Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курганов С. ВОСЬМИЛЕТНИЕ ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ в диалоге с культурами разных народов


Содержание:
  1. 3.4. ЭЙДОС ДРУЖБЫ
  2. Ход 1. Сочинения. Общее понятие дружбы
  3. Ход 2. Круг дружбы
  4. Ход 3. Ключевой рисунок Серёжи
  5. Ход 4. На уроке труда...
  6. Ход 5. Тролли Виталика
  7. Ход 6. Антон и печень Прометея
  8. Ход 7. Никита
  9. Ход 8. Вулкан Артура
  10. Ход 9. Матвей. Рамочка Никиты
  11. Ход 10. Схема Володи. Живая цепь. Снова - к схеме Виталика
  12. Ход 11. Новые возражения Артура. Микроанализ эйдоса дружбы
Информация об авторе: Сергей Курганов
Сергей Юрьевич Курганов, педагог-исследователь, один из создателей Школы Диалога Культур, учитель начальных классов, учитель математики, истории, биологии, литературы в 1-11 классах различных школ Харькова и Красноярска, соразработчик программы по математике в системе развивающего обучения (Эльконина – Давыдова), автор книги «Ребёнок и взрослый в учебном диалоге».

← Оглавление

3.4. ЭЙДОС ДРУЖБЫ

Это был урок-диалог сложный, многоходовый, чрезвычайно насыщенный.
 

Ход 1. Сочинения. Общее понятие дружбы

Написанные детьми диалоги и идеи детей о диалогах Платона бурно обсуждались в классе.
Учитель. Кто писал свой диалог вместе со своим товарищем?
Поднимают руки Максим и Рома, Денис и Артур, Женя и Рита.
Антон. А у меня в диалоге три человека.
Учитель. Как называется ваш диалог, Рома и Максим?
Максим. «Что такое дружба?»
Учитель. Представьте участников вашего диалога.
Рома. Мой коллега и я.
Учитель. Кто такой коллега?
Дети. Помощник, напарник. Друг, собеседник.
Максим. Как раз вместе с ним мы разговариваем про дружбу. Мы друзья, разговариваем про дружбу. Но не про свою, а по какую-то другую дружбу.
Учитель. Очень интересно. Коллега - это собеседник, друг, товарищ по разговору. Со - беседник. Хорошее слово. Мы вместе беседуем, он - собеседник. Так вот ещё до диалога Максим сказал, что хотя они с Ромой друзья, но они будут говорить не об их дружбе, а о дружбе вообще. Почему это так важно?
Рита. «Что такое вообще дружба?», «Что такое дружба?». Ведь если бы было: «Что такое наша дружба?», то здесь бы и в названии было «Что такое наша дружба?»... Что такое вообще дружба - никто не знает! Наша дружба - это наша дружба, но что такое вообще дружба...
Учитель. Рита говорит: Нашу дружбу все знают. А что такое дружба вообще - никто не знает. Мы будем говорить о том, что не знает никто. Что такое вообще дружба. Мы хотим обсудить понятие дружбы, понимание дружбы.
Серёжа. Мне кажется, что дружба бывает разная...
Учитель. Ты хочешь вступить в разговор? Не торопись.
Никита. А почему они не говорят о своей дружбе - потому, что ну дружба вообще это... как бы...
Антон. Общее понятие. Абстрактное.
Никита. ...для всех. Это как бы правила, как дружить.
Учитель. ...Потому что они будут обсуждать правила, как дружить, или как говорит, Антон, общее понятие дружбы.
 
Учитель останавливает внимание на названии диалога Максима и Ромы. Его очень заинтересовало различение Максима, и он хочет поразмышлять с детьми об общем понятии дружбы. Поэтому он притормаживает Сережу, желающего сразу начать это понятие строить, но поддерживает Антона и Никиту, желающих порассуждать о дружбе вообще. Скорее всего, на этом уроке дети не смогут прочесть сам диалог о дружбе, это будет сделано на следующем уроке.
 
