Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курганов С. ВОСЬМИЛЕТНИЕ ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ в диалоге с культурами разных народов


Содержание:
  1. ГЛАВА 2. ИСПЫТАНИЯ ГЕРОЕВ В СКАЗКАХ АНДЕРСЕНА
  2. 2.1. МУЖСКИЕ ИСПЫТАНИЯ ГЕРОЯ
Информация об авторе: Сергей Курганов
Сергей Юрьевич Курганов, педагог-исследователь, один из создателей Школы Диалога Культур, учитель начальных классов, учитель математики, истории, биологии, литературы в 1-11 классах различных школ Харькова и Красноярска, соразработчик программы по математике в системе развивающего обучения (Эльконина – Давыдова), автор книги «Ребёнок и взрослый в учебном диалоге».

← Оглавление

ГЛАВА 2. ИСПЫТАНИЯ ГЕРОЕВ В СКАЗКАХ АНДЕРСЕНА

Диалогическое исследование творчества Андерсена мы начали с подробного разговора о его жизни. Дети читали жизнеописание Андерсена, написанное советским писателем Константином Паустовским. Затем мы читали и обсуждали сказки.
 

2.1. МУЖСКИЕ ИСПЫТАНИЯ ГЕРОЯ

Мы читаем первый абзац сказки Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», замечая, что существует два разных перевода. Интересно читать глазами один перевод, а слышать при этом, как читается другой.
Первый абзац - это зачин, начало сказки. Учитель предлагает обсудить, как построен этот зачин.
Максим. В начале сказки, в её зачине, Андерсен нам представляет главного героя. В зачине описывается внешность героя, но пока ничего не говорится о его характере.
Антон Черных. В одном из переводов говорится и о характере: всегда грудь колесом (у солдатиков) - значит, они всегда готовы к любым испытаниям, к подвигам.
Учитель. Один переводчик ничего не написал о характере героя, а другой описал характер, как готовность к подвигам. Причем это описание характера представлено как описание внешности («грудь колесом»).
Настя Симагина. Эта сказка начинается почти так же, как и «Огниво» - с описания яркой внешности солдата. (Мы читаем зачин «Огнива» и убеждаемся, что это так.).
Вова. Эта сказка написана в память об отце. Мы читали биографию Андерсена и знаем, что отец Андерсена участвовал в войнах Наполеона, и, вернувшись с войны, заболел и умер.
Денис. Есть отцовские, мужские сказки, сказки в память об отце: «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик». А есть материнские, женские сказки, в память о матери: «Снежная королева», «Дюймовочка».
Андрей. Сказки - память об отце, память о матери.
Вова. Есть семья сказок. Сказка - отец, сказка - мама, сказка - дочка, сказка - сын.
Андрей. Может быть, стойкий оловянный солдатик - это не об отце, а о самом Андерсене. Как Андерсен, солдатик любил театр...
Артур Богданов. Может быть, сказка создавалась так. Отец Андерсена пришел с войны, подарил сыну оловянных солдатиков. Андерсен сделал из них свой театр. Мы читали биографию Андерсена и знаем, что у него был свой театр, и он верил, что игрушки разговаривают. И Андерсен записал ту пьесу, которую он разыгрывал со своими солдатиками и другими игрушками.
Дети. Андерсен в своём воображении создает волшебный мир. В этом мире живёт стойкий оловянный солдатик... Солдатиков дарят детям, чтобы они становились, как их отцы, настоящими мужчинами: сильными, смелыми, воинственными. Дания - воинственная страна. Ей приходится часто воевать... А девочкам дарят куклы, чтобы они становились хорошими, ласковыми женщинами... Солдатик проходит испытания, совершает подвиги. Он влюбляется в балерину... Все это - испытания, испытания любовью, испытание путешествием. Ведь настоящий мужчина не должен ничего бояться, должен уметь верно любить.
Учитель. Итак, Андерсен в своем воображении создает волшебный мир - мир волшебной сказки. В этом мире Андерсен должен воздать испытания, которые проходит главный герой, чтобы стать Мужчиной.
 
