Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Поляков С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА: ОТ ИДЕИ ДО ПРАКТИКИ


Информация об авторе: Поляков Сергей
Поляков Сергей Данилович, профессор Ульяновского педагогического университета, доктор педагогических наук, один из главных исследователей проблем воспитания в современной российской школе. Автор книг «Реалистическая педагогика», «Психопедагогика воспитания», многих аналитических и публицистических работ

← Оглавление

Часть 4. ДИФФУЗОЛОГИЯ

 
Самое лучшее в новом то, что
 отвечает старому устремлению
П.Валери.
 

Обозначение темы

 
Новое как идея рождается не в обществе, а в голове одного человека и начинает путешествовать по миру людей, становясь фактом группового или даже общественного сознания, а потом и действия. Каковы же силы, ускоряющие или замедляющие этот путь? Что происходит с идеей по дороге к людям? Такие вопросы возникают сразу же, как только мы задумываемся над распространением педагогических нововведений.
Ещё одна из интересных тем инноватики - тема узнанности нового. Здесь мы встречаемся с двумя феноменами: когда новшество появилось, но его не признали за таковое и, когда старое, явившееся в новом обличье, воспринимается как открытие.
Социальных причин «неузнанности» как минимум две: неразвитая профессиональная коммуникация, общение и отсутствие социального заказа на данное новшество. Впрочем, они часто связаны друг с другом.
Замечательный опыт какого-нибудь учителя из глубинки; новые педагогические идеи, напечатанные тиражом в сто экземпляров в провинциальном педвузе и так и оставшиеся непрочитанными научным педагогическим сообществом. Это примеры неразвитости информационно-педагогических коммуникаций. Примеры второго рода - судьба замечательных педагогов К. Н. Вентцеля, М. М. Рубинштейна и других, чьи идеи противоречили тенденциям развития советской педагогики тридцатых годов. Новаторские педагогические работы остались надолго в личных архивах.
 
Размышления о признании - непризнании нового педагогическим сообществом приводят нас к проблеме закономерностей распространения инноваций. Н.Р.Юсуфбекова называет этот раздел педагогической инноватики педагогической аксилогией. Как известно аксиология (иногда пишут аксеология) - это учение о ценностях. Центральная тема педагогической аксиологии - как меняется значимость, а значит ценность нового в образовании в зависимости от психологических особенностей воспринимающих, от сокультурно-социальных ролей оценивающих, от социально-исторического контекста - от того что происходит в обществе и в истории.
Не секрет, что одни и те же педагогические явления на разных этапах нашей истории то воспринимались в штыки, то поднимались на щит. Пример - отношение к экзаменам, их исчезновение в начале двадцатых годов, возрождение в пятидесятые и поиски новых форм - в девяностые годы.
 
Однако процессы распрострнения инноваций не сводятся к оцениванию и выделению значимого. Распространение нового можно анализировать и как собственно информационный процесс, относительно независимый от ценностной стороны.
Общие закономерности распространения информации зависят от характера устройства общества и профессиональной сферы, от практики повышения квалификации, от деятельности средств массовой информации, а теперь и Интернета.
Учитывая и внеценностные аспекты распространения нового, будем называть соответствующий раздел педагогической инноватики более широким, чем «аксиология» именем: педагогическая диффузология.
 
(Диффузия, с точки зрения физики, - сложный процесс проникновения, распространения одного вещества в другое. Это неплохо соответствует сути рассматриваемых нами процессов. Кроме того такой вариант называния хорошо соотносится с англоязычной традицией называния процесса распространения инновации.)
 
Если в педагогической неологии главный герой - новатор-исследователь, новатор-практик, в педагогической аксиологии главное действующее лицо - педагогическое сообщество.
 
Противоречия между различными группами, входящими в педагогическое сообщество, создают сложность, неодномерность этого явления. С точки зрения нововведенческих процессов можно говорить о таких характеристиках педагогического сообщества и его отдельных подразделений (школ, объединений, региональных сообществ педагогов), как инновационная восприимчивость и инновационный потенциал. Они служат своеобразным фильтром, пропускающим - не пропускающим новое в данную школу, в данный регион.
 
Продвижение от новой идеи к новой практике, от первоначального нововведения к его массовому тиражированию ведёт часто к изменению, преобразованию первоначальных идей и опыта. Преобразующей линзой являются всё-таки преобладающие ценности данного педагогического сообщества.
Мир этих ценностей - то есть то, что признается важным, полезным, - повышает или понижает значимость распространяемых нововведений. Причём это повышение-понижение не разовое, а процесс, совершающийся в социальном времени. Может быть, самый яркий из последних примеров - всеобщее увлечение творческого учительства новыми методиками и отдельными приёмами на границе восьмидесятых - девяностых годов прошлого века и охлаждение к чисто методическим нововведениям в последующие годы.
Ценностные процессы диффузии инноваций опираются на информационные процессы: распространении названий новшества, его идей, информации о способах его введения в «жизнь».

Страницы: « 1 ... 17 18 19 20 (21) 22 23 24 25 ... 52 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/234
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/234
Посткоммунарство
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Поляков Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?