Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курганов С. О ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР


Содержание:
  1. 3. Учебные произведения семиклассников по физике
Информация об авторе: Сергей Курганов
Сергей Юрьевич Курганов, педагог-исследователь, один из создателей Школы Диалога Культур, учитель начальных классов, учитель математики, истории, биологии, литературы в 1-11 классах различных школ Харькова и Красноярска, соразработчик программы по математике в системе развивающего обучения (Эльконина – Давыдова), автор книги «Ребёнок и взрослый в учебном диалоге».

← Оглавление

3. Учебные произведения семиклассников по физике

Серёжа Переверзев
Сочинение «Об атомах Демокрита» (задание № 2)
Я согласен с Демокритом во всем, кроме одного: атомы не могут двигаться в пустоте за счет собственной тяжести – ведь если мы в космосе, очень далеко от какого-либо тела, поместим в вакуум (то есть в пространство) космоса гирю и теннисный мячик, ни один из этих предметов не будет двигаться, несмотря на разницу в массе, так как масса проявляется только в сфере притяжения постороннего тела (например, Земли).
 
Ксения Утевская
Сочинение «Идея Демокрита о первотелах» (задание № 3)
Вообще, люди привыкли олицетворять природу. Особенно это проявляется в древнегреческой мифологии. Боги ведь у греков очень похожи на людей. Демокрит же вообще отрицал всякие качества атома, даже природные (быть сухим или мокрым), не то что людские. Это уже видный прогресс.
И вообще – сама идея о том, что все состоит из мельчайших частиц, которые не увидишь глазом, потрясающа. Но интересно, как Демокрит объяснял происхождение атома или то, почему из атомов состоят какие – либо вещества? Если вода и воздух состоят из одинаковых атомов, то почему они такие разные?
 
Катя Корягина
Сочинение «О первотелах Демокрита» (задание № 6.1)
Если первотела никак не изменяются, то почему предметы, которые из них изготовлены, изменяются?
Я не понимаю то, что написал Демокрит. В одних записях говорится, что атомы бывают плоскими, широкими, крюкастыми, что они острые, тонкие. А в других, что атом не имеет качеств. Как это может быть?
Возможно, разные вещи состоят из разных атомов. Но возьмем воду. Жидкость, по мнению учеников Демокрита, состоит из тупых и широких атомов. Но, если её нагреть, она станет теплой. Значит, по описанию, атомы, из которых она состоит, должны быть острыми и тонким. Получается, что атомы поменялись или поменяли форму. Это возможно?
 
Ксения Утевская
Объяснение (с точки зрения Демокрита), почему в старинной книге на стороне тонкой бумаги, соприкасающейся с рисунками, со временем появились отпечатки рисунка (задание № 6.2)
Тонкая бумага плотно соприкасается с рисунком (который толще), вследствие чего тела, из которых состоит рисунок, вдавливается в прозрачную бумагу (которая менее плотная) и вытесняет тела, из которых состоит бумага, ведь они не так сплочены, как сплочены тела рисунка. Таким образом получается отпечаток.
 
Серёжа Переверзев
Сочинение «Атом – вещь или идея?» (задание № 10)
Атом – это маленькая частица, но и волна одновременно, так как, если мы знаем его скорость – никогда не узнаем его точное положение и наоборот: если мы знаем положение атома, не можем узнать его скорость.
Впрочем, точно так же обстоит дело и с любым телом, которое движется с постоянной скоростью. Мы точно знаем скорость автомобиля: 40 м/сек, но никогда не знаем его точного постоянного положения: ведь он не останавливается даже на миллисекунду.
Есть доказательства в пользу теории «атом-идея», и есть доказательства в пользу теории «атом – частица, вещь».
Это очень сложный вопрос.
Это так же легко, как понять бесконечную Вселенную – мы привыкли к земным понятиям, например, к понятию о конце, и не можем понять нечто, противоречащее нашим сложившимся представлениям о свойствах и о мире в целом.
 
