Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Поляков С. РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


Информация об авторе: Поляков Сергей
Поляков Сергей Данилович, профессор Ульяновского педагогического университета, доктор педагогических наук, один из главных исследователей проблем воспитания в современной российской школе. Автор книг «Реалистическая педагогика», «Психопедагогика воспитания», многих аналитических и публицистических работ

← Оглавление

3. Критика

Начнём с критики практики.
Огрехи, неспешность, не результативность школьного воспитания - это и вина школы, и беда школы. Различать где вина, а где беда - непросто.
В действительности, бед школы не так уж много, хотя они не маленькие. Недостаточное финансирование возможностей воспитания, в том числе материально-культурных условий. Сильная мифологическая ориентация общественного и управленческо-образовательного созидания. Ненаработанность и нереализованность управленческих моделей, сочетающих удержание общих общественных ориентиров в воспитании и стимулирование школ, районов к выработке собственной воспитательной политики. Бюрократизация общественной жизни. Пресс криминальной культуры. Беспредельный «нравственный плюрализм» средств массовой информации. Вот основные беды.
Гораздо больше вины школы, шире, системы образования в организации воспитания.
 
Мифологичность, постановка нереалистичных, недостижимых целей воспитания. Преобладание его недеятельностных форм (А если реализуются всё-таки деятельности, то чаще с ориентацией на процесс: игры, шоу, конкурсы, а не на продукт: художественный, трудовой, интеллектуальный, социальную пользу).
 
Нересурсность в построении воспитательной практики: отсутствие интереса к тому, кто конкретно, какие люди могут осуществить, реализовать, успешно спланированную работу; будут ли в их распоряжении соответствующие информационные и материальные средства (мячи, палатки, аудиосистемы, хозяйственный инструмент, множительная техника, компьютеры и т.д.)
 
Асубкультурность - слабый интерес, а то и полное его отсутствие к увлечениям, ценностям, культурным приоритетам подростков и старшеклассников, к их субкультуре, к их миру.
 
Нерефлексивность воспитательной работы - отсутствие общего и административного анализа, размышлений по поводу организуемой деятельности, работы, отслеживание и обсуждение её педагогического смысла и последствий.
 
Боязнь целого ряда известных, в недавнем прошлом распространенных, форм воспитания. Прежде всего - дискуссий и диспутов.
 
Боязнь потерять устойчивые вечные, традиционные формы. (Реальные примеры: пионерская организация, в 2003 году, в которой числятся все (!) школьники от третьего до восьмого класса; или - в другой школе - планируемый, тоже в 2003 году, ленинский месячник - никакой особой коммунистической ориентации в школе нет, есть бездумное традиционное название).
 
Ещё одна вина - «смелое», «под козырёк» введение инноваций - не по необходимости, а по требованию свыше.
 
Вина «верхов», от районных управлений до министерства - слабый поиск форм управленческой работы, соединяющий ориентацию на вариативность школ в воспитательном деле и поддержание «общего знаменателя».
 
Конечно, в каждом регионе есть школы, у которых той или иной вины нет, Но всё-таки мы выставляем счёт значительному числу, большинству, школ и управленческих образований.
 
Теперь «на орехи» педагогической теории.
 
В новые времена почти вся педагогическая теория у нас «личностно-ориентированная». Нет монографии, журнала, не вспомнившего о самоопределении, самореализации, самопознании. Индивидуализация и самоактуализация в педагогической науке выигрывают у социализации и общественной направленности с разгромным счётом.
То, что эти ориентиры, цели для современной массовой школы почти так же мифологичны, не подкреплены никакими ресурсами, как и достопамятные (кстати, встречающиеся ещё время от времени в школьных документах) всестороннее и гармоничное воспитания - не замечается.
 
Современные учебники педагогики, даже самые разумные продолжают оставаться абстрактными, играть в наборы методов, форм, да теперь ещё и технологий, совершенно не обсуждая вопросы уместности таких-то форм, технологий в конкретных условиях и предпосылок их реализации.
Та же сложнейшая педагогика коллективного творческого воспитания (она в учебниках теперь есть) преподносится вырванной из соответствующих, очень важных для нее, социальных контекстов и без анализа того, кто, каков тот педагог, который способен адекватно её реализовывать.
 
В апелляциях к традиционной народной или, в другом контексте, православной культуре смешиваются традиция и культуросообразность. Тема противоречивого соответствия - несоответствия традиционной народной культуры, православия культурным реалиям общества не ставится и не анализируется.
 
Самые интересные и значительные современные педагогические тексты, обращенные к воспитательной практике, описывают образцы выдающихся, замечательных школ, классных руководителей, лидеров подростковых и юношеских клубов. Об этом же большая часть педагогических диссертаций.
То, что закономерности жизни, существования, развития обычных городских и сельских школ существенно другие (справедливая мысль А. М. Сидоркина) даже не упоминается в науке.
 
Отсутствие интереса к массовым педагогическим феноменам, к влияниям социального контекста, социальных изменений на жизнь школьников, на мышление, тревоги, деятельность педагогов-воспитателей - поразительно. (Немного этим занимается социология, но у неё свой, несколько отстраненный от педагогической реальности, взгляд).
 
Наш текст, наша книга является последовательной попыткой более реалистичного взгляда на педагогическую действительность, на возможности и задачи современного школьного воспитателя.
Насколько автору удалось «убежать» от педагогических мифов, насколько удалось приоткрыть окно в дом реальной школы, реального воспитания судить читателю.

Страницы: « 1 2 3 (4) 5 6 7 8 ... 15 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/231
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/231
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Поляков Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?