Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Поляков С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА: ОТ ИДЕИ ДО ПРАКТИКИ


Содержание:
  1. Задание 3.
Информация об авторе: Поляков Сергей
Поляков Сергей Данилович, профессор Ульяновского педагогического университета, доктор педагогических наук, один из главных исследователей проблем воспитания в современной российской школе. Автор книг «Реалистическая педагогика», «Психопедагогика воспитания», многих аналитических и публицистических работ

← Оглавление

Стимулирующие техники

 
Запуск и поддержание этих механизмов можно рассматривать технологически, то есть описывая техники, технологии индивидуальной и групповой работы стимулирующие профессиональное творчество инновационного типа, и управленчески, называя управленческие средства, приёмы поддержки инновационности работников.
Говоря о технологиях, побуждающих к выдвижению и структурированию новых идей чаще всего вспоминают о мозговом штурме, синектике, морфологическом анализе, ТРИЗе.
Обо всём этом много написано, поэтому напомним только основное.
 
«Мозговой штурм» (brain storm), происхождение которого как технологии обычно связывают с именем американского инженера и затем психолога Г.Осборна, основан на трёх идеях организации групповой работы:
  • - выделение в порождении новых идей двух этапов: генерации идей и их анализа;
  • - запрет на критику выдвигаемых идей на этапе их выдвижения;
  • - поддержка развития, модификация, конкретизация выдвигаемых идей как на этапе порождения, так и на этапе анализа.
 
Существуют различные данные об эффективности технологии мозгового штурма в сравнении с классическим совещанием без введения выше названых правил. Есть исследования, в которых утверждается, что не по количеству, не по оригинальности идей мозговой штурм «не побеждает» совещания. Впрочем есть и противоположные данные. Скорее всего причины такого разнобоя связаны с тем кто, под какую задачу и с кем проводит соответствующую работу. Стиль ведущего и особенности решаемой задачи по-видимому иногда могут сильнее влиять на результативность работы, чем технология.
 
Такие же соображения можно повторить о синектике. Надо сказать, что синектику как ещё одну технологию творческой групповой работы толкуют порою весьма различно.
Нам близко её понимание как серьёзной модификации, углубления технологии мозгового штурма.
 
К классическим правилам штурма добавляется один существенный принцип: идеи в групповой работе предлагается выдвигать «не от себя», а от заданной ведущим позиции (так называемая ролевая синектика). Она может быть социально-ролевая, например учителям предлагается выдвигать идеи с позиции учеников, администраторов, родителей или (в изобретательских задачах) «материально-ролевой» (например при разработке новой архитектуры компьютерного комплекса выдвижение идей по совершенствованию взаимодействия его частей с позиций монитора, «мышки», модема и т.д.).
 
С точки зрения психологии личности следует ожидать что и мозговой штурм и синектика (конечно при определённых условиях) должны быть эффективны при порождении новых идей. Дело в том, что правила этих технологий уменьшают определённые страхи, барьеры участников работы.
Прежде всего уменьшается боязнь, что идеи, предложения отрицательно оценятся другими «штурмующими» (правило запрета на критику - вот сила снижающая эту боязнь).
В ролевой синектике на уменьшение тревожности по поводу выдвигаемых идей работает и правило «от роли» - так как предложение выдвигается как бы не от себя, а от заданной позиции, то и внутренняя аргументация - «не я, а роль «виновата» в идеи» позволяет снять с себя ответственность за экстравагантные мысли.
 В индивидуальной работе что-то вроде «штурма» и «синектики» так же возможны. Правила в этом случае те же, а роль «других» и контролёра процесса выполняет сам инноватор, точнее та его, говоря языком психосинтеза субличность, в которой представлен обобщённый Другой и личный Контролёр.
 
Технология, точнее даже сказать одна из техник, морфологического анализа состоит в отборе каких-либо характеристик явления, вещи, проекта над которым работает инноватор, введение по каждому параметру какой-либо позиции и рассматривания всех случаев на пересечении этих параметров и градаций.
 
Давайте проиллюстрируем этот пример, а заодно что-нибудь изобретём.
Параметры - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Градация - число учеников задействованных одновременно в данной учебной ситуации:1, 2, 3-7 (микрогруппы), 8-15 (команды), 15-35 (класс), 35-100 (предельное число учеников с кем ещё можно выстраивать непосредственный контакт), от 100 до 2000 (зал), более 2000 (дистантный вариант).
Пересечение методов и числа учеников наряду с традиционными формами: индивидуальные, репетиторство, фронтальная работа в классе, лекция даёт и экзотические идеи: исследовательский метод в дистантном исполнении, лекция (!?) перед двумя учениками и пр.
 
Задание 3.
Выберите несколько параметров воспитательного процесса и «заполните» морфологический ящик для разных временных промежутков: 1 минута, 5 минут, 10-25 минут, 30-60, 60-120, 120-300, ну и так далее.

Страницы: « 1 ... 14 15 16 17 (18) 19 20 21 22 ... 52 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/234
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/234
Посткоммунарство
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Поляков Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?