Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курганов С. ВОСЬМИЛЕТНИЕ ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ в диалоге с культурами разных народов


Содержание:
  1. 4.2. НАША ДРАМАТУРГИЯ. СЕРЁЖА СОЗДАЕТ «НАСТОЯЩУЮ ВЗРОСЛУЮ» ПЬЕСУ
  2. Принцесса на горошине
  3. Курица и червяк
  4. Пьеса Моя!
    Путешествие скалы Скалы и моря.
  5. ТЕАТР
  6. Кошкин дом.
  7. Бедный слонёнок.
Информация об авторе: Сергей Курганов
Сергей Юрьевич Курганов, педагог-исследователь, один из создателей Школы Диалога Культур, учитель начальных классов, учитель математики, истории, биологии, литературы в 1-11 классах различных школ Харькова и Красноярска, соразработчик программы по математике в системе развивающего обучения (Эльконина – Давыдова), автор книги «Ребёнок и взрослый в учебном диалоге».

← Оглавление

4.2. НАША ДРАМАТУРГИЯ. СЕРЁЖА СОЗДАЕТ «НАСТОЯЩУЮ ВЗРОСЛУЮ» ПЬЕСУ

Самую первую пьесу написал Виталик. Она получилась такой.
 
Виталик Калиниченко.

Принцесса на горошине

Автор: Жил-был принц, и хотелось ему взять за себя принцессу, но только настоящую. (Далее все идёт прямо по тексту Андерсена)
Королева: Ну уж это мы узнаем!
Автор: Подумала старая королева, но не сказала ни слова (Далее - по тексту Андерсена). Утром её спросили, как она ночевала.
Принцесса: Ах, очень дурно!
Автор: ...сказала принцесса (Далее - по тексту Андерсена).
 
Виталик осуществил «прорыв». Теперь возможна рефлексия.
 
Дети. Автор получился главным участником пьесы. Автор не дает играть героям, а все говорит за них.
Андрей. Но ведь это же сказка. А в сказке говорит сказочник, автор.
Виталик. Здесь как бы борьба между автором - сказочником (Андерсеном) и автором - создателем пьесы (Шварцем).
Максим. И у Виталика побеждает автор - сказочник.
Андрей. Автор, конечно, создает сказку. Но когда автор входит в свою сказку, герои говорят ему: «Уходи! Ты нас создал, но ты нам больше не нужен. Мы сами сыграем эту пьесу!»
 
Андрей дает блестящее детское определение, чем отличается драматическая форма от рассказа.
 
Артур. Мы учили на уроках скандинавской мифологии (у учителя А.И. Якубова), как новые боги боролись против старых богов. Автор похож на старых богов, а герои похожи на новых богов.
Андрей. Автор как бы высовывается из-за занавеса и пытается вмешаться в пьесу. А герои его прогоняют. И автор уходит.
Дети. В пьесах бывают ремарки. Ремарки - это то, куда «уходит» автор. Голос автора остается в ремарках. И тогда получается правильная пьеса.
 
Детское литературоведение продолжает работать. Третьеклассники наблюдают за тем, как устроены «настоящие» пьесы, пробуют писать свои пьесы и «изобретают» литературоведческие понятия. Эти понятия не присваиваются извне, а фиксируют реальные трудности написания пьес и особенности драматического жанра. Как во время чтения, «заряженного литературоведением», первоклассники говорили, что тире - это жест, позволяющий настроиться на волшебство и сделать голос рассказчика волшебным, так и теперь, во время сочинения своих пьес, третьеклассники говорят, что ремарка - это попытка автора высунуться из-за занавеса и вмешаться в ход действия.
 
Учитель. Что мы сейчас делали?
Дети. Мы говорили, как правильно «делать» пьесу. Чтобы автор не был главным участником пьесы.
 
Однако убрать речь автора из пьесы оказалось совсем не так просто.
 
