Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курганов С. ВОСЬМИЛЕТНИЕ ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ в диалоге с культурами разных народов


Содержание:
  1. 3.8. МАЛЕНЬКИЕ АНТИЧНЫЕ ТРАГЕДИИ
  2. Геракл
  3. Дедал и Икар
  4. Гиацинт
  5. Дафна
  6. Битва с гидрой Лернейской
  7. Нарцисс
  8. Путешествие Геракла.
Информация об авторе: Сергей Курганов
Сергей Юрьевич Курганов, педагог-исследователь, один из создателей Школы Диалога Культур, учитель начальных классов, учитель математики, истории, биологии, литературы в 1-11 классах различных школ Харькова и Красноярска, соразработчик программы по математике в системе развивающего обучения (Эльконина – Давыдова), автор книги «Ребёнок и взрослый в учебном диалоге».

← Оглавление

3.8. МАЛЕНЬКИЕ АНТИЧНЫЕ ТРАГЕДИИ

Мы с ребятами прочитали и обсудили трагедию Эсхила «Прометей прикованный», узнали много нового о строении античного театра, о роли Хора в греческой трагедии. Мы обсуждали, что такое пролог, парод, эписодий, стасим и эксод. После этого мы попытались написать трагедии сами, используя в качестве сюжетов известные детям древнегреческие мифы. Первые попытки ребят были достаточно наивными.
 
Рома Колесников

Геракл

Геракл.
Остановись, Керинейская лань! Я все равно тебя поймаю!
Хор.
Геракл, остановись,
Ты не поймаешь лань.
Геракл ранит лань. Из машины появляется Артемида.
Артемида.
Зловещий Геракл, зачем ты ранил мою лань?
Геракл.
О, великая дочь Латоны, не вини меня, не по своей воле я ранил твою лань, а по велению Эврисфея.
Хор.
Артемида, Геракл невиновен!
В этом тексте интересно появление бога «из машины»
 
Денис Шаталюк

Дедал и Икар

Дедал - легендарный скульптор и изобретатель.
Икар - его сын.
Минос, царь острова Крит.
Минос.
Кто убил Минотавра? Кто помог выбраться Тесею из Лабиринта? Я знаю: это Дедал с Икаром. Только они хорошо знали Лабиринт. Заточить их в башню!
Башня на высокой скале.
Дедал.
Давай улетим отсюда!
Икар.
Но как?
Дедал.
Давай возьмем воск,
И перья диких птиц.
И слепим крылья.
Икар.
Давай! Готово?
Дедал.
Да, только помни, что нельзя
Лететь высоко к солнцу:
Воск растает.
Икар подлетает к Солнцу, воск тает, Икар падает в море.
 
А в этой миниатюре любопытна попытка начать писать трагедию стихами.
Женя Бабенко

Гиацинт

Трагедия
Действующие лица:
Гиацинт
Аполлон - стреловержец
Хор растений
Аполлон
Я бросаю диск!
Хор
Подбежал тогда Гиацинт к месту,
Где должен упасть диск.
Диск отскочил от земли
И насмерть ранил Гиацинта.
Аполлон.
Друг мой милый!
Умираешь ты!
О горе, горе!
Ты от руки моей погиб!
О, если б искупить вину свою!
Зачем я бросил диск?
Готов я
С тобой сойти в царство Аида,
Безрадостное!
Хор
Строфа 1
Хорошо, что бросил диск Аполлон,
Все равно мойры предсказали смерть Гиацинту.
Хорошо! Умер быстро, не мучился.
Антистрофа 1
Пусть бы умер он не от руки бога.
По велению Аполлона вырос белый цветок смерти.
И назвал его Аполлон Гиацинтом!
Одна из удачных «девичьих» трагедий. Интересно использование диалога двух полухорий хора в строфе и антистрофе.
 
