Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курганов С. О ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР


Содержание:
  1. Урок 2. Монетка и «молекулы»
Информация об авторе: Сергей Курганов
Сергей Юрьевич Курганов, педагог-исследователь, один из создателей Школы Диалога Культур, учитель начальных классов, учитель математики, истории, биологии, литературы в 1-11 классах различных школ Харькова и Красноярска, соразработчик программы по математике в системе развивающего обучения (Эльконина – Давыдова), автор книги «Ребёнок и взрослый в учебном диалоге».

← Оглавление

Урок 2. Монетка и «молекулы»

Авторы реплик этого урока-диалога – психолог и педагог Красноярского педагогического университета А.Н.Юшков и его второклассники. Впоследствии А.Н.Юшков разработал оригинальную концепцию детской учебной вопросительности (Юшков, 1997) и разработал систематический диалогический курс «Загадки природы» в начальной школе (Юшков, 1996).
Возможность начала уроков физики детьми, предлагающими различные опыты («фокусы») и самостоятельно заготавливающими необходимые материалы для опытов – реальный факт. На моих уроках в Красноярске таким учащимся постоянно был Слава Федосеев.
 
Саша. Я предлагаю провести такой опыт. Вот у меня есть доска. В доску я дома вбил два гвоздя. Видите. Вот они, торчат из доски. И ещё у меня есть монетка. И зажигалка. Это всё.
Петя. Ну и что?
Саша. А вот смотрите. Я кладу монетку над гвоздиками и отпускаю руки. Монетка проходит. А теперь я нагреваю монетку на огне. Она не проходит. Видите, висит?
Дети. Видим.
Саша. Через несколько секунд монетка остынет и упадет. Это я вам предсказываю.
 
Монетка падает.
 
Петя. Ну и почему мы это должны обсуждать?
Рома. Это очень интересно!
Петя. Интересно. Да. Но как это связано со вчерашним разговором?
Саша. Если мы докажем, что монетка – неживая и узнаем, отчего она не проходит, если её нагреть, то мы сразу сможем то же самое сказать и про градусник!
Петя. Я согласен.
 
Учитель. Ну и что произошло с монеткой?
Рома. Между холодными гвоздями и горячей монеткой возникает замыкание. А между холодными гвоздями и холодной монеткой такого замыкания не возникает. От замыкания монетка застревает.
Петя. Что за замыкание такое? Как оно происходит?
Рома. Я пока не знаю. Я пока только предполагаю.
Учитель. Хорошо. А как возникает это «замыкание»?
Рома. Это вроде электрической искры. Её днём не видно. Между гвоздями и монеткой эта искра как бы застывает, и монетка держится.
Оля. Как такое маленькое замыкание держит такую тяжелую монетку?
Федя. Монетка при нагревании плавится и немного становится больше. Потом остывает и возвращается в старую форму.
Оля. Когда свечка плавится, она потом никогда в старую форму не возвращается. Что-то тут не то…
 
Учитель. Чем отличается теория Феди от теории Ромы?
Петя. В теории Ромы монета не меняет своих размеров. В теории Феди монета плавится и становится больше. А потом охлаждается и возвращается в первоначальную форму.
Толик. Это похоже на резинку. Только резинка растягивается оттого, что ты её руками растягиваешь. А монета растягивается оттого, что ты её нагреваешь. Но и в том и другом случае вещь возвращается в свою форму.
Маша. А как она возвращается? Она помнит свою прежнюю форму, когда становится побольше?
Саша. Как неживая монета может помнить?
Лёша. Монета от нагрева расширилась. Так и с термометром. Все тела от нагревания расширяются. Все ясно.
Маша. Ничего не ясно! Как это получается – каждый раз монетка возвращается к той же самой форме? Вот монетка горячая и не пролазит между гвоздиками. Эта монетка помнит, какой она была. Когда была холодной. Разве нет?
Оля. Но помнить может только живое.
Маша. Вот это и доказывает, что монета – живая.
 
Учитель. Маша говорит, что монетка знает свои «естественные» размеры. Помнит их и постоянно к ним возвращается, если что-то постороннее, мы, например, со своим нагреванием, её вынуждает выйти из нормального состояния. Но почему память – это свойство только живого? Вот резиновый мячик обладает такой памятью. Он распрямляется, если мы перестаем его давить. И вообще любая вещь. Если мы надавим слишком сильно, порвем мячик. Он не сможет вернуться к своему нормальному состоянию. Он потеряет форму. Это уже будет другая вещь.
Дима. И у числа есть память. Число 5 можно умножить на число 7, а потом разделить на число 7.
Учитель. И число вернется в своё естественное состояние.
Дима. Да. Значит, какая-то память о себе есть и у числа.
Учитель. Любопытно!
Дима. И у отрезка есть память. Если мы берем отрезок и несем его с собой, то длина его не меняется. Мы учили, что а=а. У отрезка есть своя длина. И он её «помнит».
 