Антон Задерихин

Курица и червяк

Действующие лица:
Червяк
Курица
Автор
 
Червяк. Какое красивое утро! Только моё яблоко в середине пустое. Теперь у меня будет большое, красное, сочное яблоко. В какую сторону пойти? Ой, чего так потемнело? Ой, это тень курицы! (умоляющим голосом) Отпустишь меня, тогда я тебе большую тайну открою.
Курица. Ко - ко – ка - кая тайна?
Червяк. Вон видишь кучу под названием муравейник. Подойди и сядь в нее, тогда будешь жить вечно.
Пока курица бежала туда, червяк залез на ветку
Курица. Ко - ка - кой ужас!Как больно!
Автор. Курица подбежала к дереву, где сидел червяк.
Курица. Ко - ка - кой негодяй! Муравьи были кусачие. Я тебя все равно достану.
Автор. Червяк приготовился к куриной атаке. В это время курица как прыгнет, но не успела она долететь до ветки, как червяк перегрыз хвостик яблока, и яблоко попало прямо в куриную голову. Курица упала на землю. Ноги её торчали вверх.
Червяк. Пока курица не пришла в себя, я пойду искать новый домик.
 
Женя Бабенко

Пьеса Моя!
Путешествие скалы Скалы и моря.

Действующие лица.
Море.
Скала Скала
Автор
Автор. Жили-были скала и море. Море окружало скалу, которая стояла в море.
Скала Скала. Дорогое сильное море! Унеси меня! И покажи свои бескрайние просторы.
Море. Только держись крепче и не смотри вперед!
Скала Скала. Хорошо! Постараюсь, но отнеси меня подальше!
Автор. Ей хотелось быстрее посмотреть мир. Раз! Два! и!!! море оторвало скалу от морского дна, и понесло подальше от этого места. Скала видела столько всего интересного! Но вдруг Боги увидали, что скала совершила зло, она ослушалась моря. Она посмотрела вперед. Мгновенно море пересохло, а скала превратилась в свалку камней.
 
Рита Иващенко

ТЕАТР

Действующие лица:
Тролль
Мама
Яна
Актеры
Автор
Дети
Занавес открывается, и перед нами театр. В театре Яна.
Яна (спрашивает маму). Кто это на сцене?
Мама. Актеры.
Яна. А кто вот тот дяденька?
Мама. Тоже актер, но он злой.
Яна. Я боюсь!
Автор. Она прижалась к маме и долго сидела так.
Мама. Все хорошо, Яна. Тролль упал в воду, и вода его уничтожила.
Голос Тролля (из-за занавеса). Я ещё доберусь до вас, маленькие дети!
Выходит автор. Медленно передвигаясь, говорит.
Автор. Не бойтесь его, дети! Когда вы улыбнетесь, он отвернется и убежит.
Дети. Ура! Ура! Мы победили Тролля!
Занавес закрывается, и все расходятся.
 
Мы приходим к заключению, что в подавляющем большинстве пьес, составленных младшими школьниками, автор (рассказчик) обязательно включается в число действующих лиц, даже если в пьесе имеются ремарки. Это обстоятельство можно считать возрастной особенностью младших школьников. Переступить грань и полностью убрать автора в ремарки поэтому можно рассматривать как акт взросления. Как мы видим, повзрослеть пока никому не удается.
Прорыв осуществляет Серёжа Переверзев.
 
Сергей Переверзев.

Кошкин дом.

Сказочная история в 3-х действиях.
Д е й с т в у ю щ и е   л и ц а.
Х о з я й к а
Х о з я и н
Сы н   С е р ё ж а
С о б а к а  Д и н а
К о ш к а  Ф е н ь к а
 
