Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Поляков С. РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


Информация об авторе: Поляков Сергей
Поляков Сергей Данилович, профессор Ульяновского педагогического университета, доктор педагогических наук, один из главных исследователей проблем воспитания в современной российской школе. Автор книг «Реалистическая педагогика», «Психопедагогика воспитания», многих аналитических и публицистических работ

← Оглавление

III. Эпилоги

Эпилог 1. Региональный

Реальность школьного воспитания не сводится к воспитанию в школе. Школа часть образовательной системы района, города, области, страны. И анализ современного школьного воспитания не может быть ограничен стенами школы. Необходимо, хотя бы краткое, обсуждение проблем организации воспитания, управления воспитанием на районно-региональном и государственном уровнях.
Исследования на эту тему практически отсутствуют. В своих рассуждениях я буду опираться на свой опыт наблюдения за деятельностью «внешкольных» управленческих структур, а также участия в отдельных управленческих проектах и мероприятиях.
 
Недоразумение, неясности, трудности, напряжения, неуспехи управленческой работы специалистов, методистов, администраторов от образования связаны, во-первых, с объективным противоречиями между целями, задачами, которые они ставят и управленческими ресурсами (количеством и компетентностью соответствующих работников, возможностями связи с образовательными учреждениями, отношениями с внеобразовательными структурами, непрояснённостью функций и структур внутри управленческого органа). Во-вторых, эти трудности и неуспехи порождаются моделью работы, которая преобладает в управленческих структурах.
 
В чём же заключается эта преобладающая модель?
Предметом управленческой работы в ней является воспитательный процесс в образовательных учреждениях.
Цель - приблизить его к эталонам эффективного, успешного воспитания.
Информация, которую необходимо иметь - это информация о результатах воспитания и содержании воспитательной работы в каждой школе.
Средство, способы работы - контроль по результатам, контроль по наполнению работы в школе эталонным содержанием, обеспечение участия школы в районных мероприятиях, поднимающих уровень воспитания.
Идеал такой работы - устремлённость к построению районной воспитательной системы как общности воспитательных ценностей образовательных учреждений района; близости, похожести целей воспитания; схожести программ, содержания, способов работы; централизованности и иерархизированности управления воспитанием.
 
Модель - это всегда упрощение, выделение существенных характеристик, особенностей. В современной ситуации вряд ли описанный образ работы управленцев от воспитания может быть реализован.
 
Договориться об общих эталонах воспитания для маленькой и большой, для бедной и относительно богатой школ проблематично. Что считать результатом воспитания и можно ли верить собираемым данным о воспитанности и тому подобных показателях - большой вопрос. Какое содержание эталонное, какое нет - неясно. Уровень районных, областных мероприятий всегда был и выше и ниже школьных уровней. Социальных механизмов построения иерархизированной системы педагогических действий в большинстве мест нет по причине отсутствия и невозможности появления сил, которые могли бы её удерживать (в советские времена худо-бедно этими силами были партийные и комсомольские органы). Количество и уровень работников поставленных в районе на «дело воспитания» совсем не соответствует заявленным в модели задачам. Вывод очевиден - в современной ситуации и в обозримой перспективе «эталонно-контрольная» модель управления воспитанием не может быть эффективной.
 
Но в чём тогда альтернатива?
Контуры её просматриваются в сетевой модели. Предметы управленческой работы в ней - условия организации воспитания в образовательных учреждениях и воспитательное пространство района, города.
 
Цели - помощь школам в наращивании ресурсов воспитания, в том числе через стимулирование возможностей сетевого взаимодействия образовательных учреждений. 
Информация, которую необходимо иметь на районном уровне - это информация о наличных ресурсах воспитания.
Средства, способы работы - мониторинг ресурсов; поощрение вариативности и «индивидуальности» школьного воспитания; вычленение, стимулирование и поддержка организационных воспитательных единиц, способных играть роль эффективных узлов в сети воспитательного пространства.
 
Кончено, эта модель является ещё большей абстрактностью, чем первая. Но её принципиальные преимущества - социосообразность (соответствие социальным тенденциям и реалиям), сужение задач, уменьшение дисбаланса между возможностями управленцев и решаемыми задачами. Всё это создаёт возможность относительно эффективной управленческой работы в сфере воспитания.
 
