше.
 
Волна интереса, переживаний связанных с инновационной информацией в конце 1980-ых годов отражено и подъёмом в социальных настроениях ранней перестройки и «предъявление народу» ярких педагогов-инноваторов.
Результат групповой «обкатки» инновационного сообщения - в той или иной мере внутригрупповое согласие относительно фактов, идей, оценок, связанных с новшеством.
Средства массовой информации - средства не только передачи собственно знаний, но и их упрощённой, однокрасочной формы - социальных стереотипов. Вот здесь прячется ключик, который подсказывает, почему педагогические идеи нередко оседают в педагогическом сознании не в своём первоначальном виде, а в упрощённом, стандартизированном.
Многие из указанных закономерностей действия СМИ верны и для ситуации непосредственного обращения информатора, пропагандиста к слушателям.
Особенность этой ситуации - наличие обратной связи (восприятие информатором реакций, мнений слушателей), усиливающей значение личностных и межличностных характеристик сообщающего информацию (наличие и изменение авторитета информатора у слушателей, более подвижный эмоциональный фон ситуации, способность-неспособность выступающего подстраиваться под аудиторию и изменяться вместе со слушателями).
 
Просуммируем имеющиеся в социологии идеи, относительно распространения информации.
  • Феномен распространения нововведений включает ряд относительно самостоятельных явлений: распространение названия нововведения (как бы его ярлыка, «лейбла»); распространение основных идей, на которых основано новшество; распространение знаний о новинке, распространение практических знаний (информации о способах действия по-новому); и, наконец, самих инновационных умений. Внутри этих потоков и одновременно с ними создаётся и изменяется в социальном мире оценка нововведения и отношение к нему.
  • Специальной модели распространения педагогических идей не существует.
  • В построении концепции распространения педагогических идей и нововведений стоит опираться на результаты исследований в социологии общественного мнения, социологии средств массовой информации, социологии пропаганды, социологии рекламы.
  • Так как в социологии образования соответствующие темы почти не исследуются, не обойтись без сочинения собственной социально-педагогической модели распространения педагогических инноваций.

Страницы: « 1 ... 18 19 20 21 (22) 23 24 25 26 ... 52 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/234
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/234
Посткоммунарство
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Поляков Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?