Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Поляков С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА: ОТ ИДЕИ ДО ПРАКТИКИ


Информация об авторе: Поляков Сергей
Поляков Сергей Данилович, профессор Ульяновского педагогического университета, доктор педагогических наук, один из главных исследователей проблем воспитания в современной российской школе. Автор книг «Реалистическая педагогика», «Психопедагогика воспитания», многих аналитических и публицистических работ

← Оглавление

Педагогическая инноватика

 
В качестве схемы нашего описания области педагогической инноватики будем использовать подход Н.Р.Юсуфбековой. По Юсуфбековой педагогическая инноватика - это учение интегрирующее, объединяющее исследования о создании педагогических новшеств, об освоении этих новшеств педагогическим сообществом и о их использовании в образовательной практике.
Эта формулировка 1991 года, но все последующие работы по инноватике в сфере образования, как правило, на неё и опираются (иногда называя автора, а иногда и не называя).
 
На первый взгляд в этой дефиниции нет ничего особенного в сравнении с определением общей инноватики.
Но это не так. Понятие «педагогическое сообщество» подсказывает - среда, где распространяются образовательные нововведения - это работники самой этой социальной сферы, в которой возникло и развивается новшество их восприятие нового, отношение к нему и определяет судьбу инновации. В то время как в технических нововведениях (особенно в условиях рыночной экономики) такой средой являются не деятели, носители инновационного процесса, а потребители продуктов-новинок.
 
Силой образовательных инновационных процессов являются сами педагоги. Но они являются не только «осваивателями» новшеств, но создателями, регуляторами, модификаторами инновации.
Ещё одна особенность инновационного цикла в «педагогическом пространстве» - для того, чтобы педагогическое сообщество восприняло, осознало, отнеслось, применило какое-либо значительное новшество (а его в это время уже догоняет другое новшество) необходимо определённое время.
 
Эти черты инновационных процессов в образовании позволили К.В.Елисееву увидеть ряд особенностей педагогических инноваций. Вот их недлинный список.
  • Растянутость во времени (если для многих современных технических новинок срок от разработки до насыщения рынка идёт на годы, а то и месяцы, то для педагогических, в условиях нашей страны, скорее десятилетия).
  • Размытость границ между стадиями жизненного цикла новшества и этапами инновационного процесса (освоение новшества сопровождается его доработкой, развитием, распространение - сознательной модификацией и т.д.).
  • Трудность определения конечного результата нововведения(особенно для воспитательных нововведений).
 
Если К.В.Елисеев говорит о специфике инновационных процессов в образовании вообще, то В.И.Загвязинский различает судьбы педагогических нововведений, в зависимости от источника новшества: наука или новаторская практика.
Путь нововведения, родившего в «теоретической оболочке» (по В.И.Загвязинскому): рождение новой научной концепции - расширение адресности концепции, иногда с притязанием на всеобщность - принятие концепции практикой, ожидание немедленного эффекта - охлаждение и разочарование - преобразование концепции, интеграция её с другими научными подходами.
 
Путь нововведения, рождённого как новаторский опыт: рождение практических идей и реализация их в методических средствах - борьба за утверждение и признание разработок - притязание на расширение области применения, вплоть до универсальности - осознание научных идей, лежащих в основе опыта - интеграция с другими подходами.
Мы собираемся использовать схемы В.И.Загвязинского с одним вопросом-оговоркой: не отражают ли они не общие закономерности, а специфические для определённой социальной ситуации?
Но не изобретаем ли мы велосипед, не меняем ли прижившиеся в педагогике слова и словосочетания: передовой опыт, внедрение, достижения науки, распространение передового опыта на «инновационные синонимы?
Попробуем доказать, что это не так, что инновационная терминология , если к неё серьёзно отнестись значительно расширяет понимание и возможности влияния на развитие образовательных феноменов.

Страницы: « 1 ... 8 9 10 11 (12) 13 14 15 16 ... 52 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/234
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/234
Посткоммунарство
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Поляков Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?