Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курганов С. ВОСЬМИЛЕТНИЕ ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ в диалоге с культурами разных народов


Содержание:
  1. 3.6. ФИЛОСОФЫ ИЗ 3-Б КЛАССА
  2. Группа «Газ - воздух»
  3. «Группа «Атомы - электроны»
  4. Группа «Бог»
  5. Группа «Ничего - ничто - пустота»
  6. Группа «Вечная Вселенная»
Информация об авторе: Сергей Курганов
Сергей Юрьевич Курганов, педагог-исследователь, один из создателей Школы Диалога Культур, учитель начальных классов, учитель математики, истории, биологии, литературы в 1-11 классах различных школ Харькова и Красноярска, соразработчик программы по математике в системе развивающего обучения (Эльконина – Давыдова), автор книги «Ребёнок и взрослый в учебном диалоге».

← Оглавление

3.6. ФИЛОСОФЫ ИЗ 3-Б КЛАССА

От античных натурфилософских теорий мы на некоторое время перешли к оформлению собственных представлений о начале всего. Но теперь к обсуждению начал мира приступают маленькие философы, обогащенные представлениями Фалеса и Демокрита, знакомые с фрагментами диалогов Сократа.
Дома третьеклассники готовились к ответу на вопрос: а что они сами считают началом мира? Учитель предложил ребятам выяснить друг у друга предложенные версии и объединиться в группы, защищающие сходные идеи.
Таких групп оказалось всего пять:
1) «Бог» - Андрей, Маша, Артур;
2) «Вечная Вселенная» - Денис, Женя, Толик;
3) «Ничего - ничто - пустота» - Максим, Рома, Антон, Настя, Матвей;
4) «Газ - воздух» - Коля, Виталик;
5) «Атомы - электроны» - Серёжа, Рита, Катя
Ребята обсудили свои тексты в группах, а затем сделали доклады.
 

Группа «Газ - воздух»

Коля Служаев. Начало всего - газ. Потому что газ бывает теплый и холодный. Он бывает вредный и полезный. Газ может скапливаться. Из-за газа произошел взрыв. В результате образовались планеты и атомы.
Виталик Калиниченко. Я думаю, что начало всему - это воздух. Это питательное вещество, из которого состоит мир. И на нашей Земле, и на других планетах и галактиках есть воздух, только он разный, как атомы.
Из обсуждения докладов:
Серёжа. Как и вода у Фалеса - это не обычная вода, а мифологическая, так и воздух у Виталика - не простой воздух, а изначальный, мифологический, который был до всего.
Учитель. Подобная теория была у древнегреческого философа Анаксимена.
 

«Группа «Атомы - электроны»

Катя Свиридова. Я думаю, что начало всего - атомы. Ведь вода, воздух, огонь и земля состоят из атомов. Даже число и слово появились из атомов. Их придумал человек с помощью разума. Разум - в мозге, а мозг состоит из атомов. Даже Бог состоит из чего-то, ведь не может же бог, душа главного, вечного существа, состоять из ничего!
Рита Иващенко.
Начало всего - атомы. Когда атомы соединяются, получается все из ничего.
Все это атомы!
Все, на что ты ни посмотришь, - везде атомы.
Если ты посмотришь в камеру Вильсона, наполненную паром, то ты увидишь линии, то есть следы атомов. Атомы и ещё раз атомы - начало всего! Атомы - это все, что ты видишь.
Ладно, перейдем к самому главному!!!
Проведем эксперимент. Мы наполняем камеру Вильсона паром и видим следы атомов. Значит, начало всего - это атомы.
Серёжа Переверзев.
Мне кажется, что начало всего - электроны.
1. Из электронов состояло космическое вещество, из которого произошел первичный взрыв. В середине взрыва формировались звезды и планеты.
2. Из электронов состоит все, даже атомы.
3. От количества электронов в атомах зависит, какого они цвета, живые ли они, какой температуры. Электроны, каждый по-своему, отражают свет солнца и нам они кажутся цветными.
 

