Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Поляков С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА: ОТ ИДЕИ ДО ПРАКТИКИ


Информация об авторе: Поляков Сергей
Поляков Сергей Данилович, профессор Ульяновского педагогического университета, доктор педагогических наук, один из главных исследователей проблем воспитания в современной российской школе. Автор книг «Реалистическая педагогика», «Психопедагогика воспитания», многих аналитических и публицистических работ

← Оглавление

Факторы появления нового

 
Каковы факторы помогающие - мешающие созданию, становлению новшества, развитию его как инновации?
Ответ на этот вопрос многослоен и многослоен. Силы влияющие на генезис инноваций прячутся на различных уровнях: социо-культурном, социально-психологическом, собственно психологическом.
 
Социокультурные факторы - это те действующие условия становления нового, которые есть проявление социальных, культурных, субкультурных особенностей данной эпохи, страны, региона, социальной и профессиональной сфер.
К ним относятся, во-первых, общие социальные ожидания в отношении желаемых изменений в данной социальной сфере.
Эти ожидания и отношения существуют в формах общественных настроений, общественного мнения, мифов массового сознания. Кстати Социальные мифы (идеи, не имеющие возможности осуществиться в действительности) являются нередко весьма мощной побуждающей силой к новаторству.
 
Пример ожиданий, стимулирующих становление нового - массовые представления 1988-1992 гг. о том, что частные фирмы сделают более разнообразными услуги населению. Пожалуй, можно утверждать, что эти ожидания подтвердились.
На другом более частном уровне ожидания соответствующих социальных и профессиональных групп. Пример - ожидание педагогов в начале 90-х годов, что отмена стандартных еденных учебников позволит по-новому строить педагогическую работу. Ожидание реализовалось, но результат оказался противоречивым. Множество новых учебников напрямую не повлияло на рост эффективности обучения.
 
К социально- культурным факторам причисляют: предпосылки к созданию новшеств в соответствующих научных разработках (вот именно здесь педагогическая наука - не более как один из факторов порождающих новое в педагогической практике); наличие полезных для данного новшества идей в культуре (масштабный пример - шоу-культура, порождающиеся педагогические новшества в стиле шоу-педагогики: презентаций, праздников и т.п.); «внутрисферную» потребность к обновлению. Последнее существует в форме как осознаваемой, так и неосознаваемой (переживаемой) устойчивой социальной, для образования, социально-педагогической проблемы.
Социально-психологические факторы становления новшества и новации - это особенности взаимоотношений людей в потенциально новаторских группах, а также отношения между этими группами и «внешними» людьми. (Или, в других терминах, социально-психологический и организационный климат сообщества - «родителя» новации).
 
Вот здесь пора уточнить терминологию. Новаторами, новаторской группой мы будем называть создателей новшества и новации. Другой же термин: инноваторы, инноваторство - шире. К инноваторам относятся не только создатели новшеств (новаторы), но и все активные участники становления, распространения, освоения новшества.
 
Социально-психологические факторы новаторства - большая самостоятельная тема. Назовём только два её аспекта: наличие творческой атмосферы в группе и оптимальная для творческих разработок структура группы. Простейшая схема для такой структуры - наличие в инновационной группе работников с позициями «генератора идей», «эрудита» и «критика» (М.Г.Ярошевский).
Но существуют и более сложные модели такой структуры, в частности, основанные на идеях соционики.
Соционика - область психологической практики, основанная на идее типологии личности по К.Юнгу. По К.Юнгу следует говорить о типах человека как личности различающихся по направленности психической активности и по доминантности психических функций.
Активность направленная во вне называют экстравертностью. Активность направленная «внутрь», в свой внутренний мир - интравертность.
 
Доминантность мышления порождает мыслительный тип личнсти, чувства - чувственный, эмоциональный тип, ощущения - сенсорный тип, интуиции - интуитивный. Сочетание этих доминант с экстравертностью-интравертностью даёт восемь типов личности, сочетание которых, по соционике и объясняет характер и продуктивность межличностного, группового взаимодействия. В частности - продуктивность общности как инновационной группы.
 
