Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курганов С. О ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В ШКОЛЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР


Содержание:
  1. 1.1. Учение Демокрита
Информация об авторе: Сергей Курганов
Сергей Юрьевич Курганов, педагог-исследователь, один из создателей Школы Диалога Культур, учитель начальных классов, учитель математики, истории, биологии, литературы в 1-11 классах различных школ Харькова и Красноярска, соразработчик программы по математике в системе развивающего обучения (Эльконина – Давыдова), автор книги «Ребёнок и взрослый в учебном диалоге».

← Оглавление

1.1. Учение Демокрита

№ 1
1. Демокрит (V век до н.э.) учил, что начала вселенной – атомы и пустота. Все же остальное существует лишь во мнении… Атомы не поддаются никакому воздействию, которое изменило бы их, и они неизменяемы вследствие твердости.
Прокомментируйте это изречение Демокрита.
2. С точки зрения Демокрита объясните такое явление. Молекулы газа движутся со скоростями порядка нескольких сот метров в секунду. Почему же в воздухе запах пролитого около нас эфира или бензина мы не чувствуем мгновенно?
 
№ 2
1. Демокрит писал: «Атомы суть всевозможные маленькие тела, не имеющие качества, пустота же – некоторое место, в котором все эти тела в течение всей вечности, носясь вверх и вниз, или сплетаются каким-нибудь образом между собой или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и сходятся снова между собой в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела и их соединения и ощущения».
Что вы думаете об этой мысли Демокрита?
2. С точки зрения Демокрита объясните такое явление. Открытый сосуд с углекислым газом уравновесили на весах. Со временем равновесие весов почему-то нарушается.
 
№ 3
1. По учению Демокрита первотела не могут подвергаться таким изменениям, в существование которых верят все люди на основании чувственного опыта; так например ни один из атомов не нагревается, не охлаждается, не делается ни сухим. Ни влажным, и тем более не становится ни белым, ни чёрным и вообще не принимает ни какого иного качества вследствие полного отсутствия изменения в атоме.
Как вы понимаете эту идею Демокрита о «первотелах»?
2. С точки зрения Демокрита объясните такое явление. Детский резиновый шар, наполненный водородом, через несколько часов становится слабо надутым, хотя он завязан хорошо. Почему?
 
№ 4
1. Великий Аристотель (IV в. до н. э.) писал о Демокрите: «Демокрит же и Левкипп говорят, что все состоит из неделимых тел, последние же бесконечны числом и бесконечно разнообразны по формам; вещи же отличаются друг от друга неделимыми, из которых они состоят, их положением и порядком. Демокрит и Левкипп, приняв телесные фигуры, выводят из них изменение и возникновение; именно, разделением и сложением их они объясняют возникновение и уничтожение, порядком же и положением – изменение».
Прокомментируйте то, как понял Аристотель Демокрита.
2. С точки зрения Демокрита ответьте на вопрос: почему дым от костра по мере его подъема перестает быть видимым в безветренную погоду?
 
№ 5
1. Аристотель, комментируя учение Демокрита, сравнивал атомы Демокрита с буквами: «Согласно учению Демокрита и Левкиппа вследствие перемен в составе одно и то же кажется противоположным и изменяется при незначительной примеси и кажется иным при перемещении входящей в него единицы. Ведь из одних и тех же букв составляется трагедия и комедия».
Кажется ли вам уместным сравнение Аристотеля атомов Демокрита с буквами? Дайте подробный ответ. Нарисуйте свою мысль.
2. С точки зрения Демокрита ответьте на вопрос: почему в газах и жидкостях диффузия протекает значительно быстрее, чем в твердых телах?
 
№ 6
1. Приверженцы (ученики и сторонники) Левкиппа и Демокрита, называя мельчайшие тельца атомами, принимали, что соответственно различию внешних форм, положения и порядка их, все тела становятся тёплыми и огненными, которые сложены из более острых, более тонких и занимающих более сходственное положение первотелец; холодными и жидкими становятся все те тела, которые состоят из противоположных указанным атомов, и первые тела блестящи и светлы, вторые же темны и мрачны.
Согласны ли вы с теорией о существовании светлых и мрачных атомов?
2. С точки зрения теории Демокрита разгадайте такой секрет. В старинной книге перед страницами с рисунками подклеиваются листы тонкой прозрачной бумаги. Почему на сторонах этой бумаги, соприкасающихся с рисунками, со временем появились отпечатки рисунка?
 
№ 7
1. Диоген Лаэртский в книге «Жизнеописания и учения замечательных в философии авторов» пишет о Демокрите так: «Нужно согласиться со взглядом Демокрита, что атомы никоим образом не имеют тех качеств, которые присущи всем вообще чувственным предметам, – за исключением формы и величины. Ведь всякое качество изменяется, атомы же вовсе не изменяются, потому что при всяком разложении сложного всегда остается нечто неразложимое далее, нечто твердое».
Прокомментируйте, как Диоген понял Демокрита.
2. С точки зрения теории Демокрита, объясните такое явление. Смешав 100 мл воды и 100 мл спирта, получили смесь с объемом меньше 200 мл.
 