Группа «Бог»

Андрей Хаит. Я человек верующий. Я не могу позволить сказать: Бог состоит из атомов. Нет. Может, весь мир состоит из атомов. Но не Бог. Бог сотворил атомы и превратил их в нас, людей, зверей, в весь мир. И поэтому Бог- начало всего.
Артур Богданов. Я думаю, что началом всего является Бог - совершенный человек. Потому что Бог создал все живое. (Следует большая цитата из Библии).
Маша Рева. Я думаю, что начало всего - Бог. (Далее идёт рассказ из библии о первых днях творения).
 

Группа «Ничего - ничто - пустота»

Рома Колесников.
Я думаю, что начало всего - ничто, потому что если, допустим, начало всего Бог, тогда мы спросим:
- Тогда откуда произошел Бог?
И вот так всегда: «Тогда откуда...»
Я думаю, что доказать, что начало всего: Бог, или вода, или... - нельзя!
Максим Кохановский.
Начало всего - ничего. Ничего +ничего +ничего = что-то, и это что-то может быть: Богом, атомом и т.д.
Антон Черных. Я думаю, что начало всего - пустота. Потому что, если мы говорим, что начало всего что-то, то откуда оно взялось? А пустота она и была, и есть. Пустота нашей галактики соединилась с пустотой другой галактики и получился взрыв. В результате взрыва образовались разные атомы. А из скопления атомов возникло все.
Матвей Ларионов. Я думаю, что определить «Что есть начало всего?» нелегко. Так как есть вопросы, например: «А из чего состоит то-то или иное?» А можно задать такой вопрос: «А можете сказать, что было до того, что вы говорите?» Я не согласен, допустим, с Демокритом, так как я могу задать вопрос: « А из чего состоят атомы?»
 

Группа «Вечная Вселенная»

Денис.
Начало всего - Вселенная.
Она была всегда.
Вселенная состоит из пустоты и хаоса.
Хаос - это беспорядочно летающие в космосе атомы, они образуют космическую пыль.
А космическая пыль - это маленькие крошки, из которых образуется все. Они иногда сближаются и образуют твердые тела. А иногда внутри твердых тел происходит взрыв, и они опять распадаются на мелкие атомы. Но сами атомы всегда остаются неизменными.
Женя Бабенко. Я думаю, что начало всего - все. Мне кажется, что космос был всегда. Потом газы собрались и произошел первичный взрыв. Из-за этого образовались планеты и звезды. Сначала земля была как Солнце, но на Марсе уже были давно люди. На Марсе стало холодно, и люди умерли. Потом жизнь попала на Землю, произошла эволюция, а потом уж и Иисус Христос появился для спасения мира.
Некоторые ребята после обсуждения докладов групп захотели объединиться в две новые большие группы для подготовки согласованных теорий начала всего. Вот какие две теории получились.
Теория первая. ПУСТОТА. Антон, Максим, Матвей, Ром - совместно.
Мы думаем. Что начало всего - пустота. Так, если ты скажешь. Что начало всего - Бог, и он состоит из атомов, мы спросим, а из чего состоят атомы? Значит, началом всего была пустота, которая создала Бога! А Бог создал атомы и электроны.
Теория вторая. БОГ. Андрей, Артур, Настя, Маша - совместно.
Бог - начало всего. Бог - властитель пустоты, атомов и электронов. Богу не нужен воздух. И он живёт вечно. Космос создал Бог. Бог создал атомы, а из атомов сделалось все. Бог создал Вселенную и убрал её рамки, и она теперь нескончаема.
 
Итог философской работы третьеклассников впечатляет. Свободно, в форме диалога - спора и диалога-согласия, включая в свои тексты идеи античных философов и отталкиваясь от них, ребята смогли философски самоопределиться. Выразить в слове своё собственное представление о начале мира. В этом диалогическом слове (учебном произведении) слова античных философов выступают как мысли значимых внутренних собеседников. Не менее значимыми внутренними собеседниками являются для ребят их одноклассники. В полемике и согласии с которыми выстроены эти диалогически напряженные философские тексты.
Теперь вся эта конструкция учебно-диалогической работы, давшая столь убедительные результаты, будет подвергнута решительному усомнению.

 

Страницы: « 1 ... 19 20 21 22 (23) 24 25 26 27 »
Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/228
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/228
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Сергей Курганов & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?