Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Поляков С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА: ОТ ИДЕИ ДО ПРАКТИКИ


Информация об авторе: Поляков Сергей
Поляков Сергей Данилович, профессор Ульяновского педагогического университета, доктор педагогических наук, один из главных исследователей проблем воспитания в современной российской школе. Автор книг «Реалистическая педагогика», «Психопедагогика воспитания», многих аналитических и публицистических работ

← Оглавление

Необходимость педагогической инноватики

 
Как и многое в мировой культуре, педагогическая инноватика как научная дисциплина до позднесоветских времён для нас не существовала. Нельзя сказать, что советская педагогика вообще не занималась исследованиями введения нового в народном образовании. Но как уже говорилось эта проблематика ограничивалась внедрением достижений науки и распространением передового педагогического опита. В этих исследованиях возникал образ учителя как человека, которого достаточно наполнить новыми знаниями  и умениями (ещё, может быть, предъявить к нему разумные  требования), чтобы он стал вдохновенно и результативно использовать новые идеи и способы работы.
Жизнь, однако, не спешила подтверждать эти предположения. Формализм в применении нового, деформации его вплоть до потери первоначального смысла нововведения были (впрочем, и остались) обыденностью нашего педагогического мира.
 
Педагогическая инноватика предлагает к внедрению и распространению другой подход, при котором во главу угла ставятся интересы, цели, идеалы, установки всех участников нововведенческого процесса - создателей педагогических новшеств, их распространителей, учителей, а то и школьников. Это позволяет увидеть в педагогических инновациях их специфику, отличие нововведений в научно-технической сфере от инноваций в социально-организационной сфере.
Остановимся на этом подробнее.
 
Прежде всего, напрашивается различение, инноваций в образовании и педагогических инноваций. Первые - шире, к ним относятся и такие, когда результатом является материальный продукт (новый тип здания школы, новые учебные пособия) или некая организационная норма, упорядочивающая деятельность образовательных учреждений (например, появившееся недавно подушевое финансирование).
Ко вторым относятся те нововведения, цель которых - личностные и социо-культурные изменения школьников и педагогов. (Об этом различии кстати, говорит тот же поиск в Интернете. По инновациям в образовании Rambler даёт ссылки на 1560 сайтов, а по педагогическим инновациям заметно меньше - на 970). (Между прочим на инновации в медицине даются ссылки только на 375 сайтов. Данные на февраль 2007 г.)
Другое дело, что эта педагогическая цель педагогических инноваций не всегда воплощается в результат. Да и утверждение, что данные изменения в личности - следствие
определённого нововведения, звучит слишком решительно. Социальные, в том числе педагогические, влияния на человека разнообразны, а их последствия могут отразиться непредсказуемым образом и в самые разные сроки.
При всех этих оговорках идея специфики педагогических нововведений как личностноцентрических представляется нам верной. Она позволяет назвать, по крайней мере, три особенности инноваций педагогических: в ценностной сфере, в специфике объекта инноваций и в специфике результата нововведенческой деятельности.
 
Ценностная особенность. Педагогические инновации имеют смысл, только если в их основе ценность развития человека и как социального, и как индивидуального  существа.
 
Особенность объекта нововведения. Объект педагогических инноваций - профессиональная деятельность учителя. Нововведенческое поведение может быть эффективным только в том случае, если оно будет иметь самодеятельный, то есть деятельностный в строгом смысле этого слова характер, то есть развёртываться на основе поставленных самим учителем целей и осознанно отобранных им способов действия. Обозначим эту особенность педагогических инноваций как субъективность объекта нововведения.
 
И наконец, специфика результата педагогической инновации - изменения в отношениях учителя и школьника {в наибольшей мере это верно для воспитательных нововведений). Изменившиеся отношения и есть то социально-психологическое условие, которое ведёт (при соответствующих внутренних предпосылках) к личностному изменению педагогов и детей.
Итак, инновации являются педагогическими, если они гуманистичны по своему смыслу, субъектны по позициям участников нововведенчеекой работы, направлены на развивающее изменение отношений педагогов и школьников.
Конечно, для конкретных нововведений каждый из этих признаков может быть выражен более или менее. Важна тенденция.
 
Педагогическая инноватика не сводится к изучению процесса распространения нововведений.
Говорят по крайней мере о её трёх задачах:
  • изучение процесса создания педагогических новшеств;
  • исследование их освоения педагогическим сообществом;
  • анализ практики применения нового.
 
Каждому из этих исследовательских направлений Н. Р. Юсуфбекова придумала звучные наименования; «педагогическая неология», «педагогическая аксиология», «педагогическая праксиология».
Наиболее удачно первое название - педагогическая неология.
Так мы и назовём следующую главу нашей книги.

Страницы: « 1 ... 9 10 11 12 (13) 14 15 16 17 ... 52 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/234
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/234
Посткоммунарство
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Поляков Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?