Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Поляков С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА: ОТ ИДЕИ ДО ПРАКТИКИ


Информация об авторе: Поляков Сергей
Поляков Сергей Данилович, профессор Ульяновского педагогического университета, доктор педагогических наук, один из главных исследователей проблем воспитания в современной российской школе. Автор книг «Реалистическая педагогика», «Психопедагогика воспитания», многих аналитических и публицистических работ

← Оглавление

Карта общей инноватики

 
Так как мы и далее собираемся говорить по научному, то пора разобраться с основными определениями, понятиями в инноватики, нарисовать крупными мазками её карту. Отделаться определением инновации по Пригожину недостаточно.
Давайте начнём с самого названия нашей научной сферы.
Самое короткое (пусть неточное) определение: Инноватика - это наука о новом. Может быть когда-нибудь и будет всего две супер-науки - о новом и о старом (но эта красивая идея относится скорее к области научной фантастики).
Различают общую инноватику, изучающую общие закономерности существования инноваций в социуме, и частные инноватики, предмет которых инноваций в конкретных сферах социальной жизни.
Основные понятия общей и частных инноватик: новое, новшество, новация, нововведение, инновация, инновационные процессы, инновационность среды, инновационная деятельность, инновационный потенциал, инновационная восприимчивость.
 
Самое широкое понятие - новое - как до сих пор несуществовавшее, впервые созданное, сделанное, открытое (это из словаря Ожегова). Новое существует в двух формах как новые идеи и как новая практика (к ней, как правило, и применяют термин новшество). Новшество имеет по крайней мере три облика: новшество как практическая идея; новшество как нечто, реализованное в особых, «лабораторных» условиях и новшество из обычной социальной практики, в конкретных учреждениях, отраслях, сферах социальной жизни. Именно в последнем случае разумно использовать термин новация. В новации всегда есть два аспекта - что нового (это и есть собственно новшество) и как оно становится, вводится. Аспект «как» - это процессуальная сторона нового, новация как процесс. Тиражирование, повторение, освоение новшества по новации-образцу есть нововведение. В нововведении как и в новации есть своё «что» (предмет нововведения) и «как» (нововведенческий процесс).
 
Наконец, понятие инновации. Разумно его рассматривать как обобщающее все феномены нового в практике и новшество, и новацию, и нововведение. Кстати, ключевое слово, описывающее новое в англоязычной литературе - innovation в своём значении имеет все эти аспекты.
 
Так что, похоже, мы интерпретируем инновации не совсем по А.И. Пригожину. Нововведение в нашем варианте - только один из вариантов инновации.
Надо сказать, что с понятием «инновация» не все так просто. В зарубежной литературе имеется информация о более 100 его определений, три из которых наиболее прижились в отечественных текстах:
  • Инновация как радикальное, существенно меняющее «социальную ткань» новшество.
  • Инновация как системное изменение конкретной социальной
    области (так, например, её толкует интересный аналитик П.П. Щедровицкий).
  • Инновация как всякое, любое целенаправленное изменение, вносящее в систему новые элементы. Мы, в нашей книге, будем отталкиваться от этого, последнего, понимания инновации. Нам представляется оно более интересным, позволяющим захватить в сферу анализа более широкий круг явлений, чем при первых двух трактовках.
 
Есть и другие интересные модели соотношения инновационных понятий. Тот же Й.Шумпетер выстраивает ряд: изобретение - поведение - диффузия. Весьма авторитетный из зарубежных исследователей инноваций П. Дракер (иногда у нас переводят его как Друкера) различает новшество как то, что имеет техническую или технологическую природу и инновацию, как влияние новшества (!) на образ жизни людей.
Разберёмся теперь с процессуальной стороной инноваций. Обычно называют три основных инновационных процесса: становление новшества (финиш этого процесса - факт инновации), распространение новшества (от новации до нововведений) и рутинизация новшества (превращение его из нового в старое, традицию).
Понятие инновационные процессы охватывает динамику всех изменений в сфере нового (от нового к новшеству, изменения самого новшества, новацию как процесс, нововведение как процесс, превращение нововведенческого процесса в функционирование организации и человека, изменение под влиянием этих явлений в социальной и предметной среде и т.д.).
 
