Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курганов С. О ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР


Содержание:
  1. 3. Сочинения по физике
Информация об авторе: Сергей Курганов
Сергей Юрьевич Курганов, педагог-исследователь, один из создателей Школы Диалога Культур, учитель начальных классов, учитель математики, истории, биологии, литературы в 1-11 классах различных школ Харькова и Красноярска, соразработчик программы по математике в системе развивающего обучения (Эльконина – Давыдова), автор книги «Ребёнок и взрослый в учебном диалоге».

← Оглавление

3. Сочинения по физике

Очень важными, на наш взгляд, являются задания учителя, направленные на переход от придумывания и проведения опытов – к созданию учебных произведений (сочинений по физике). В учебных произведениях дети пытаются понять, что же происходило на этих странных и очень интересных занятиях, которые проводили группы мальчиков и девочек по собственной инициативе.
 
Учебное произведение – это форма общения с самим собой, учителем, ровесниками, каким-то возможным, но пока только подразумеваемым («провиденциальным», как писал Осип Мандельштам) Собеседником. В Школе диалога культур формирование письменной речи и оформление учебных диалогов, начинающихся на уроке, в учебные произведения, осуществляется, начиная с первого класса.
Чрезвычайно любопытный опыт работы с учебными произведениями по математике, характерной именно для построения подростковой школы, накоплен педагогами красноярской гимназии «Универс» О.В.Яковлевой и Ю.Г.Тороповой и их учениками (научный руководитель А.М.Аронов).
 
Письменная речь на уроке математики на пятом году обучения возникла стихийно, как инициатива подростков, предложивших учителю обмениваться «записочками». Содержанием таких «записочек» были вопросы, интересующие детей, обсудить которые в рамках урока по разным причинам было невозможно: личные способы решения задач, предлагаемые решения переопределенных учебных задач (т.е. задач, понятых по-своему), вопросы, прямо не относящиеся к теме урока.
Учитель активно поддержал учебную инициативу подростков и попытался превратить её в новую для них форму учебной жизни, в новый элемент строящейся вместе с детьми «подростковой школы». К концу года новая форма общения подростков и учителя стала чрезвычайно популярной. Наметился путь от нерешённой на уроке личной проблемы учащегося, через общение письменными текстами с учителем к выполнению серьёзной самостоятельной работы – созданию учебного математического произведения. (Яковлева, Торопова, 1996).
 
О.В.Яковлева и Ю.Г.Торопова отмечают, что многие подростки никогда не пробовали оформлять возникающие у них идеи в форме переписки с учителем. Поэтому такая работа понималась подростками как новая, «взрослая». Вместе с тем, для написания математических сочинений подростки в отдельных случаях использовали жанры письменной речи, освоенные в начальной школе.
 
Так, Ира Вопилова, пытаясь оформить своё понимание странностей бесконечной периодической дроби, написала сказку: «Период – это очень странное явление, которое есть в жизни, науках, во временной цепочке. Период – это определенный промежуток чего-либо, в котором может что-то происходить. Период есть и в математике... Я думаю, можно сказать, что математика есть очень правильный и красивый мир, и его «жильцы» живут по очень строгим и четким правилам, соблюдая все законы этого мира. В каждом мире есть свои «страны, поселки и города».
Период можно, скорее всего, сравнить с жителями – числами какого-либо города. Жители этого города имеют очень длинные, бесконечные «хвосты» – периоды. Свои хвосты они держат в сильно сжатых скобках. Если бы каждый или хотя бы один распустил свой «хвост», то даже он сам не поместился в этом городе...» (там же, с. 69).
 
Отметим, что все шестиклассники – авторы учебных произведений – Ира Вопилова, Жанна Кунцман, Дима Окладников, Саша Половьян, Ксюша Долгушина, Марина Знак, о которых пишут О.В.Яковлева и Ю.Г.Торопова, в завершающем классе начальной школы активно участвовали в учебных диалогах по природоведению (автор программы А.Н.Юшков, учитель С.Ю.Курганов) и не раз писали сказки от имени таких «кусочков природы», как горная порода, пар, лёд т. д.
В сказках по природоведению и по математике ребятам удаётся удержать предмет обсуждения (мел или число) не только как то, о чем мыслишь, но и как то, с кем можешь общаться, кому можно задавать вопросы. Предмет мысли удерживается и как субъект общения, взаимоосознания, со – бытия.
Существенно, что по отношению к существу математического (идеального) мира – числу можно отнестись «кинестетически», осознавая вполне отчётливые «мускульные усилия» («свои хвосты они держат в сильно сжатых скобках»).

Страницы: « 1 ... 6 7 8 9 (10) 11 12 13 14 ... 23 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/229
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/229
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Сергей Курганов & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?