Максим. Общий язык!
Учитель. ...общий язык. На котором можно говорить о том, что такое дружба. Ребята будут обсуждать, что такое дружба, загадку дружбы, то, что, может быть, не знает никто, это будет общее понятие дружбы, и это будет общий язык, на котором мы будем говорить о дружбе, и то, что сказал Никита...
Никита. Что это как бы правила, как надо дружить.
Учитель. Общие для всех правила. Общий язык. Общее понятие. Нас интересует общее
 

Ход 2. Круг дружбы

Артур. Я хочу добавить. Я думаю, что дружба - это цепь, которая соединяет миры.
Учитель. Ты решил включиться в разговор. Ты хочешь войти в сам этот разговор.
 
Опять учитель тормозит развитие понятия, желая ещё пообсуждать его начало.
 
Вова. Вы знаете, я думаю, что нам дано задание объяснить кому-то, что такое дружба. И вот поэтому Максим и Рома будут говорить не о себе, а будут объяснять, что такое дружба.
Антон. Это как бы круг.
 
Учитель обязательно остановится на этом образе. Есть надежда, что урок можно будет построить на формирование античного образа (эйдоса) дружбы, то есть проникнуть в логику античного способа формирования понятия.
 
Учитель. Почему круг?
Антон. Потому что у всех же дружба. И круг не разрывается. Вот я дружу, например, с Ромой, Рома с кем-то, с Максимом, а он ещё с кем-то, и это как бы круг.
Учитель. Повтори, Артур, своё определение дружбы.
Артур. Эта цепь проходит ещё куда-то...
Учитель. Эта цепь, этот круг, это общее понятие дружбы, этот круг дружбы, весь мир соединяющий, можно обсуждать. Это и будет общее понятие дружбы. То есть общее понятие - это цепь, которая соединяет всех людей.
 
Общее понятие начинает формироваться не как совокупность признаков и не как модель решения какой-то задачи. Общее понятие начинает «вылепливаться» как некий невозможный, но насущный образ понимания проблемы, как некоторое идеальное орудие понимания, наподобие рычага или весов. Не зря учитель «уцепился» за круг и цепь. Так строили понятия древние греки.
 
Виталик. Это, я Артура поддерживаю, как бы невидимая цепь, и она соединяет друга с другом, а когда они ссорятся, эта цепь перерывается, её какой-то злой тролль как бы перерезает.
Учитель. Для уважаемого Виталика дружба - это невидимая цепь, соединяющая всех людей. Эта невидимая цепь, этот круг, общий, невидимый, который соединяет всех людей, делает их людьми - это общее понятие дружбы.
Виталик. Там есть добрый и злой тролль. Они между собой борются. Сначала добрый побеждает, потом - злой... И так постоянно.
Артур. Как черт в начале пьесы Шварца «Снежная королева»... Сначала эта цепь идет. А потом стекло падает, и рассыпается эта цепь.
Серёжа. А можно нарисовать? (идёт к доске).
Никита. И я можно нарисую?
Учитель. Мне хотелось бы, чтобы Серёжа нарисовал, что такое общее понятие дружбы. Не дружбы Максима и Ромы, а дружбы вообще...
Вова. Всего класса...
Артур. Всех миров...
Учитель. Да. Не всего класса даже, а всех людей, круг, который всех соединяет.
Артур. Вся Вселенная...
Учитель. Чтобы по-настоящему обсуждать дружбу, надо обсуждать дружбу всех миров, которые в круг дружбы входят. Такой получается невидимый круг... Древние греки именно так обсуждали дружбу...
Максим. Очень связаны между собой дружба и справедливость. А мы-то про справедливость уже много чего обсуждали, поэтому нам с Ромой легче было писать, что такое дружба. Мы в дружбу включили слово справедливость.
Артур. Я могу помочь Максу. Если бы справедливости не было, но люди постоянно ссорились, и не было бы дружбы.
Учитель. Важно, что наш разговор о дружбе идёт после разговора Сократа о справедливости. Если бы не было справедливости, не было бы и дружбы.
 