Антон Черных

Дафна

Аполлон, бог света, сын Зевса.
Эрот - бог любви.
Дафна - нимфа леса.
Пеней - бог рек.
Аполлон
Как неловко ты действуешь своими стрелами!
Эрот
Но это не значит, что твои действия лучше моих.
Аполлон, смеясь, уходит.
Эрот
Ну ничего, я тебе отомщу, ты ещё об этих словах пожалеешь!
Хор
Эрот, не мсти Аполлону, ведь будет
Страдать ни в чем не повинная Дафна!
Эрот
А мне все равно.
Эрот стреляет стрелой любви вслед уходящему Аполлону. Появляется нимфа Дафна. Эрот выпускает в неё стрелу ненависти. Дафна останавливается, к ней подходит Аполлон. Эрот убегает.
Аполлон
Мое сердце пылает от любви к тебе. Я же бог солнца, сын Зевса,
целитель и благодетель людей! Как можешь ты не любить меня?
Хор
Аполлон, не преследуй Дафну,
Ведь она тебя не любит.
Твоя любовь вызвана стрелами мщения.
Во всем виноват Эрот.
Аполлон
Но я не могу противиться своим чувствам!
Появляется Пеней.
Дафна
О отец! Молю тебя! Избавь меня от ненавистного Аполлона! Сделай так, чтобы я лишилась красоты!
Пеней превращает дочь в лавровое дерево.
Аполлон
Пусть же венок только из твоей зелени украшает мою голову! Пусть никогда не вянет твоя зелень, о лавр! Стой же вечно зеленым!
 
Антон нашел очень удачный приём: Хор у него говорит стихами, а герои - прозой.
 
Максим Кохановский

Битва с гидрой Лернейской

Действующие лица:
Геракл
Гидра
Хор
Геракл
Не страшусь тебя, гидра Лернейская!
Гидра
Но ты слаб для меня, о Геракл!
Хор
Строфа 1
Не убьешь ты, Геракл,
Сей гидры Лернейской!
Антистрофа 1
Ты силен, о Геракл, ты сын Зевса, герой.
Возьми факел, зажги ты его и сжигай
Те места, где отрублена
Голова гидры Лернейской.
Геракл
Вот и сила моя
Поздравляет меня
С победой над гидрой Лернейской!
Хор
Строфа 2
Удивился я силе твоей, о Геракл!
Антистрофа 2
Победа Геракла над гидрой Лернейской!
Рефрен о гидре придает стихам Максима целостность и гармонию.
 
Настя Симагина

Нарцисс

Действующие лица:
Нарцисс
Нимфа Эхо
Хор нимф
Нарцисс
Чье-то дыхание я слышу
Отзовись! Кто здесь?!
Эхо
Здесь! Здесь! Здесь!
Нарцисс
Иди сюда!
Эхо
Сюда! Сюда! Сюда!
Нарцисс
Сюда скорей ко мне!
Эхо
Ко мне! Ко мне! Ко мне!
Парод
Хор
Ушел Нарцисс.
Страдает нимфа Эхо,
А он только и делает,
Что любит сам себя.
Не знает он об этом.
Эписодий
Нарцисс
О, кто страдал так жестоко!
Нас разделяют не горы, не моря,
А только полоска воды,
И все же не можем мы
Быть с тобой вместе.
Хор
Строфа 1
Бедный Нарцисс, как страдает он!
Я вижу все его мученья,
Которые его терзают.
Антистрофа 1
Не жалей ты его!
Пусть узнает он,
Как отвергать дары
Самой богини Афродиты!
Стасим
Хор
Покидают силы Нарцисса.
Бледнеет он и чувствует
Смерти приближение.
Не может оторваться
От собственного отражения.
 
Плачет Нарцисс,
И падают слёзы
В чистый ручей воды.
Эксод
Хор
Склонилась голова Нарцисса
На зеленые злаки,
И мрак смерти
Покрыл его очи.
Умер Нарцисс.
 
Плакали в лесу младые нимфы,
И плакала Эхо.
Ушли нимфы, чтобы выкопать могилу.
А вернулись - на том месте
Цветок вырос - цветок смерти,
Зовут его Нарциссом.
 