Действие первое.
Ночь. Комната. На полу стоят сумки, чемоданы, связанные книги. Под открытым окном спит собака. С улицы в окно прыгает кошка и падает прямо на собаку.
С о б а к а. Ой, как напугал! Ты кто, а?
К о ш к а (шепотом) Тс - с - с! Извини, Барбос, сослепу не заметила. Я Фенька, а ты кто?
С о б а к а (успокоившись). Какой там я Барбос? Я - Дина. Не бойся, не цапну, я собака мирная.
Ф е н ь к а. Хорошее имя. А вот меня один мальчишка, в два кота ростом, звал «Кот Пеня». Представляешь! (Оглядевшись). Что, уезжаешь?
Д и н а. Да вот же, решили хозяева зачем - то квартиру поменять.
Ф е н ь к а. А можно с вами? У меня дома нет! Я бездомная!
Д и н а. Вот здорово! Конечно! Хочешь поесть? Вот суп, кости... Ешь, что хочешь, мне не жалко!
Ф е н ь к а (мечтательно) Мне бы молочка или рыбки...
Собака вскакивает, убегает и возвращается с селедочным хвостом в зубах.
Д и н а. Вот нашла! Ешь и ложись рядышком, вдвоем уютнее.
Дина зевает, сворачивается калачиком и засыпает.
 
Действие второе.
На следующее утро. Двор. Во дворе грузовик. Хозяева торопливо выносят вещи и складывают в кузов.
Х о з я е в а. Серёжа, подай книги! Оля, помоги поставить чемодан! Сынок, давай свой конструктор!
Д и н а (тихо) Фенька, мы запрыгнем последними, чтобы хозяева тебя не заметили и не выгнали. Я тебя куда-нибудь спрячу, а там видно будет, может, ты им понравишься, и будем жить вместе.
Х о з я и н. Дина, прыгай в кузов, поехали!
Д и н а (кошке) Ну пойдем, меня зовут. Иди возле лапы и не высовывайся.
Собака прыгает в грузовик. Кошка быстро и незаметно прокрадывается туда же. Машина рычит, трогается с места и исчезает за кулисами.
 
Действие третье.
Большая комната завалена вещами. Посреди комнаты диван. На диване отдыхают усталые хозяева. Вдруг откуда-то доносится жалобное мяуканье.
Х о з я й к а. Это что такое? Откуда здесь кот? Дина, ищи кошку!
Д и н а начинает лаять, бегать туда - сюда, делая вид, что ищет.
Х о з я й к а (раздражённо) Всё! Хватит носиться! У меня от твоего топота голоса разболелась!
С е р ё ж а. Мне кажется, кот застрял где-то внизу.
Мальчик ныряет в кучу вещей и вытаскивает за хвост рассерженную серую кошку.
Х о з я й к а. Откуда она взялась? Дина, твоя подруга?
Дина радостно виляет хвостом, довольная тем, что все идёт хорошо.
Х о з я и н. Давайте оставим её! Пусть дружит с Диной, ловит мышей. Мыши, наверно, подумают, что это тоже мышь, только большая, и не будут от неё прятаться.
В с е. Согласны.
Х о з я й к а. Дина, выбирайте себе местечко поуютнее. Квартира большая, места хватит всем! Мужчины, давайте займемся делом!
 
З а н а в е с.
 