Пауза. Несколько детей у доски рисуют, что такое общее понятие дружбы.
 

Ход 3. Ключевой рисунок Серёжи

Коля (объясняет свой рисунок). Дружба... Вот здесь две мамы разговаривают. И их интересует разговор. Они подружились. А вот мальчик и мальчик. Они играют в одну и ту же игру. Им интересно. Дружба может быть из-за интересования.
Учитель. Ты нарисовал разные виды дружбы.
Коля. Да.
Серёжа нарисовал окружность, на которой множество крестиков. Все крестики между собой соединены хордами.
Серёжа (объясняет свой рисунок). Это как бы круг дружбы. Эти крестики, их почти не видно, - разные люди. Их соединяет множество линий. Допустим, наш класс. Его бы много-много линий соединяло. 24 на 24.Получается, что, когда кто-нибудь ссорится, нарушается практически вся эта линия. Не только одна - все. Если Артур и Максим - друзья, и Максим с Ромой подрался, то Артур с Ромой, ясно, дружить не будет.
Учитель. И, кроме того, вся дружба сразу разрушается. Вся сразу. Этот невидимый круг исчезает. Сразу весь.
Серёжа. Да.
Учитель. Если в одном месте дружба разрывается, то разрывается весь круг дружбы, все понятие дружбы.
Артур. Я не согласен с Сережей. Остальные нити остаются.
Вова. Не все же сразу ссорятся!
Артур. Поссорился один - и эти две части распались.
Учитель. Артур и Вова считают, что если кто-то ссорится, то распадается только одна нить. А мы с Сережей считаем, что если хотя бы один человек поссорился, то сразу весь круг дружбы разрушается.
 
Диалог идёт о строении (механике, механизме существования) априорного идеального образа, невозможного в реальном бытии, но проясняющего нам, что такое дружба вообще.
 
Артур. Вот ещё доказательство. Если я дружил с Максом, и мы как бы поругались, то вот смотрите, что весь свет не будет... Один человек со всеми людьми не может дружить...
Учитель. Я с тобой согласен, Артур. Весь свет, конечно, может, и будет дружить. Но как бы общее понятие дружбы, этот круг дружбы весь начинает как бы расшатываться.
Максим. Одним расшатывается. И...
Учитель. Одна маленькая нить приводит к расшатыванию всего круга. Но Артур так не считает. И я понимаю, почему.
Антон. Это как кровеносные сосуды в человеке. Один порвется - и все надрывается.
Учитель. У нас с Сережей и - с Артуром разные правды, разные истины о дружбе. Мы с Сережей считаем, что разрушение одной ниточки это...
Вова. ...Конец света!
Учитель. ...Ну, не конец света, но как бы проблема для всего круга сразу. А Артур говорит: «Нет, одна связь рвется, а другие крепкие, они держат весь круг. Это две разные точки зрения на то, что есть круг дружбы».
Денис. Максим с Артуром поссорились. Зачем же я должен с Ромой ссориться?
Учитель. Денис поддерживает Артура. Для него разрыв одной ниточки не есть колебание круга в целом.
 

Ход 4. На уроке труда...

Серёжа. Смотрите, я хочу напомнить, когда мы на уроке труда обматывали шарик ниточками, и одна ниточка обрывается, то все остальные ниточки сползают, сползают, сползают, и ничего не получается.
Артур. Смотри, Сергей, нитки клеем обмазывали. И они приклеивались к шару.
Никита. А ты не обмазывал!
Артур. Надо же по правильному варианту делать. Мы по правильному варианту делали.
Серёжа. Понимаешь, это клей может засохнуть, и если ты им покрыл не очень хорошо, то... шарик «ку-ку»...
Артур. Но некоторые нитки всё-таки останутся на шарике...
Серёжа. Ну, там...
Учитель. И будут его держать...
Максим. Этот шар, который нарисовал Серёжа, он живой. Это вот мы находимся, как бы в кусочке... Мы как маленькие... Вот я даже меньше миллиметрика кусочка шарика - для него.
Дети. Меньше микроба...
Учитель. ...Дружбы всей природы.
Максим. Это такая дружба. Мы говорим про дружбу живого предмета. И это не связывается.
 
