Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курганов С. ВОСЬМИЛЕТНИЕ ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ в диалоге с культурами разных народов


Содержание:
  1. 1.2. ПЕРВЫЕ УРОКИ, ПЕРВЫЕ ВОПРОСЫ...
Информация об авторе: Сергей Курганов
Сергей Юрьевич Курганов, педагог-исследователь, один из создателей Школы Диалога Культур, учитель начальных классов, учитель математики, истории, биологии, литературы в 1-11 классах различных школ Харькова и Красноярска, соразработчик программы по математике в системе развивающего обучения (Эльконина – Давыдова), автор книги «Ребёнок и взрослый в учебном диалоге».

← Оглавление

1.2. ПЕРВЫЕ УРОКИ, ПЕРВЫЕ ВОПРОСЫ...

Кто-то из детей. Почему поэма разделена не на главы, не на части, а на «песни»?
Этот вопрос очень интересен и показывает, что диалогическое обучение в первом и втором классе развивает у ребят чувствительность к форме произведения, к тому, как оно сделано.
 
Вова Марченко. В песнях есть рифмы. Само слово «песнь» звучит ласково, мягко, певуче, не то что слово «часть» или «глава».
Матвей Ларионов. В каждой песни говорится о своем. Нужно только «поймать» ритм, а дальше песнь сама польется.
Учитель. Поэма начинается с посвящения. Как вы думаете, что это значит - «посвящение»?
Рита Иващенко. Когда человек кого-то любит, и не хочет позабыть, он посвящает этому любимому человеку стихи. Пушкин посвящает свою поэму тем девушкам, которых он любил и не забыл.
Учитель. Почему после посвящения идёт рассказ о Лукоморье? Почему не сразу о Руслане и Людмиле?
Маша Рева. Это было бы не так интересно. Не по - сказочному.
Д. Свадьба Руслана и Людмилы - не волшебная. Волшебство начинается не сразу.
Рита. Волшебство начинается с удара грома. Женя Бабенко. И Пушкину нужно сначала настроить нас на волшебство.
Маша. И он идёт в Лукоморье, и там слушает истории, сказки, а потом рассказывает эти сказки всем.
Катя Свиридова. Может быть, ему кот эти сказки рассказывает.
Максим Кохановский. Пушкин пишет: «...сказку эту поведаю теперь я свету...»
Учитель. Получается так. Пушкин хочет поведать всему свету сказку, которую ему рассказал сказитель. Сказитель живёт в Лукоморье. И Пушкин (возможно, в своем воображении) отправляется в Лукоморье. Он «ловит», как говорит Матвей, волшебный ритм сказки, настраивает себя на волшебство, а потом настраивает на волшебство и нас.
 
Интересно сопоставить эти предположения учеников третьего класса с их же образом Лукоморья, созданном при первой встрече с ним на уроках чтения в первом классе. (См. С.Ю. Курганов. Чтение, «заряженное» литературоведением. - АРХЭ: Труды культурологического семинара. Под ред. В.С. Библера. Вып.3. РГГУ, 1998, с. 349 - 353.). Это сопоставление могло быть предметом целого цикла учебных диалогов между первоклассниками и третьеклассниками, обучающимися по одной и той же программе или своеобразным диалогом третьеклассников со своими учебными произведениями, созданными в первом классе.
 