Скажем несколько слов и о творческой атмосфере. Социолог В.Скурлатов пишет о «лазерном эффекте» творческого общения. Продукт такого общения синергетичен, то есть может быть намного больше суммы индивидуальных творческих продуктов членов группы. Метафора лазера неплохо иллюстрирует это явление. Лазерное излучение как мощный направленный поток энергии побуждается весьма слабым исходным действием. Пример В.Скурлатова - так называемый Докторский клуб, сообщество студентов Берлинского университета середины XIX века. Из него вышла целая группа социальных инноваторов как радикального толка: К.Маркс, Ф.Энгельс, так и консервативного - будущие министры объединённой Германии. Другой пример - из истории физики - «птенцы Иоффе»: знаменитые физики - Н.Н.Семенов, И.В.Курчатов, А.И.Алиханов… - молодые сотрудники и ученики Ленинградского физико-технического института 1920-ых годов Абрама Фёдоровича Иоффе.
Педагогический пример - создатели известных современных педагогических теорий и практик - научные выпускники 1970-ых годов лаборатории воспитательных проблем коллектива Людмилы Ивановны Новиковой.
 
Наконец, собственно психологические факторы.
Они как бы трёхэтажны: предпосылочные, мотивационные и личностные (личностные в узком смысле этого слова).
 
Предпосылочные - это те особенности психологических процессов и состояний, которые относятся к индивидному, неличностному уровню психики. Их наличие (в позитивном для судьбы новшества варианте) не гарантирует инноваторское поведение человека, но служит базой, основой, позволяющей при действии факторов других «этажей» эффективно осуществлять новаторскую функцию. К предпосылкам относятся развитость воображения, дивергентность мышления (умение видеть разнообразие и строить мысль в нескольких направлениях), повышенная эмоциональность, не низкий уровень энергетичности физического и психического состояния. В последнем аспектерешающее - психическое состояние, которое может быть компенсатором низкого уровня физического здоровья. Знаменитые примеры - Николай Островский, саратовский художник-фантаст и поэт Голобоков, выдающийся физик Стив Хокинг.
 
Мотивационные факторы - это мотивы творческой деятельности. Идея, что новатор побуждается к творчеству исключительно стремлением проявить свой потенциал, свои возможности - наивна. Повторим ахматовскую метафору из как только «сора» не вырастают новаторские свершения. Здесь и стремление к славе (общественному признанию), и самоутверждение в группе, и реализация себя независимо от внешнего оценивания (самоактуализация Маслоу); и социальные мотива - благо для людей, общества, человечества; и решение личных проблем (завоевание любви, статуса и т.п.); и экономические мотивы - завоеваний материальных благ, и многое другое.
Когда же эти, в общем-то неспецифические, мотивы напрямую не обращённые к творчеству становятся инновационной силой? Только если они связаны с установкой на изменение, преобразование, на новое, когда присутствует в человеке внутреннее разрешение себе что-то менять и меняться. Но это уже не мотивационный фактор, а собственно личностный.
 
Личностные факторы инновационности - это те личностные качества, которые и задают способность к новаторскому поведению.
 
М.Вудкок и Д.Френсис в известной книге «Раскрепощённый менеджер» называют такие базовые инновационные качества личности как
  • потребность в риске,
  • способность к решительным действиям в условиях неполной информации,
  • способность создавать необходимые для возникновения новшества ситуации и использовать в целях инновации уже имеющиеся,
  • способность увлечь за собой людей (харизматичность).
Очень интересные добавления к этому перечислению интереснейшего психолога и педагога Александра Савенкова.
Наряду с названными выше он называет такие личностные особенности творцов:
  • повышенная любознательность;
  • выраженная надситуативная активность (как стремление за пределами сложившихся норм деятельности или требованиями данной ситуации);
  • сохранение ювенильности, детскости в поведении и отношении к миру;
  • перфекционизм как стремление к точности и совершенству в совершаемых действиях,
  • стремление к лидерству (основанное не на внушении и психологическом давлении, а лучшей компетентности, понимании совершаемых действий),
  • чувство юмора (исследования показывают его положительную связь, корреляцию с интеллектом), социальную автономность (как готовность, а то и стремление действовать самому, независимо от взаимоотношений и поддержки окружающих).
 
А.Савенков эти качества (а нами приведён неполный вариант его списка) выделил на основе специального анализа текстов специалистов (так называемого контент-анализа) и собственного опыта работы с (!) одарёнными детьми.
Вообще аналогия новаторов с одарёнными детьми встречается не только у Савенкова, но и в других работах.
Парадоксальное суждение по этому поводу могут быть таковы: новаторы - это «выжившие» одарённые дети, занимающиеся практической деятельностью или новаторы - это «поздно проснувшиеся» одарённые дети.
Наши рассуждения о факторах создания новшеств, становление новации могут в большей степени опять повторены для инноваторов в целом, но с оговорками, уточнениями для каждой группы последователей новаторов: пропагандистов, преподавателей, управленцев, организаторов, консультантов.

Страницы: « 1 ... 12 13 14 15 (16) 17 18 19 20 ... 52 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/234
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/234
Посткоммунарство
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Поляков Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?