Максим создает топологический образ шара, созданного нитями- хордами. Такие светильники бывают - в форме гиперболического параболоида - состоящие из отдельных хорд, а вместе - стереометрическое целое.
 
Учитель. Этот шар, эти крестики, которые рисовал Серёжа - это и люди, и планеты, и животные, и весь Космос в целом. И если, думаем мы с Серёжей, если хотя бы одна ниточка между двумя существами, между двумя народами, между двумя мирами рвется, то под угрозу ставится весь мир дружбы в целом, весь дружный мир.
Рита. Только под угрозу! Но не разрушается... Не рвется мир, а только угрожает...
Учитель. Не рвется, не рвется, а только угрожает... Всему понятию дружбы грозит обвал...
Артур. Вы говорите, что это весь Космос нарисован. Но весь Космос - бесконечный. Значит, там и рамок не должно быть.
Учитель. Что ты скажешь, Серёжа, по поводу рамок?
Серёжа. Я могу исправить.
Учитель. А как ты исправишь, интересно?
Антон. Это как бы туда, и туда, и туда идёт (Строит из квадрата, в котором был заключен круг Сережи, бесконечный прямоугольный параллелепипед, в основании которого Сережин квадрат с кругом)... Идет, идет, идет, до конца, до бесконечности...
Серёжа (сразу понимает и принимает дополнение Антона). Вот это как бы мир.
Учитель. Что - то тут не так. Если мир бесконечен, то он не может быть нарисован в виде шара так просто... И превращение рамки в такой ящик бесконечный тоже не спасает положение.
Максим. Ведь ящик имеет грани, а Вселенная... У меня даже написано в книжке: «Безграничная Вселенная».
Учитель. Древние греки, которые обсуждали дружбу, не считали, что мир бесконечен. Греки думали, что мир похож на шар, и он конечен. Он имеет конечные размеры.
Максим. Когда мы читали наши работы: «Найдите различия между нашим миром и древним миром», я написал, что наша Вселенная безграничная, а у них Вселенной нету. Я написал, что Вселенная - это как бы царство какого-то бога... Вот, например, бог Солнца. Его место - это весь небесный свод, по которому он может вот так передвигаться (показывает жестом). Вот это - его грань. Он может передвигаться с одного места на другое. Это грани, по которым он может ходить.
Учитель. Мы нарисовали внутри мир древних греков - это конечный шар. И нарисовали бесконечный мир наш, современного человека, ХХІ века.
Серёжа. В этих гранях куба есть дырки...
Учитель. И если мы рисуем всю дружбу в виде шара, то получается, что мы туда не можем весь наш мир заключить: греческий мир был конечным. Греческий мир был огромным миром-шаром. Греки вообще не понимали, что такое эта бесконечность. Для них бесконечность тогда существует, когда она может быть ограничена, оформлена таким красивым... Греки говорили «эйдос», целое (показывает руками). Эйдос - это нечто одно, нарисованное, это и есть весь мир.
Матвей. А что за эйдосом?
Учитель. Ничего. За этим эйдосом - хаос, неупорядоченный мир, беспорядок. Хороший вопрос, Матвей: «Что за эйдосом?» За эйдосом - мир неупорядоченный, не дружественный.
Антон. А что за хаосом?
Учитель. А хаос бесконечен и непонятен.
Максим. Что за хаосом? Если хаос бесконечен? Вот за людьми стоит крокодил, за крокодилом стоит его умершая мама, за этой мамой - её умершая мама, а когда мы дошли до хаоса, ведь перед хаосом все идёт по порядку, что-то за чем-то, за чем-то... стоит. Что всё-таки начало? Мы говорим: эволюция. Была одна капелька. А что перед ней было?
Антон. Да, а что?
Максим. Море? Море исчезло, и капелька стала?
Учитель. Хороший вопрос. Мы немного отвлеклись от нашей темы. Чья следующая картинка?
 