Конкретизируем эти возможности через описание модели мониторинга условий организации воспитания, разработанной с нашим участием (реализуемой в экспериментальном режиме в Ульяновской области) и через характеристики известных нам прецедентов работы районных структур с воспитательным пространством района.
Повторим, предмет характеризуемого варианта мониторинга - условия для организации воспитания в школе, но не сам процесс воспитания и не его результат.
Структура предмета, критерии условий: подготовленность кадров воспитателей, управленческая грамотность в сфере воспитания руководителей, материально-пространственное обеспечение воспитания, организационное обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение воспитательного влияния и один особенный пункт - условия влияния на «трудных» школьников.
 
Основные показатели по заявленным критериям таковы:
      -      Кадровая обеспеченность и подготовленность кадров: укомплектованность школы кадрами, относящимися к сфере воспитания в соответствии со штатным расписанием; факт обучения педагогов и ЗДВР по воспитательной тематике в системе повышения квалификации, факт проведения школьных методических семинаров классных руководителей; наличие в школе методической литературы по проблемам воспитания; включение воспитательных вопросов как основных в повестку педсоветов.
      -      Управленческая грамотность: наличие школьного документа относящегося к организации воспитания (плана, программы, раздела школьного плана); наличие и соответствие друг другу основных разделов этого документа (анализ ситуации - цели, задачи - план - модель анализа результатов); факт стимулирования администрацией педагогической работы в сфере воспитания.
      -      Материально - пространственное обеспечение: наличия места, пространства для художественных акций, для органов ученического самоуправления и детских общественных объединений, для спорта, для трудовой и хозяйственной деятельности; факт наличия средств, инструментов для реализации главных для школы внеурочных деятельностей.
      -      Организационное обеспечение: наличие в школе внеучебных объединений (кружков, секций, клубов, общественных объединений); их разнообразие; факт проведения общешкольных дел, мероприятий, акций; факт организации возможностей позитивных проявлений школьников в каникулы.
      -      Психолого-педагогическое обеспечение: участие школьников в деятельности внеурочных объединений; участие школьников в активной позиции в общешкольных делах, мероприятиях, акциях; отношение школьников к своей школе и общешкольным делам, событиям, акциям.
      -      Предпосылки влияния на «трудных школьников»: фиксация особенностей трудных и динамики изменения поведения; участие трудных в активной роли в общешкольных и (или) классных делах; участие в деятельности внеучебных объединений; их положительное отношение к делам, мероприятиям, в которых они принимали участие.
 
Такова разработанная с нашим участием концепция мониторинга условий организации воспитания в школе. Так как эта модель в настоящее время только опробуется утверждать её достаточность или её удачность - рискованно. Она здесь приведена скорее как пример реализации управленческого мышления, в котором значимой является информация не о результатах и содержании воспитания, а об условиях его организации.
 
Конечно, чтобы модель «работала» в соответствии с идеологией любого мониторинга, необходимо задать под каждый показатель систему численных показателей и индексов. Нами в данной модели это сделано под ситуацию воспитания в Ульяновской области. Приведём, для иллюстрации, пример.
Критерий «Подготовленность кадров», показатель «повышение квалификации в сфере воспитания». Численный показатель - процент от наличного состава педколлектива прошедшего соответствующую подготовку за последние 5 лет. (Больше 25% - 2 балла, 10-25% - 1 балл, меньше 10% - 0 баллов; прохождение соответствующей подготовки ЗДВР даёт 1 балл дополнительно).
 
Чтобы идея условий как предмета мониторинга была реализована последовательно необходимо её провести не только через содержание (что мы пытались здесь сделать), но и через нормы процедуры и, прежде всего, введение в процесс его реализации обязательности согласования управленцами со школами времени, форм, методов получения соответствующей информации и самой программы мониторинга с правом внесения школой своих мониторинговых характеристик, показателей.
Тогда мониторинговая работа сделает шаг к известной весьма сильной, но трудно осуществимой в обычной управленческой ситуации модели общественной экспертизы образовательного процесса А.Н.Тубельского.
 