Использованиеприемов античной трагедии в сочетании с искренним лиризмом позволило Настеньке создать одну из самых удачных маленьких трагедий, напоминающих стилизации русских поэтов начала ХХ века.
 
Серёжа Переверзев отнесся к сочинительству античной трагедии предельно серьёзно. Он первый начал переделывать свои учебные произведения после обсуждения в классе. Так, в «античной» трагедии Сережи « Путешествие Геракла» стасим - поздняя вставка.
В стилизациях многих детей Хор был представлен вяло. Пришлось ещё раз обсудить, в чем состоит работа Хора в античной трагедии. В ходе коллективного обсуждения родился следующий текст, который был записан на доске, как результат диалога - согласия.
 
Что такое Хор?
Первое. Хор - главное действующее лицо.
Второе. Хор действует и говорит как одно целое. Он о себе говорит в первом лице единственного числа: «Я». Тогда он является атомом трагедии. Правда, Хор может делиться на полухория. Тогда полухория между собой могут спорить и соглашаться.
Третье. Когда богу грустно, Хор старается утешить его и подсказать, что сделать, чтобы стать счастливым.
Четвёртое. Хор должен говорить красивыми, белыми стихами. Эти стихи прозрачные, воздушные («белые») имеют ритм, но не имеют рифмы.
Пятое. Хор говорит речью, украшенной красивыми словами.
 
В написании этого текста участвовали все. Почти все сочинили «античную» трагедию. Но только Серёжа Переверзев (и, вслед за ним, Антон Черных) вернулись к своему тексту и переделали его, более серьёзно разработав реплики Хора. В итоге у Сережи получился маленький шедевр.
 
Сергей Переверзев

Путешествие Геракла.

Д е й с т в у ю щ и е   л и ц а
Г е р а к л
Ко п р е й, вестник Эврисфея
К е н т а в р   Ф о л
К е н т а в р   Х и р о н
Б о г   С м е р т и   Т а н а т
К а б а н
Х о р   к е н т а в р о в
 
П р о л о г
Дом Геракла, Входят Г е р а к л   и  К о п р е й.
К о п р е й
Геракл, ты должен Эврисфею привести
Огромного и злого кабана,
Живущего на склонах Эриманфа.
Г е р а к л
Я повинуюсь и немедля в путь отправлюсь,
Его желание попробую исполнить.
Г е р а к л   и   К о п р е й   уходят.
Жилище   К е н т а в р а   Ф о л а. Появляются   Г е р а к л   и   Ф о л.
Ф о л
Приветствую тебя, мой друг Геракл,
Сын Зевса, повелителя Олимпа!
Позволь узнать, куда ты держишь путь,
Куда спешишь ты так, забыв про отдых?
Г е р а к л
Я тороплюсь к подножью Эриманфа,
Мне дал заданье это Эврисфей;
Ему я должен кабана доставить.
Ф о л
Ты, может быть, устал в пути?
Давай присядем, отдохнем и попируем.
Смотри, вот в кувшине вино.
Ах, как оно чудесно, как благоухает!
Г е р а к л   и   Ф о л   усаживаются и пьют вино.
 
П а р о д
Выбегает   Х о р   К е н т а в р о в.
Х о р
Зачем ты, Фол, открыл сосуд?
Ведь знаешь, что вино в сосуде
Принадлежит не одному тебе!
Как смел открыть кувшин без разрешенья
И угощать гостей напитком всех кентавров?!
Один из кентавров бросается на Ф о л а, но  Г е р а к л  выхватывает из костра горящую головню.
 