№ 8
1. Диоген, пытаясь понять учение Демокрита, писал: «Однако, что касается величины атомов, то не надо вовсе думать, как Демокрит, что они бывают любой величины; этому противоречат показания чувственных восприятий. Известные различия в размере однако нужно допустить. Для объяснения возникновения качественных различий вовсе нет надобности в том, чтобы имелась налицо какая угодно величина, как думает Демокрит. И кроме того мы должны были бы встречать в таком случае видимые атомы. Именно этот взгляд и отрицается нами, ибо никак нельзя понять, как это вообще существует видимый атом».
Прокомментируйте сомнения Диогена. Почему атом нельзя увидеть?
2. С точки зрения Демокрита, объясните такое явление. Когда лёд внесли в теплое помещение, он растаял.
 
№ 9
1. Диоген, споря с Демокритом, писал: «Нельзя допустить, что в ограниченной вещи существует бесконечное число атомов всех возможных вообще величин, как думает Демокрит. Согласно этому мы должны отвергнуть возможность деления до бесконечности в смысле дробления на части. Ибо нет ничего бессмысленнее того, как утверждение, что в любой вещи, как полагает Демокрит, должно заключаться бесконечное число телец, причем они должны быть именно какой угодно величины».
Прокомментируйте возражение Диогена.
2. С точки зрения Демокрита объясните такое явление. Кальмар при нападении на него выбрасывает синюю защитную жидкость. Почему через некоторое время пространство, заполненное этой жидкостью, даже в спокойной воде становится прозрачным?
 
№ 10
1. Великий Плутарх так писал о Демокрите: «Ведь чему учит Демокрит? Бесконечно многие по числу сущности неделимые и неразличимые, не имеющие притом внутренних качеств и не подвергающиеся внешнему воздействию, носятся рассеянные в пустом пространстве. Когда же они приблизятся друг к другу или столкнутся или сплетутся, то из их скоплений одно кажется водой. Другое – огнем, третье – растением, четвертое – человеком. В действительности же все это «атомы» или «идеи», как он называет их сам, и кроме них ничего иного нет».
Почему Плутарх называет «атомы» Демокрита «идеями»?
2. С точки зрения Демокрита ответьте на вопрос: почему твёрдые тела не распадаются на отдельные атомы?
 
№ 11
1. Демокрит выделил два начала: бытие и небытие. Бытие – полное, небытие – пустое. Полное же в пустом пространстве своим поворотом и очертанием производит все.
Прокомментируйте это изречение Демокрита.
2. С точки зрения Демокрита ответьте на такой вопрос. Чтобы огурцы дольше оставались малосольными, а не солеными, рассол с огурцами надо хранить в погребе. Почему?
 
№ 12
1. Демокрит говорил, что атомы движутся в пространстве, перемещаясь благодаря имеющейся в них тяжести через пустоту, которая уступает им место и не оказывает им сопротивления.
Как вы это понимаете?
2. С точки зрения Демокрита ответьте на вопрос: почему, разломав карандаш, мы не можем соединить его части так, чтобы он вновь стал целым?
 
№ 13
1. Теофраст в книге «Мнения физиков» писал: «представляет трудности вопрос, почему пламя имеет форму пирамиды. Демокрит говорит, что так как края охлаждаются, то пламя слегка сжимается и конец его заостряется».
Платон – главный опровергатель Демокрита – полагал, что атомы – это не вещи, а математические идеи (формы, схемы): куб, пирамида и другие многогранники. Платон писал: «Пусть же объёмный образ пирамиды и будет… первоначалом и семенем огня».
Сопоставьте взгляды Демокрита и Платона относительно природы и формы огня.
2. С точки зрения теории Демокрита ответьте на вопрос: почему для разделения смоченных водой листов бумаги нужно большее усилие, чем при перелистывании сухих страниц книги?
 
№ 14
1. Аристотель, критикуя Демокрита, писал: «Рассуждая о неделимых телах, Левкипп и Демокрит неизбежно должны оказаться в конфликте с математикой».
Как вы думаете, из-за чего неизбежен такой конфликт?
2. С точки зрения теории Демокрита ответьте на вопрос: отличаются ли молекулы холодной воды от молекул горячей воды?
 
№ 15
1. Цицерон, споря со сторонниками Демокрита, которые сравнивали атомы с буквами, писал: «Если этот прекрасный мир мыслить как случайный продукт вихря атомов, то нелепость этого допущения станет ясной для всякого, кто только вспомнит, что из какой-то кучи рассыпанных на земле металлических букв должен возникнуть благодаря слепому случаю хотя бы один стих».
Согласны ли вы с критикой Цицерона?
2. С точки зрения теории Демокрита ответьте на вопрос: в чем сходство и различие в движении молекул газов и жидкостей?

Страницы: « 1 ... 12 13 14 15 (16) 17 18 19 20 ... 23 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/229
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/229
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Сергей Курганов & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?