Обсуждение пьесы Серёжи в классе было бурным. Пьеса Серёжи всем очень понравилась. Вместе с тем она показалась очень необычной.
Первое. Эта пьеса написана «как-то по взрослому». Ведь «дети, когда пишут пьесы, обязательно вставляют какое-нибудь волшебство, или подвиги, или испытания». А это как будто ребёнок, Серёжа, написал пьесу для взрослых. Никаких волшебных событий в пьесе не происходит. Необычно написал про самое обычное. Как в «Денискиных рассказах» Драгунского интересно написано об обычных событиях. Так писать очень трудно.
Второе. В этой пьесе «взрослый язык». Какой-то красивый, необычный. «Так дети не говорят». Кажется, что это из-за того, что Серёжа «употребляет научные слова» (Настя). Но если мы прочитаем пьесу внимательно, то никаких необычных «взрослых» слов, ученых названий мы не встретим. «Ночь. Комната. На полу стоят сумки, чемоданы, связанные книги...» Все слова простые. Но они как-то очень интересно соединены. Так соединены, что получается очень красиво и по-взрослому.
Может быть, Серёжа знает, как он писал эту пьесу... Выясняется, что Серёжа описывал настоящую историю («быль»). А когда писал ремарки, то представил себе сначала всю ночь, потом всю комнату, потом собаку. Как бы «суживался экран».
Настя предположила, что эти слова (в ремарках) как-то равномерно расположены: «Ночь. Комната...» и поэтому получается очень красиво. Хотя сами эти слова - простые, обычные и совсем не взрослые. «Необычное в обычном. Как-то красиво и по-взрослому расположены самые обычные слова. Как стихи» (Рома Колесников).
Третье. А какой смысл этой пьесы? Этот смысл тоже необычен. Помните, мы говорили о справедливости (читали диалоги Платона) и о дружбе (спорили, возможна ли дружба, пытались понять, что такое дружба, писали сократические диалоги о дружбе). Так вот, пьеса Сережи - о дружбе тех, кто обычно не дружит: о кошке и собаке. Или - «о дружбе вопреки всему» Вопреки переезду, неразберихе. Такой вот мир дружбы выстраивается. Мир, где живёт дружба. И это очень красиво (Виталик Калиниченко).
 
На этом же уроке обсуждалась пьеса Макса Кохановского. Учителю пьеса Макса нравилась гораздо больше, чем пьеса Сережи. Но дети думали совсем не так, как их учитель. Пьесу Макса сочли детской и не очень интересной. Почему?
 
Максим Кохановский.

Бедный слонёнок.

Д е й с т в у ю щ и е   л и ц а
С л о н ё н о к
А в т о р
Стадо быков
 
Действие первое.
Занавес открывается. На зеленой полянке стоит небольшой дом. Солнце светит и пригревает полянку. Из домика выходит слонёнок. В руке у него было зернышко. Слонёнок хотел посадить деревце возле своего дома. Веселый слонёнок побежал к полянке, а возле полянки было озеро, где всегда купался слонёнок. Взял слонёнок лопату и стал копать ямку посреди сцены.
 
Действие второе.
С л о н ё н о к. Ура, я выкопал ямку и теперь могу посадить зернышко!
 
Слонёнок посадил зернышко и полил его водой. Вскоре выросло деревце до вершины сцены.
 
Действие третье.
Вдруг сцена зашаталась, слонёнок упал со страха в озеро. Из-за сцены вышло стадо быков. Они сразу же побежали к деревцу. Бах - бух! И деревце упало прямо на домик, где жил слонёнок, а стадо быков уже скрылось за сценой.
А в т о р. Бедный слонёнок!
 
Занавес закрывается.
 
Поначалу пьеса вроде бы и понравилась ребятам. Все вскричали «Ах!». Но потом у третьеклассников возникли вопросы, а на лицах появилась какая-то неудовлетворенность и даже раздражение. Исключение, правда, составлял Серёжа, которому пьеса Макса очень понравилась.
Вова Марченко и Виталик Калиниченко не могли понять, почему у Слонёнка рука, а не лапа? Почему Слонёнок не выплывает из озера? Почему Максим не рассказывает, что было дальше со Слонёнком? Почему быки ничего не говорят, а только действуют? Почему главный герой пьесы - Слонёнок - ничего не делает, чтобы отбиться от быков?
В разговор вступает Максим. Выясняется, что он написал «трагическую пьесу». Максим рассказал, что по его замыслу Слонёнок гибнет. У него в начале дня настроение радостное. А затем врываются быки, все топчут, и Слонёнок гибнет от горя, оттого, что день погиб.
Однако дети, приводя примеры из известных им сказок, возражают: «Так пьесу писать нельзя! В этой пьесе нет слов, нет разговоров. Одни действия!» Учитель пытается возражать, говорит о пантомиме, танце, музыке, о немом кино. Дети все равно говорят, что пьеса неудачная и детская.
Учитель русской литературы гимназии «ОЧАГ», О.И. Нестерова, присутствовала на уроке и после урока заметила, что сочинение Максима не построено по принципу пьесы: в нем отсутствует драматургический конфликт. Представлена только одна сила, которая сразу ломает вторую сторону. В настоящей («взрослой») пьесе сталкивающиеся стороны должны разговаривать. Драматургия предполагает речь, столкновение речений.
 
