Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курганов С. ВОСЬМИЛЕТНИЕ ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ в диалоге с культурами разных народов


Содержание:
  1. 3.5. ДИАЛОГИ С ДЕМОКРИТОМ
Информация об авторе: Сергей Курганов
Сергей Юрьевич Курганов, педагог-исследователь, один из создателей Школы Диалога Культур, учитель начальных классов, учитель математики, истории, биологии, литературы в 1-11 классах различных школ Харькова и Красноярска, соразработчик программы по математике в системе развивающего обучения (Эльконина – Давыдова), автор книги «Ребёнок и взрослый в учебном диалоге».

← Оглавление

3.5. ДИАЛОГИ С ДЕМОКРИТОМ

Мы прочли такой фрагмент из Демокрита:
1. Начала вселенной - атомы и пустота.
2. Есть только атомы и пустота. Пустота - это небытие. Атомы - это бытие. Из бытия и небытия возникает все.
3. Ничто не возникает из несуществующего и ничто не разрушается в несуществующее.
4. Атомы вихрем несутся во Вселенной и этим порождают все сложное - огонь, воду, воздух, землю.
5. Атомы отличаются друг от друга формой, порядком и положением.
6. Атомы носятся в беспредельной пустоте. Соединяясь между собой, они производят «возникновение». Расторгаясь - «гибель».
7. Атомы тверды и неделимы.
8. Атомы бывают разными: одни шероховатые, другие круглые, третьи угловатые и крюкастые.
9. Твердые и теплые тела сложены из острых, тонких, блестящих и светлых атомов. Холодные и жидкие тела сложены из тупых, толстых, темных и мрачных атомов.
10. Лишь в общем мнении существует сладкое, горькое, теплое, холодное, цветное. В действительности существуют только атомы и пустота.
 
Интересно проследить, развивается ли у ребят их способность строить диалоги в письменной речи.
 
Антон Черных.
Демокрит. Атомы - это мельчайшие частицы, из которых состоит все.
Фалес. Нет, главная составляющая всех тел и вещей - вода.
Демокрит. Но ведь если бы мы состояли из воды, то верховным богом был бы Посейдон.
Фалес. Он не выиграл Олимпийские игры, вот и не стал верховным богом.
Демокрит. Если он не стал сильнее всех, значит, основная составляющая всего не вода, а атомы.
Фалес. Даже если он не главный, это не говорит о том, что весь мир состоит из атомов, а не из воды.
Демокрит. Но если мы не можем жить без воды, то это не значит, что начало всего вода, а не атомы.
Фалес. А ты попробуй поживи без воды, я посмотрю, что от тебя останется.
Демокрит. Но ведь я не исчезну совсем, не испарюсь, как вода. Значит, основная составляющая всего не вода, а атомы.
Фалес. Ну что ж! Возможно, ты и прав. Я ещё подумаю над твоей теорией.
 
Мы только что читали острейшие реплики Антона в устном диалоге об эйдосе дружбы. Антон демонстрировал великолепное понимание логики собеседника, умение обнажать трудности в его аргументации. Персонажи письменного диалога Антона наделены такими способностями в гораздо меньшей степени, письменный диалог Антона стал большим по объему, выглядит более солидно, но всё-таки это скорее софистический спор, в котором собеседники ещё не способны вместе выстраивать диалогические понятия.
 
Серёжа Переверзев.
Демокрит. Атомы - это мелкие частицы, из которых состоит мир. Это - бытие.
Колорадский жук. Я не согласен с тобой. Атомы - это листья картож-ж-ж-жки! Они ведь такие вкусные!
Демокрит. Ну и что! Твоя картож-ж-жка тоже вся из атомов. Есть только атомы и пустота.
Жук. Я согласен. Но что такое пустота?
Демокрит. Это КОСМОС, Вселенная.
Жук. А дальше?
Демокрит. Атомы.
Жук. Нет, картошка!
Демокрит. Атомы!
Жук. Картошка!!!
Демокрит. Атомы! (Оборачиваясь). Камбис! Который там час?
Голос со двора. Два часа пополудни, господин!
Демокрит. Хватит! Пора идти молиться!
Жук (вдогонку Демокриту). Ка-арто-ж-ж-жка!
 
Серёжа великолепно держит драматическую форму, вводит античные реалии. Его диалоги начинают походить на античные комедии, в частности, На комедию Аристофана «Облака», где иронично изображена «мыслильня» Сократа. Серёжа все глубже проникает в античную культуру, но форму сократического диалога все же пока не воспроизводит.
 
Матвей Ларионов.
Демокрит. Атомы - это самые мелкие частицы в мире, и из них состоит весь мир.
Сергей. Ну, а когда мы моемся, то мы бы смыли собственные атомы.
Демокрит. Собственные атомы держатся крючочками, а грязь мы смываем, то есть грязные атомы.
Сергей. А из чего состоят атомы?
Демокрит. Хороший вопрос.
 
Это продвинутый диалог, хотя и короткий. Мысль Демокрита работает, отвечает на реальные вопросы. Диалог, как многие учебные диалоги в классе, заканчивается вопросом, над которым собеседники будут думать.
 
Артур Богданов.
Демокрит. Начало Вселенной - атомы и пустота.
Артур. Ты не прав, Демокрит, потому что атом создал Бог.
Демокрит. Есть только атомы и пустота
Артур. И с этим я не согласен, потому что Бог создан не из атомов и не из пустоты.
Демокрит. Ничто не возникает из несуществующего.
Артур. С этим я с тобой согласен, Демокрит. Ведь Земля произошла из атомов и пустоты.
Демокрит. Атомы отличаются друг от друга формой, порядком и положением.
Артур. Нет, вот это уже неверно, потому что, помимо атомов, отличающихся друг от друга, есть одинаковые атомы.
Демокрит. Атомы носятся в беспредельной пустоте. Соединяясь между собой, они образуют «возникновение».
Артур. Ну да, Демокрит, ты прав, что атомы образуют Землю и много трудных предметов.
Демокрит, Атомы тверды и неделимы.
Артур. Нет, с этим я не согласен, атомы могут распадаться.
Демокрит. Атомы бывают разными: одни - шероховатые, другие - круглые, третьи - угловатые и крюкастые.
Артур. Конечно, каждый атом имеет свою форму. Но бывает, что атомы имеют одинаковую форму.
Демокрит. Твердые и теплые тела сложены из острых, тонких, блестящих, светлых атомов. Холодные и жидкие тела сложены из тупых, толстых и мрачных атомов.
Артур. Но ведь чайник не острый и не тонкий. Как и холодная вода - не темная.
Демокрит. В действительности существуют только атомы и пустота.
Артур. С этим я тоже не согласен, ведь есть Бог, и Бог не из атома и пустоты. Бог - это совершенный человек.
 
В этом любопытном диалоге логике Демокрита Артур пытается противопоставить другую логику - логику христианина. Интересен и Бог Артура: он не сотворен из атомов и пустоты, и поэтому является опровержением всей теории Демокрита: она не обосновывает существование идеального. Бог Артура - совершенный человек, сотворивший атомы, из которых состоит Земля и другие тела, что вполне соответствует идеям Демокрита.

 

Страницы: « 1 ... 18 19 20 21 (22) 23 24 25 26 27 »
Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/228
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/228
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Сергей Курганов & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?