Рита. Может быть, Пушкин не мог сразу написать поэму о Руслане и Людмиле. Он как бы раскачивался, входил (с трудом) в волшебный ритм сказки. И «У Лукоморья» - это начало, начало рассказывания, это вхождение в сказочный ритм. Войди в него - а потом можно рассказывать про Руслана и Людмилу...
Андрей Хаит. Мне кажется, что в этом начале есть все: и начало сказки, и её середина, и её конец...
Матвей. Возможно, Пушкин представляет нам всех будущих героев.
Вова Марченко. Ведь все герои поэмы живут в рассказе о Лукоморье: и царевна, которая тужит в темнице, и колдун, который несет богатыря...
Ю.Е. Макаренко, учитель начальных классов гимназии «ОЧАГ». Это похоже на увертюру в опере. Занавес ещё закрыт. А оркестр исполняет все основные темы оперы, все основные мелодии: те, которые будут в начале, в середине и даже в конце. И увертюра настраивает нас на эти будущие мелодии.
Андрей Хаит. Поэма начинается с рассказа о Лукоморье потому, что Пушкин хочет, чтобы его поэма была с самого начала интересной. Однажды ночью Пушкину приснилось, что он попал в волшебный мир, и в этом мире были герои сказок, которые давным-давно рассказывала ему няня. Когда Пушкин писал поэму, ему вспомнился великолепный сон, и Пушкин его вставил в самое начало поэмы.
Виталик Калиниченко. Я думаю, что поэма «Руслан и Людмила» была первой из сказочных поэм Пушкина. В детстве ему няня рассказывала сказку про учёного кота, и Пушкин взял начало из няниной сказки, а дальше прибавил свои слова, и получилась такая хорошая поэма. Мне кажется, что Пушкин задумал с детства перестроить нянину сказку на свой лад.
Дети. С чем сталкивается Руслан: с чарами, с бородой, неизвестно с чем?
Максим. С волшебной бородой. Возможно, это описание волшебной бороды:
«Вдруг
Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом все смерклось, все дрожит...»
Дети. Нет, это, видимо, невозможно: борода сама прийти не может, тогда Черномор лишится своих чар...
Вова. Руслан сталкивается со злом. С чародействующей бородой, Не с воинами, а с чарами, с волшебством.
Дети. Зачем же тогда Владимир ругает Руслана? Ведь разве Владимир не понимает, что Руслан столкнулся с волшебством? Что дело не в его личной храбрости, любви и верности!
Дети. Почему гремит гром?
Дети. Может быть, гром нужен, чтобы скрыть шаги Черномора... Или всех напугать... Гром всегда звучит перед вторжением чуда...
Дети. Почему Черномор не может превратиться в Руслана?
Дети. Его тогда узнает Людмила. Ведь Людмила любит Руслана, а не Черномора...
Денис Шаталюк. Пушкин отвечает так:
«Он звёзды сводит с небосклона,
Он свистнет - задрожит луна,
Но против времени закона
Его наука не сильна».
Он не может снова стать молодым.
Е.Г. Донская, учитель русского языка и литературы гимназии «ОЧАГ». Черномор не может и не хочет стать Русланом. Ведь если Черномор станет Русланом, то уже не будет Черномора: такого интересного, загадочного карлика, пусть злого, но своеобразного. Превращение Черномора в Руслана - это смерть Черномора со своим миром, со своими желаниями, страстями, со своим неповторимым голосом...
Дети. Почему пророчество - всегда загадка?
Денис. Если бы в пророчестве было бы указано точно время и место, то человек бы уходил из этого места в это время.
Никита Холопов. Черномор надеется выиграть, как бы обмануть пророчество.
Дети. Черномор, зная, что меч лишит его бороды, все же устремляется навстречу мечу, пытается бороться с судьбой, изменить судьбу.
Учитель. Получается, что Черномор поступает как герой.
Антон Черных. Пророчество всегда загадка, потому что мы не знаем: сбудется оно или нет? Правда это или нет? Пророчество не бывает абсолютно точным, потому что никто не может знать правду о будущем. Черномор стремится стать волшебником, овладев мечом. Он думает, что если поставить сильную стражу, то этот меч никому не достанется. И его не смогут победить.
Серёжа Переверзев. Я думаю, что точно предсказать будущее невозможно. В поэме «Руслан и Людмила» в Черной книге главный герой - меч, и неважно для пророчества, кто и кому им отрубит голову и бороду. Черномор думал, что 7 замков - ненадежное укрытие для меча. По предсказанию, кто-то должен был отрубить этим мечом бороду. Поэтому, боясь предсказания, Черномор спрятал меч под голову убитого брата - великана. Он думал, что голова очень сильная и страшная, и что никакой рыцарь не сможет победить её и достать меч.
Максим. Черномор стремится к мечу, потому что он знает своё пророчество. А колдуны и злые волшебники стремятся к пророчеству, если знают его. А мы, люди, наоборот, убегаем от него, но пророчество все равно сбудется.
Никита. Если бы Черномор точно знал, что он проиграет, меч бы он не стал брать.
Коля Служаев. Черномор хочет изменить пророчество, не поддаться ему.
Матвей. Я считаю, что если сказать все историю жизни человека, то человек будет делать наоборот, и может во время этого сделать плохо себе и другим.
Эти рассуждения о пророчестве начинают очень важную тему, которая будет подробно раскрыта далее, при изучении античной культуры. (См. Ахутин А.В., Библер В.С., Курганов С.Ю. Античная культура. Воображаемые уроки в 3 - 4 классе Школы диалога культур. М, 1995)

 

Страницы: « 1 2 3 (4) 5 6 7 8 ... 27 »
Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/228
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/228
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Сергей Курганов & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?