Ксения Утевская
Сочинение «Атом – это идея!» (задание № 10)
Вообще очень важно, что атом нельзя увидеть, что атом – это идея, что атом – это придуманное, идеальное. Только если атом будет идеальным, придуманным, то можно с помощью таких атомов объяснить явления, которые мы видим. А если мы будем объяснять видимое видимым (пусть даже в микроскоп), мы ничего не объясним. Важно, что атомы нельзя увидеть даже в микроскоп. Видимое можно только выдуманным объяснить.
 
Ксения Утевская
Сочинение «Об атомах Демокрита и Платона» (задание № 13)
Вообще, мне кажется неверным переводить все явления природы на язык геометрии. Платон считал, что атомы – это математические идеи, а Демокрит считал, что это нечто реальное, то, из чего все состоит, это тоже вещь, но не состоящая, а та, из которой все состоит.
Эти два философа смотрели на атом по-разному: Платон – в свете геометрии, а Демокрит – в свете физики.
Огонь похож на пирамиду, но это лишь какое-то внешнее сходство, не влияющее на суть, ведь это не идеальная пирамида. Платон говорит о каком-то немыслимом семени огня. Какое такое семя? И причем тут пирамида? Почему именно пирамида? Платон не объясняет фигур, почему их свойства сходны с природными элементами.
Вещь ли атом?
Вселенная состоит не из чисел.
Химия с атомами обращается как с чем-то материальным и это, с моей точки зрения, правильно. Реальность – это нечто вещественное. Решето из чисел на природу просто так не наложишь!
Античные атомисты предсказали многое, что будет в физике будущего, но скорее всего, они по-другому понимали то, о чем говорим мы. Античные философы говорят о вещах, придавая им иной смысл. А мы уже понимаем их в свете современности.
Я не понимаю, почему человек не может воспринять нечто видимое как целое и единое? Откуда стремление объяснить все до бесконечности, ведь это уже больше похоже на два зеркала, чем на конкретное и, разумеется, конечное?!
Если атом придуман, то и все, состоящее из него, не более чем выдумка. Человеку хочется увидеть начало, архэ, суть. Но ведь он ещё не готов к этому! Нечто без цвета, не имеющее плотности, быстрое, как вихорь, собирается в твердое, цветное и устойчивое.
Демокриту важно, что атом невидим. Почему? Ведь тогда это другая дверь в другой для него мир. Ведь, видя архэ, мы имеем власть над ним.
Демокрит это чувствует и уходит от первоначальной идеи, говорит, что у атомов есть крючочки и т.д. Человек увидел атом, понял его, что он есть, а дальше ступить боится: ведь и мы состоим из атомов! Человек познал себя, понял, что он, он ушел за пределы жизни, посмотрел на себя в свете архэ, в самом страшном фокусе.
 
Ксения Утевская
Комментарий к Цицерону (О Демокрите) – задание № 15
Цицерон удивительно понял великого атомиста.
Его описание бесконечного пространства сходно с мифологическим. Хаос, небытие, где нет ни низа, ни верха, хаотическое движение, в котором невозможно понять истинное расположение вещей, ибо в один миг верх становится низом, а низ – верхом.
Атомы неделимы, их суть есть а – томос. Но почему? Вследствие твердости или недосягаемой умом малости?
Цицерон не мог представить демокритовой малости, он лишь осознает римскую твердость. В этом его отклонение от великого грека.
Но имеет ли атом плотность? Нет! Он создает прочность и жидкую мягкость, он складывается в решетки, и он витает в состояниях газа, он есть архэ, а оно не определено…
 
Коля Служаев
Сочинение «Ответ Лукрецию» (задание № 16. 1)
Какие «тёмные учения греков»?!
Ведь греки же придумали понятие атома в то время, когда все ничего об этом не знали.
Лукреций столкнулся с новыми словами.
Атом – это красивое слово, но Лукреций придумал слово «элемент». И этим словом забрал большую часть славы греков и передал её Риму.
 
Руслан Борисов
Подражание Лукрецию (задание 16. 2)
Если в сферу воды налить,
А потом придавить,
Атом тут не поймёт,
Как же ему быть?
И начнёт он метаться и взад, и вперёд
Стены, что раньше не мог он побить,
Он тараном берёт.
Выбьет он дырку,
И сразу в неё он влетает.
 