По Н.И.Лапину существуют две цепочки инновационных процессов. Первая («простое воспроизводство») включает: открытие - создание новшества (новация) - распределение между пользователями - массовое использование. Вторая (расширенное воспроизводство): открытие - новация - распространение - освоение и модификация - рутинизация (превращение в традицию).
Прошлые и современные исследователи нововведении (начиная чуть ли не с Й.Шумпетера) подчёркивают особенности, темп, качество всех инновационных процессов определяются той средой, в которой рождается и живёт инновация, а также характером активности людей и организаций, осуществляющих инновацию.
Эти явления называют инновационность среды и инновационная деятельность.
Предпосылка инновационной активности то, что настраивает людей, организацию, общество на инновационные действия - новые потребности и новые проблемы.
Инновационная активность людей и организаций как сознательное, целенаправленное действо разворачивается как деятельность по преобразованию, изменению, существующих, сложившихся деятельностей.
Эта деятельность над деятельностью (как говорят философы от инноватики - метадеятельность) и называется инновационной.
 
Понятие инновационная деятельность - ключевое для анализа инновационных процессов. Отвечая на вопросы: кто, по каким причинам, с каким потенциалом, какими возможностями включается в инновационную работу и как он её делает, мы собственно и прогнозируем судьбу нововведения.
Понятие же инновационность среды соединяет настоящее инновационного процесса с его будущим. Природные, экономические условия, социальные и психологические особенности организаций и людей среды - вот то «питательное пространство», в котором расцветает или вязнет инновация. Судьба осваиваемого новшества зависит от его способности «вписаться» в среду. Эта адаптируемость, приспособляемость к среде имеет два слоя: социокультурный - соотношение новшества с нормами и ценностями людей среды и организационный - вписывание новшества в устройство и функционирование организации.
Процесс адаптации, а точнее взаимоадаптации нового и организации имеет этапы: восприятие новшества - собственно взаимная адаптация - рутинизация или отвержение.
 
Восприятие новшества происходит поэтапно: восприятие как узнавание о новом, восприятие как формирование образа нового (этот смысл ближе всего к психологическому понятию восприятия ) и восприятие как воспринятие - с чего и начинается решение об использовании новшества.
Наиболее известная в инноватике схема принятия решения о нововведении включает пять шагов:
  • ознакомление (его итог - первоначальное знание о новшестве);
  • появление интереса (следствие - поиск дополнительной информации);
  • оценка (решение попробовать, поиск конкретной информации, необходимой для опробывания);
  • апробация (на этом этапе возможен отказ от нововведения);
  • принятие окончательного решения об использовании - неиспользовании новшества.
 
За восприятием новшества стоят сложные комплексы личностных, межличностных, внутри- и внеорганизационных причин, а также особенности самой инновации.
 
Словосочетание объединяющее все эти причины и особенности - инновационный потенциал.
 
Интересный исследователь от инноватики М.Ю.Елфимова подчёркивает: есть три облика инновационного потенциала: инновационный потенциал новшества (то есть его возможности), инновационный потенциал социокультурной среды и инновационный потенциал организации.
 
Инновационный потенциал организации - это и способности организации стимулировать создание новшества, и её восприимчивость к «приходящим» новшествам, и умение своевременно избавляться от устаревших новшеств.
В качестве характеристик инновационного потенциала называют множество различных черт организаций.
Все эти разнообразные черты объединяются в три блока: два базисных (предпосылки к инновациям) и один собственно инновационный.
 
Базисные блоки: материально-финансовый (материальные и финансовые ресурсы организаций, возможности экономического стимулирования работников за работу по-новому) и кадровый (личностный инновационный потенциал работников организации вообще и руководителей в особенности). Речь идёт прежде всего их профессиональной и управленческой компетентности и творческости, креативности).
 