Э п и с о д и й
Г е р а к л
Не трогайте его, пойдите прочь!
С огнем шутить опасно!
Х о р
Ты победил, но встретимся ещё мы
И встреча может оказаться роковой.
Х о р   убегает.
Г е р а к л
Ну вот, мы и одни. Пора мне уходить,
Чтоб выполнить желанье Эврисфея.
Ф о л
Прощай, мой друг! Тебя я рад был видеть!
Друзья расходятся.
Пещера   Х и р о н а. Вбегает   Х о р   к е н т а в р о в,  преследуемый   Г е р а к л о м. Герой пускает стрелу, но попадает в Х и р о н а.
Х и р о н
О, ранен я и смерть моя подходит!
Стрела, пропитанная желчью гидры,
Мне жизнь укоротила.
Г е р а к л
Я за водой бегу!
Х и р о н
Скорей, я умираю!
Падает на землю. Из подъемной машины появляется б о г   С м е р т и, берет Хирона на руки и вместе с ним проваливается под землю.
 
С т а с и м [позднейшая вставка]
Хор
С т р о ф а 1
Хирон пал в битве и сошел в Аид.
Предупреждал Геракла я об этом.
Герой не слушался меня.
Пустил стрелу отравленную он в Хирона.
Поступок этот не прощу я никогда.
А н т и с т р о ф а 1
А я Геракла понимаю.
Набросились на Фола так внезапно!
Герой подумал, что убить
Мы собрались кентавра
И защищать он Фола стал.
С т р о ф а 2
И все же виноват он в том, что
Убил ни в чем не винного Хирона
Стрелой своей ужасной.
Но я прощаю все его проступки,
Свершенные сегодня.
А н т и с т р о ф а 2.
Я тоже думаю, как ты.
Ведь не нарочно сделал это он.
Попал герой случайно в нашего Хирона
И я прощаю все, что он наделал
 
Э к с о д
Г е р а к л  отдыхает после долгой битвы с  К а б а н о м. На сцену входит  Ф о л. За ним идёт Х о р   К е н т а в р о в.
П р е д в о д и т е л ь   Х о р а.
Скорблю о том, что ты, Геракл,
нас покидаешь!
Ф о л
Прощай, сын Зевса, я навеки
перед тобой в долгу!
Х о р
Пускай же путь твой долгий и опасный
Окончится удачей для тебя.
Г е р а к л (взваливает на плечи К а б а н а)
Прощайте! Ждет меня в Микенах Эврисфей,
Его желанье я исполнить должен до конца.
 
Создание учебных произведений осуществлялось учениками Школы диалога культур на всем протяжении младшего школьного возраста. В ШДК учебное произведение - одна из форм ежедневного ученичества. Поэтому мы не можем считать стремление к оформлению своих идей, мнений, художественных переживаний в произведение специфически подростковым феноменом.
Однако в первом и втором классе мы не зафиксировали ни одного случая изменения учащимся своего учебного произведения. В середине третьего класса некоторые (далеко не все!) дети начинают относиться к своим произведениям «по взрослому»: они перестают их удовлетворять и они начинают их переделывать.
Возникает возможность такой школы, в которой учитель и дети не просто обмениваются произведениями, но и обсуждают произведения друг друга, что приводит к изменению самих произведений авторами. В таком режиме работает, например, известный поэт и педагог В.А. Левин.
Взрослый ответственно высказывается по поводу произведения ребёнка, и ребёнок переделывает его. И наоборот, ребёнок приучается к ответственному высказыванию по поводу произведения взрослого: в ряде случаев взрослый переделывает свои произведения после обсуждения с детьми. В.А. Левин поступает так со своими детскими стихами.
В младшей школе дети создают учебные произведения, оформляя своё участие в учебном диалоге (с учетом участия других собеседников). В подростковой школе учебные произведения детей становятся предметом особой работы: обсуждения, изменения, возможно, доведения до «шедевра».
Важно зафиксировать тот переход, в котором дети начинают пробовать изменять свои учебные произведения по собственной инициативе. Эту пробу можно интерпретировать как акт индивидуального взросления, «прорыва» в подростковый возраст. Как начало строительства подростковой школы.

 

Страницы: « 1 ... 21 22 23 24 (25) 26 27 »
Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/228
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/228
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Сергей Курганов & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?