Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Поляков С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА: ОТ ИДЕИ ДО ПРАКТИКИ


Содержание:
  1. Задание 4.
Информация об авторе: Поляков Сергей
Поляков Сергей Данилович, профессор Ульяновского педагогического университета, доктор педагогических наук, один из главных исследователей проблем воспитания в современной российской школе. Автор книг «Реалистическая педагогика», «Психопедагогика воспитания», многих аналитических и публицистических работ

← Оглавление

Отдельно о ТРИЗе

 
Теперь о ТРИЗе. Как расшифровывается эта аббревиатура - известно: теория решения изобретательских задач. Но эта расшифровка обманчива, она скорее говорит о происхождении идей ТРИЗ - от задачи сделать более эффективным процесс изобретательства.
Современный ТРИЗ - это и система идей, претендующих на теорию творческой деятельности, и определённая технология (может быть точнее технологиИ) творчества, и метод развития воображения, творческого начала детей различного возраста, и общественное движение.
 
Назовём только несколько штрихов к технологии изобретательства с позиции ТРИЗ.
  • требование поиска и формулировки в явном виде противоречий в задачи;
  • выявление связей между процессами, явлениями, объектами, в том числе отдалёнными и внешне никак не связанными;
  • широкое использование аналогий при поиске решения задачи;
  • вербализация, словесное пояснение идей рождённых интуицией;
  • замена неразрешимой задачи другой, более поддающийся решению.
 
Попробуем применить эти идеи к знаменитому неразрешимому вопросу как научить чему-то одному всех детей нашей страны.
В постановке данной задачи содержится противоречие между «природой» детей (физиологическими и психологическими различиями), создающей чувствительность к разному жизненному (к учебному) содержанию и идее научить «чему-то одному».
Так как слово «всех» включает миллионы конкретных вариантов, то необходим аналог «этих всех», существенно уменьшающий число объектов. Пусть это будет школьный класс в 20 человек. Введём параметры различий учеников этого класса: уровень и типы мышления, уровень и типы памяти, возраст, пол, исходная мотивация (интерес) к учебному предмету. Добавим какой-нибудь странный параметр, например рост учеников. Введём ограничения - школьный возраст, общеобразовательная школа.
 
Конкретизируем параметры:
  • тип памяти: преобладание слуховой, зрительной, моторной памяти;
  • тип мышления: преобладание действенного (практического), образного, логического мышления;
  • возраст: ровесники (разница в годах не более 2х лет), младшие, старшие;
  • пол: женский, мужской;
  • рост: 100-120 см, 120-140, 140-160, 160-180, более 180;
  • мотивация: ослабленная (в сравнении с другими учебными предметами), примерно равная с мотивацией на другие предметы, повышенная (в сравнении с мотивацией на другие предметы).
 
Назовём некоторые связи:
Следствие роста выше или ниже среднего по группе - повышенное стремление к получению от сверстников и от учителя признания успешности, «учебной нормальности».
Старшие в группе хотели бы получить подкрепление, признание своей взрослости, компетентности в ситуации взаимодействия с младшими. Младшие - ориентированы на внимание и признание со стороны старших.
Успешность в учебных действиях как следствие задействования сильных для данного ученика сторон памяти и сильных видов мышления ведётк повышению мотивации.
 
Возможные аналоги:
  • проблема идеальной варки супа из ингредиентов разного размера и теплопроводности;
  • проблема построения эффективной спортивной команды из числа спортсменов с разными способностями и весо-ростовыми показателями.
 
Принципы возможной педагогической технологии:
  •  задействованность ведущих модальностей восприятия и запоминания (слуховой-аудиальной, зрительной-визуальной, моторной-кинестетической);
  • возможности в едином содержании различных видов учебных работ, действий, связанных с различными типами мышления;
  • организация ситуаций взаимодействия для старших в позиции квазипреподователей, для младших - авторов творческих разработок доступного уровня;
  • сочетание времени общей работы и варьирование временных режимов работы над одним и тем же содержанием для разных школьников (аналогия с варкой по отдельности и общей варкой ингредиентов супа);
  • акцентировка, направленность преподавания не только на индивидуальный, но и на общий продукт (аналогия с индивидуально-групповым спортивным соревнованием).
 
Задание 4.
Доведите эти принципы до конкретных технических приёмов (хотя бы по три на каждый принцип) и вы станете немножко ТРИЗовцем.

Страницы: « 1 ... 15 16 17 18 (19) 20 21 22 23 ... 52 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/234
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/234
Посткоммунарство
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Поляков Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?