Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курганов С. О ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР


Содержание:
  1. 1. От «кусочков природы» – к экспериментальной физике
Информация об авторе: Сергей Курганов
Сергей Юрьевич Курганов, педагог-исследователь, один из создателей Школы Диалога Культур, учитель начальных классов, учитель математики, истории, биологии, литературы в 1-11 классах различных школ Харькова и Красноярска, соразработчик программы по математике в системе развивающего обучения (Эльконина – Давыдова), автор книги «Ребёнок и взрослый в учебном диалоге».

← Оглавление

Глава 2. Физика на границе подростковой школы (3 класс)

 
Большой интерес представляет собой знание того, как понимают физические явления ученики третьего класса – завершающего класса начальной школы. Именно в третьем классе десятилетние дети проявляют учебные инициативы, предлагая и пробуя формы собственного ученичества, которые они хотели бы видеть в подростковой школе. (Курганов, 2001, 2005).
Если мы сохраним в на уроках физики в 3 классе доверительную атмосферу учебного диалога, мы сможем многое узнать не только о представлениях учащихся о физических явлениях, но и о том, как они сами представляют себе возможности их исследования.
 

1. От «кусочков природы» – к экспериментальной физике

 
В 3-б классе гимназии «Универс» г. Красноярска учебный предмет «природоведение» преподавался в логике Школы диалога культур (В.С.Библер). В первом и втором классе, проводя уроки по программе «Загадки природы», учитель В.В.Башев большое внимание уделял проведению с детьми физических опытов – «фокусов» с последующей их свободной интерпретацией.
Например, В.В.Башев приносил в класс пробирку с водой, укрепленную на тележке. На глазах ребят учитель нагревал воду в пробирке. Дети видят, как пробка вылетает из пробирки, а тележка начинает двигаться. Как это возможно? Почему это произошло? Обсуждая эти вопросы, которые возникают у самих детей, ребята выдвигают разнообразные предположения, которые фокусируются в виде рисунков на доске и становятся предметом целого цикла учебных диалогов.
Затем ребята и учитель переходили к другой «точке удивления» (В.С.Библер). Учитель приносил в класс жёлтый осенний лист и задавал вопрос: «Почему осенью листья желтеют, а не опадают зелеными?». Работая с детской речью, В.В.Башев поощрял разные способы понимания желтения листа или движения тележки с пробиркой: научно – познавательные, мифологические, эйдетические и др. Столкновение разных типов понимания явления природы придавали разговорам детей и учителя известную глубину, так как предмет понимания не сводился ни к одному из способов понимания и в ходе учебной работы становился все более удивительным и загадочным.
В 1995 году, когда наши ребята перешли в третий класс, В.В.Башев стал директором подростковой школы «Универс» и уже больше не смог работать учителем природоведения. Его заменил С.Ю.Курганов, реализовавший в этом классе программу «Загадки природы», разрабатываемую совместно с А.Н.Юшковым.
 
По замыслу этой программы, предметом начального обучения природоведению может стать общение младших школьников с живыми и неживыми существами природы (цветком, раковиной, камнем, каплей, горной породой, Землей, солнцем, водой, улиткой). В этом случае природоведение выступает как гуманитарная дисциплина.
Конечно, для полноценного общения с «кусочком» природы, для того, чтобы явление природы ребёнку состоялось, нужны знания. Это – знания особого, диалогического типа (В.С.Библер). Общение с существами природы возможно на основе усвоения понятий – проблем, диалогических понятий.
К обсуждению таких понятий и приступил новый учитель. Надо заметить, что поначалу ребята с большим трудом привыкали к новому педагогу. В.В.Башев был для ребят самым любимым учителем, и завоевать доверие третьеклассников, работая после него, было нелегко. Но учителю со временем это удалось.
 
Работа на уроках по природоведению с сентября по декабрь 1995 года шла вполне «по программе учителя». Но достаточно неожиданно для нас, в декабре в руки ребят попала американская книга, в которой были подробно описаны самые различные физические опыты.
Сначала небольшая группа ребят (5 человек) читала эту книгу, а затем предложила учителю не просто обсуждать «загадки природы», но ставить физические опыты («как во втором классе, как с Вячеславом Владимировичем»), причём эти опыты будут готовить сами ребята.
 
Учитель рискнул и разрешил третьеклассникам учиться экспериментальной физике «по своей программе». Эта работа проходила с середины декабря по февраль. Раз в неделю какая-то группа учащихся готовила опыт. Роль учителя была в том, чтобы освободить для демонстрации собственный стол, а затем – организовать обсуждение опыта.
 
Учитель никогда не знал заранее, будет ли вообще готов опыт (на тот случай, если у детей ничего не получится, учитель готовил урок по собственной программе, правда, ребята не подвели ни разу!).
Учитель не знал, какой опыт готовят ребята, и какая сфера теоретического знания понадобится для интерпретации результатов опыта.
 
И ещё одно: опыты всегда были фокусами: рукотворным созданием «чудес»: извержения вулкана, висящей в воздухе иглы и пр.
Так они задуманы автором книги, который хотел представить известные детям знания по физике как удивительные, парадоксальные, порождающие «чудеса», т.е. явления, которые противоречат «обыденным меркам жизни».
С точки зрения автора книги, с удивления пред этими «чудесами» начинается интерес ребёнка к физике. Впрочем, автор приводит не только описание опытов, но и их научно-теоретическое объяснение. Возможно, интерес к «чудесам» подогревался острым желанием ребят вернуться (правда, на новом этапе) к тем формам работы на уроках природоведения, которые в первом и втором классе инициировал их любимый учитель.

Страницы: « 1 ... 4 5 6 7 (8) 9 10 11 12 ... 23 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/229
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/229
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Сергей Курганов & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?