Саша. Я не согласен. Температура в комнате сегодня – случайность. Если бы в комнате было теплее, все размеры вещей были бы больше. Значит, у монеты нет никакой «естественной» длины или ширины.
Петя. Всё-таки «естественная форма» у монеты есть: круг. И монета о ней помнит. Изменяются размеры этого круга, но круг остаётся кругом. Как монета помнит, что она круглая, Саша?
Саша. Да не помнит она! Монета растягивается во все стороны одинаково.
Петя. Почему одинаково?
Саша. Не знаю. Я вообще не знаю, что происходит внутри монеты, когда она нагревается.
Рома. Монетка от нагрева становится липкой и прилипает к дощечке.
Петя. Как она становится липкой?
Рома. Если в кулаке подержать монетку, она от пота станет липкой. Так и здесь.
Оля. Пот от рук. А здесь от чего липкость?
Рома. От бензина. От того, что горит. Липкий дым попадает на монетку и делает её липкой.
Саша. Давай я ещё раз опыт поведу. И в новом опыте монета не будет касаться дощечки.
 
Проводит опыт. Монетка всё равно не проходит.
 
Саша. Значит, теория липкости не годится.
Петя. А что годится, Саша?
Саша. А вот что. Мне вчера папа рассказал, что все состоит из маленьких частичек. Они называются молекулами. Если нагреть монету, молекулы в ней начинают двигаться быстрее, толкают друг друга, и монета расширяется.
Петя. И ты веришь, что все тела не сплошные, а состоят из частичек?
Саша. Да.
Петя. Скажи, Саша, а ты сам видел эти молекулы?
Саша. Нет. Они очень маленькие. Их глазом не увидишь. Ну и что?
Петя. А если бы не папа, ты бы не догадался о них?
Саша. Наверно, нет. Ну и что?
Петя. А если папа просто пошутил?
Саша. Не, он очень серьёзно говорил. И книжку показывал, где эти молекулы нарисованы.
 
Учитель. Подожди, Петя! Чем тебе не нравится теория молекул?
Петя. Она ничего не объясняет. Почему от нагревания молекулы начинают двигаться быстрее? Почему раньше их скоростей не хватало, чтобы монетка начала расти?
Почему монетка сохраняет свою форму? Почему через некоторое время монета перестает увеличиваться, а ртуть в градуснике перестает подниматься?
Саша. Каждая молекула – это маленький шарик. От нагревания увеличиваются размеры этого шарика.
 
Петя смеётся.
 
Учитель. Да. Теперь придётся объяснять, почему, молекула расширяется при нагревании.
Саша. Может быть, молекулы пламени – очень быстрые и бьют по молекулам монеты, как бы разгоняют их!
 
Учитель. Саша считает, что все тела на свете состоят из невидимых маленьких шариков-молекул и пустоты. Шарики-молекулы в этой пустоте носятся. Есть горячие тела, например, огонь – в них шарики носятся быстро. Есть холодные тела, например, лёд – в них шарики только чуть-чуть колеблются. Если горячее тело прикасается к холодному, то быстрые молекулы расталкивают медленные. В холодном теле молекулы начинают двигаться быстрее и как бы разлетаются. Поэтому тело расширяется. Теория интересная!
 
Петя. Теория очень фантастическая. Как она объясняет, что любое тело имеет постоянную форму? Ведь внутри него – мечущиеся молекулы! Если тело – это много мечущихся частиц. То почему мы ясно видим края у монеты? Почему молекулы не вылетают и не носятся в воздухе? Почему они так аккуратно толкаются, что круг остается кругом?
Маша. Всё-таки есть что-то умное, и оно удерживает монету. А то бы она превратилась в медузу!
 
*
Помимо молекулярной теории, на этом уроке-диалоге рождаются и укрепляются другие походы к анализу явлений природы. Очень важен «квазиантичный» подход, исходящий из идеи естественной формы вещи и памяти о её сохранении. Сама молекулярная теория имеет автора (папа Саши) и адепта (Сашу), готового нести за неё личную ответственность. Важно, что молекулярная теория выступает как одна из возможных и поначалу воспринимается как достаточно фантастическая.

Страницы: « 1 2 3 (4) 5 6 7 8 ... 23 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/229
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/229
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Сергей Курганов & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?