Смысл же предлагаемого мониторинга для органов управления - вычленение типичных для района, области, школы проблем, которые могут стать предметом управленческой работы в режиме кадрового, методического, правового, материального обеспечения и поддержки роста воспитательного потенциала школ.
 
Смысл такого мониторинга для школ - через сравнение его результатов со сложившимся в школе пониманием уровня и особенностей организации воспитания вычленение сильных и слабых сторон этой работы, поиск школой ресурсов для решения соответствующих проблем и «расширения узких мест».
 
Кстати, потенциал для такого взаимодействия управленцев-методистов и школы может быть и не так уж мал. В нашем пилотажном исследовании 30% заместителей директоров школ различных районов области отметили полезность для них взаимодействия с методистами-управленцами. Эта цифра несколько выше, чем можно было ожидать.
 
Теперь о воспитательном пространстве и сетевом подходе. Понятие воспитательного пространства введено в педагогику М.И.Новиковой и Н.Л.Селивановой и развито в интересном ключе Д.В.Григорьевым, И.В.Кулешовой, П.В.Степановым.
В их интерпретации развитие воспитательного пространства это превращение воспитательных возможностей образовательных и необразовательных учреждений, организаций, сообществ, органов управления в сеть значимых и (или) привлекательных для школьников педагогических регулируемых и организуемых событий, действий, акций.
 
Метафора сети в этом случае довольно неплохая, если её трактовать как набор элементов, которые какая-то сила («ткач»!) отбирает, связывает друг с другом, усиливает имеющиеся связи, делает отдельные элементы держащими сеть узлами и всё это под предназначение сети (ловля рыб, птиц, военная маскировка и т.д.). «Ткач» здесь - управленец. «Предназначение» - создание условий для воспитания.
 
Логика такой работы почти очевидна:
   -   «картирование» социального пространства как называние, фиксация тех учреждений, организаций, которые имеют явный или скрытый непроявленный потенциал (школ, учреждений дополнительного образования, административных органов, общественных организаций, взрослых центров культуры и досуга, стадионов-спортплощадок и т.д., и т.п.);
   -   оценка их возможностей, в том числе с точки зрения людей, хозяев и руководителей этих «единиц»;
   -   проектирование сети с этапами её становления - развития и образом будущего (процесс выработки такого образа есть моделирование);
   -   поддержка (информационная, материальная, кадровая, методическая, правовая, если надо - административно-организационная) или создание - запуск объединений, событий, которые могут быть катализаторами сетевого развития - анализ, стимулирование;
   -   поддержка развития, изменения сети.
 
Ключевой момент возможности становления - развития воспитательной сети - есть или нет группы людей, готовые своей деятельностью создавать события значимые для педагогов и школьников, активизирующие, привлекающие их к «сетевому процессу».
 
Задача управленческих структур в аспекте развития воспитательных сетей, поддержка и инициирование именно этих групп людей, стимулирование их сетевого взгляда на свою деятельность, подталкивание, помощь к установлению и расширению контактов и связей.
 
Нужен пример. Он будет обобщённый, соединяющий реальные феномены, но в разных регионах.
Пример. Комплекс лагерных сборов школьного актива и серии творческих семинаров-учёб организаторов школьного и нешкольного воспитания с информационной и организационной поддержкой дальнейших контактов, с превращением опыта удавшихся воспитательных событий в методические тексты распространяемые «до мест» через продуманные механизмы, с признанием значимости, статуса, моральной поддержкой организаторов этих событий и усилий.
 
Конечно, такая работа возможна только при определённых управленческих условиях. Как минимум их два: компетентность в сфере воспитания организаторов и поддерживателей Сети, а также «баланс их рабочего места», то есть придание этим работникам, специалистам соответствующих функций, прав и минимизация других функций.
Условие поддержки сетевой работы вышестоящими руководителями - очевидно.
 
Перейдём же теперь на следующий уровень - уровень министерства.

Страницы: « 1 ... 9 10 11 12 (13) 14 15 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/231
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/231
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Поляков Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?