Таким образом мысль Антона Черных о том, что содержанием сказки Андерсена является испытание героя, поддерживается другими детьми и учителем и становится доминантной для формирования нового диалогического понятия.
Диалогические средства исследования художественных произведений не являются универсальными. Понятно, что понятие «миры произведения» очень помогает при изучении хронотопа большой поэмы Пушкина, но мало что может дать для понимания сказки Андерсена. И ребятам удается «нащупать» новое понятие «испытания» (инициации), которое будет углубляться как понятие диалогическое, живущее в сопоставлении разных форм и логик понимания.
Дети. Сначала Андерсен создает как бы план жизни героя. План его мужских испытаний... Но эти испытания не сам Андерсен готовит, Эти испытания должны создавать другие герои сказки: тролль, ветер... Может быть, все испытания готовит тролль, а, может, и нет... Главные события жизни героя - это рождение, любовь, смерть... Герой не умирает и превращается в кусочек олова. Это его душа, его любовь (оловянное сердечко). И из него, как раньше из ложки, можно сделать других солдатиков - детей...
Несколько ребят изображают на доске схемы сказки - план испытаний героя.
Андрей. Любовь к театру - важное испытание для Андерсена.
Дети. Испытания готовит природа: ветер, огонь...
 
Дома дети подробно описывают те испытания, которые создает Андерсен, чтобы герой их прошел и стал настоящим Мужчиной. Одну из схем испытаний в сказке (схема Жени Бабенко) учитель вывешивает на доске и обсуждает подробно.
Схема и описание Жени.
1. Влюбленный солдатик смотрит на танцовщицу и думает, что она тоже одноногая (рисунок: солдатик за очень красивой коробочкой смотрит на балерину)
2. Ровно в полночь из табакерки вылазит черт (черный тролль) и говорит: «Чего смотришь, куда не надо?!» (Рисунок: тролль и солдатик).
3. Утром, когда все проснулись, солдатика поставили на окно. Подул ветер, окно распахнулось, и солдат выпал на улицу и застрял между камнями ногами вверх. Солдатика нашли два мальчика. Один мальчик закричал другому: «Солдатик! Солдатик! Давай отправим его в плаванье. За время плавания он подплыл к мостикам (рисунок).
4. Под мостиком к солдатику прицепилась крыса. Она кричала: Паспорт! Предъяви паспорт!
5. После этого солдатика проглотила рыба (рисунок.) Солдатику было тесно и неудобно. И вдруг раздался крик: «Оловянный солдатик!». Это кричала кухарка. Солдатик очутился на той же кухне, а потом его отнесли на тот же стол. И солдат увидел танцовщицу и долго на неё смотрел.
6. И ни с того, ни с сего выбегает из другой комнаты мальчик и кидает солдатика в огонь. Ветер подхватил танцовщицу и опустил в пламя (рисунок.) От солдатика остался маленький кусочек олова, а от танцовщицы осталась розетка и та вся обгорела.
 
Обсуждение схемы Жени (превращение её в схему испытаний)
Учитель. Почему это испытания?
Дети:
1. Любовь к танцовщице - это испытание, потому что:
а) она знатного рода (Катя).
б) нужно терпение, чтобы сразу не познакомиться. Это испытание терпения солдатика (Андрей).
2. Встреча с троллем - это испытание, потому что тролль - волшебное существо, которое предсказывает и грозит, и, может быть, даже вредит. Это испытание предсказанием (Виталик и Женя).
3. Тролль дразнит солдатика, а солдатик терпит, не убивает тролля, не поддается. Это тоже испытание терпения, и гордости, и чести. Он не может обидеть маленького тролля (Маша).
4. Плавание - это испытание, потому что солдатик оловянный. Он тонет в воде, Бумага может намокнуть. Это испытание страхом, потому что крыса страшная. Это движение в чужом, незнакомом мире. А раньше он жил в своем, родном, знакомом мире. (Матвей). Это похоже на переезд. Такое испытание проходит Ель. Но Ель, наоборот, хотела покинуть свой мир. А солдатик не хотел покидать свой мир. Обе эти сказки: «Ель» и «Стойкий оловянный солдатик» заканчиваются очень грустно и похоже. И солдатик, и Ель сгорают в огне.
Учитель. Действительно, сказки обычно заканчиваются хорошо.
Никита. Вот «Руслан и Людмила» Пушкина пиром заканчивается...

 

Страницы: « 1 ... 3 4 5 6 (7) 8 9 10 11 ... 27 »
Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/228
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/228
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Сергей Курганов & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?