Итак, только Серёже и учителю пьеса Максима Кохановского понравилась. Ни Серёжа, ни учитель не сочли её «детской» или слабой. Серёжа говорил, что пьесы бывают разные. Учитель увидел в обсуждение двух драматургических произведений, Серёжи и Максима, серьёзную проблему.
Можем ли мы строить подростковую школу, всецело доверяя детской инициативе? Можно ли полностью полагаться на то различение «взрослого» и «детского», которое предлагают взрослеющие дети? Почему все ребята, за исключением Серёжи, сочли пьесу Максима детской, а Сережи - взрослой?
Видимо, потому, что они ориентировались на вполне определенный эталон взрослого поведения, на вполне определенный образ взрослой пьесы, образ настоящей речи драматурга. У Сережи и у учителя этот образ шире, вариативнее, чем у большинства третьеклассников.
Учитель знает и пьесы театра абсурда, и пьесы Чехова. Серёжа вообще чувствителен к взрослому разноречию. Большинство ребят ориентировалось на некий стихийно сложившийся эталон правильной взрослой пьесы, с драматическим конфликтом, прояснением позиций сторон и т.д.
Всё это означает, что возможности построения подростковой школы, богатство вариантов взросления, широта и глубина чувства взрослости во многом определяются разнообразием и глубиной тех жанров речи и поведения, которые окружают ребёнка и культивировались в начальной школе.
С другой стороны, О. Нестерова - учитель подростковой и старшей школы - для автора этих строк, учителя начальных классов, не являющегося филологом-профессионалом, - несомненный авторитет.
О. Нестерова рассказывает старшеклассникам о пьесах театра абсурда и изучает с ними пьесы Чехова. И всё же произведение Максима для О. Нестеровой - не пьеса. И для большинства взрослеющих третьеклассников - не пьеса. Учитель и Серёжа остаются в меньшинстве. Перенос обсуждения в аудиторию взрослых (педагогов, литературоведов) не придает проблеме однозначности: одни взрослые поддерживают О. Нестерову и большинство ребят, другие - учителя и Серёжу.
Возникает очень интересный диалог.
Учителю начальной школы кажется, что в подростковом возрасте встреча с разными типами понимания того, что есть «настоящая взрослая пьеса» благотворна для взросления: дети могут ориентироваться на разные образцы взрослого поведения. Взрослый выступает в таком диалоге не просто как образец или авторитет, но и как представитель определенного направления в литературоведении. Возможен открытый диалог разных типов «литературоведческой взрослости» и в этом смысле - разных идеалов взросления.
Учитель - филолог подростковой и старшей школы мог бы возразить: в сознании младшего подростка могут спорить идеи, а не идеалы. В качестве идеальной формы взросления должна быть представлена одна и вполне определенная концепция гуманитарного образования (если речь идёт об уроках литературы). Диалог возможен внутри этой концепции. Можно долго спорить, что написал Максим, желая написать пьесу. Но в рамках моего понимания литературного процесса то, что написал Максим, - не пьеса. И хорошо, что дети это почувствовали. Не мечтайте о слишком плюралистичной подростковой школе. Диалог - диалогом, но без усвоения вполне определенных критериев построения понятий образ взрослости расплывается, содержание образования теряется.
Этими уроками и обсуждениями начальная школа закончилась, и дети перешли в пятый класс подростковой школы диалога культур.
2007

 

Страницы: « 1 ... 23 24 25 26 (27)
Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/228
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/228
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Сергей Курганов & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?