Собственно инновационный блок включает цели, структуры, организационные особенности организаций как целого, а так же специфику её взаимодействия со средой.
Инновационный потенциал как бы двуслоен. В нём есть основа, которая определяет возможности организации и человека в отношении нововведений вообще и более временный, изменчивый слой, связанный с конкретными инновациями.
Главные характеристики основы - способность работников к творчеству в профессиональной деятельности и способность организации к саморазвитию.
Изменчивый слой описывается свойствами конкретного новшества соотносительно, сопоставительно со свойствами организаций и отдельных работников.
 
Конкретней это звучит так: относительные преимущества нового в сравнении со старым, совместимость нововведения с существующими ценностями и опытом организаций и работников, сложностью новшества, возможность опробывать новое по частям, элементам, возможность распространения нового через общение.
 
В зависимости от позиции, должности воспринимающих новшества и особенностей организации одна и та же инновация может оказываться как лёгкой, малопроблемной, так и трудной, с напряжением и преодолением сопротивления в ходе её реализации, развёртывания.
Такое сопротивление - нормальный процесс для любой более-менее серьёзной инновации. Нововведение осваивается, укрепляется через развитие противоречий между старым, традиционным и новым.
В зависимости от силы противоречий различаются инновации радикальные (существенно меняющие структуру, содержание деятельности, ценности людей и организаций) и модифицирующие, усовершенствовавшие, не требующие серьёзных изменений в сознании и деятельности людей (эта градация у нас уже появлялась).
В другой терминологии, подчёркивающей особенности процесса таких нововведений, говорят о реадаптационных и рутинных инновационных процессах .
 
Ещё раз подчеркнём - радикальные изменения, как подчёркивает Г.М.Елфимов, осуществляются как правило через реадаптационный процесс, требуют ценностных изменений у работников и ломки структур и норм организации, вплоть до «взрыва» целого и восстановления организации как обновления её деятельности и целей.
Эти два типа инноваций требуют конечно различной работы организаторов нововведений. Если во втором (рутинном) варианте иногда достаточно адекватного инструктирования и обучения работников новым умениям, то в первом (реадаптационном) - обучение умениям и информирование имеет смысл, только в при специальной работы с ценностями персонала и руководителей.
 
Условия снятия отчуждения в отношении инноваций по Ю.Вооглайду - это (группировка наша):
  • социально-экономическая, нормативная, ценностная и деятельностная обеспеченность нововведения,
  • учёт и регулировка ролевых и статусных позиций членов организации,
  • развитие компетентности, умелости участников инновационной работы,
  • опора на авторитетные источники и авторитетных членов организации, поддержка чувства личной значимости и положительной самооценки работников.
 
Такая работа требует особенных личностно-ориентированных средств, форм обучения и развития руководителей и работников
 
Мы имеем в виду прежде всего развивающие игры, различные модификации которых (организационно-деятельностные игры Г.П.Щедровицкого и Б.В.Сазонова, инновационные игры В.С.Дудченко, практические игры А.И.Пригожина) возникли в нашей стране в конце семидесятых - первой половине восьмидесятых годов.
 
Инновационное обучение (термин явно неточен, но об этом позже)- одна линия управления нововведенческим процессом ворганизациях. Две других (по А.И.Пригожину): подробная проработка, проектирование хода нововведения и консультирование процесса специалистом по инновациям.
 
И кратко о результатах инновационного процесса в отношении среды. Существуют два варианта влияния новшества на среду: среда меняется и среда не замечает инновации (нововведение в этом случае может когда-нибудь повториться).
Всё что до сих пор у нас появилось «на карте инноватики» относится прежде всего к общей инноватики, к общему устройству открываемой нами страны.
Но нам необходима карта с более мелким масштабом, на которой бы отразились города, горы и поля конкретной, частной области: инноватики педагогической.

Страницы: « 1 ... 7 8 9 10 (11) 12 13 14 15 ... 52 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/234
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/234
Посткоммунарство
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Поляков Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?