Серёжа Переверзев
Подражание Лукрецию (задание 16. 2)
Сквозь пустоту вода проступила между свинцового шара корпускул,
И не осталось в воде промежутков между корпускул, и некуда дальше
Сжаться воде, и корпускулы оной
Сквозь промежутки меж шара частиц проступили.
 
Антон Чёрных
Подражание Лукрецию (задание № 19)
Сила могучая станет слабее
От солнца лучей, которые льдину нагреют,
Льдина тогда на глазах превращается в воду.
 
Вова Марченко
Сочинение «О двух видах пустоты» (задание № 20)
Я согласен с Лукрецием, что в вещах есть пустота, но у меня добавление, это не та пустота, которая в воздухе, это другое.
Пустота в космосе всесильна, она содержит в себе вселенную, а в вещах – это просто отдельные куски пустоты для поддержания формы.
 
Ксения Утевская
Сочинение «О роке и атомах Эпикура» (задание № 32)
Каждый великий гений ученого, порой вечером глядя в пустоту, осознал, что он делает, осознал свой рок.
Эпикур предсказал Поппера. Эпикур говорил, что атом не свободен, каждое его движение – исполнение Рока. Поппер говорил, что если можно просчитать траектории атомов, то тогда можно просчитать все и вся, а это уже не свобода, это рок.
Числа, которыми закрываются все те качества, которые создал человек... Я вижу, слышу, чувствую запах и прикосновение, чувствую вкус. Эти чувства природны и сводятся к атомам, молекулам и т.д. Но увиденное кажется красивым или безобразным, услышанное осмысливается и представляется гениальным.
Рок – одна из тысяч маленьких смертей человека, и его сознания. Впрочем, как и физика в глубине своего гения.
 
Серёжа Переверзев
Определение движения (задание № 63)
Движением я называю преодоление отрезка пути за определенное время.
 
Ксения Утевская
Определение движения (задание № 63)
Движением я называю следствие пребывания энергии в данном теле.
 
Ксения Утевская
Комментарий к Аристотелю (задание № 77)
Вам не кажется, что тут чувствуется принцип относительности?
Посудите сами, Аристотель говорит, что нужен кто-то, относительно кого можно указать, в каком месте превратилось движение. Жаль, что Аристотель не говорит, почему в пустоте нет верха и низа и почему бесконечное движение невозможно. Можно продолжить мысль о том, почему в пустоте нет верха и низа: их нет, так как нечему определять, где этот самый верх, а где низ, то есть относительно чего.
Я тоже не согласна с демокритовской пустотой. Мне кажется, что везде что-либо есть, независимо от того, находится ли это тело в покое или движении. Пустоты нет, так как всегда есть что-то, относительно чего есть эта пустота. Значит, если смотреть вместе на пустоту и предмет, то уже не будет пустоты.
Я не понимаю, почему говорится, что в пустоте движение, ведь если там движение, то это не пустота.
Полагаю, что следовало бы говорить, что движение атомов (и т.д.) не в пустоте, а в пространстве, независимо от того, пустое оно или нет.
 
Ксения Утевская
Мое определение движения (задание 93.2)
Сегодня мне кажется, что механическое движение является движением тел, которые многосостоящие из атомов, в них пребывает энергия, в случаях находящая выражение в движении, которое зависит от времени, скорости и пути.
 
*
Мы видим, что курс «Введение в физику» позволил семиклассникам освоить жанр рассуждения о природе физических явлений, перевести в план письменной речи собственные интуиции, связанные со строением вещества и механическим движением, увидеть значимого Собеседника в Платоне и Демокрите, Лукреции и Эпикуре.
Для некоторых учащихся встреча с авторами трактатов по физике и натурфилософии породила глубокие внутренние диалоги, например, об идеальности (или материальности) атома (Ксения Утевская). Видно, что узнавая все больше нового и интересного о физике, подростки не преодолевают свои исходные сомнения, а, напротив, углубляют их. Сами эти сомнения, прошедшие через общение с сомнениями и позитивными идеями античных атомистов, физиков Нового времени и ХХ века, становятся все более теоретичными и неустранимыми. А ведь это – только первые шаги в такой работе.

Страницы: « 1 ... 18 19 20 21 (22) 23 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/229
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/229
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Сергей Курганов & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?