Ход 5. Тролли Виталика

Виталик нарисовал цепь в виде окружности. Внизу цепь прерывается огнем. Внутри окружности - два человека, между которыми - два тролля.
 
Виталик. Вот когда я говорил, что между людьми как бы цепь. И здесь на цепи как бы два тролля, а здесь, как бы внизу, как бы костер. А тролли бьются, и кто кого столкнет. Если добрый столкнет злого в огонь, то постоянно будет дружба здесь. Когда злой столкнет, тогда все время будет зло. Когда постоянно или зло, или добро, или зло, или добро. Тролль добрый, когда побеждает злого, он падает просто на цепь и не падает, а как бы дальше начинает биться.
Учитель. Что ты нарисовал? Как бы ты назвал всю картинку?
Вова. Битва.
Дети. Миры дружбы... Два тролля.
Учитель. Или это и есть понятие дружбы? Что есть дружба?
Максим. Что объединяет дружбу? Что стоит между этой дружбой?
Учитель. Кто строит эту дружбу?
Виталик. Тролль - это дружба против зла. Один тролль - это Добро, второй...
Дети. Дружба против не-дружбы.
Учитель. Это - дружба вместе с её создателями.
Виталик. Это как бы «+» и «-»
Учитель. Спасибо, Виталик. Послушаем Антошу.
 

Ход 6. Антон и печень Прометея

Антон рисует окружность в виде цепи, внутри - некая темная субстанция.
Антон. У меня написано: эта цепь, которая как бы ограничивается, это вся наша земля. Внутри неё - это все люди и вот это как бы дружба. Кто-то с кем-то не подружился, а потом подружился с другим. Дружба как бы обрывается и сразу делается опять. Это как бы у ящерицы хвост.
Учитель. Дружба - это живой шар. Живой эйдос, как бы сказали древние греки. Эйдос - это то, что из хаоса делается... Вот есть какой-то хаос, непонятное что-то, мы сделаем из него вот такой шар, и этот шар есть ни что иное, как эйдос дружбы.
 
Учитель рисует облако - хаос. А под ним окружность с большим количеством хорд. От облака - хаоса проводит стрелку к эйдосу - шару.
 
Учитель. Вот это - эйдос дружбы нарисован. Бывает эйдос справедливости. Эйдос числа. Образ, картинка общего понятия. Есть эйдос животного, вообще - всего того, что мы хотим понять. Пока нам непонятно что-то - это хаос. Какой-то хаос непонятный. А потом мы «раз» - и построили понятие. Понятие дружбы. Мы все это в красивую картинку уложили. А это (подписывает) - эйдос дружбы у Виталика. Это - эйдос дружбы у Антона.
Антон. Это как бы одна картинка...
Матвей. Я не согласен, что у Виталика эйдос дружбы. Вот посмотрите, у него этот с этим не соединяется. Вот.
Учитель. Смотрите, какую красивую вещь заметил Матвей. Матвей говорит: У Виталика всё-таки не совсем эйдос дружбы. Это эйдос дружбы вместе с её создателями. Потому что внизу, там, где огонь, - разрыв. А эйдос должен быть каким-то таким законченным, завершенным... Вот тогда это понятие.
Виталик. Но когда-то здесь будет эйдос. Потому что когда-то добрый тролль столкнет злого в огонь, и тогда это (показывает внизу горящий разрыв в цепочке) зарастется. И злой тролль уже не вылезет.
Учитель (с сомнением). Добрый тролль... Добрый... Бросит злого в огонь...
Никита. И воцарится доброта.
Виталик. Добрый тролль сбросит злого как бы в хаос.
Учитель. Добрый тролль бросит злого в огонь, в хаос. Злой тролль это и есть хаос. И тогда будет эйдос.
Максим. И не будет конца света.
Виталик. Злой тролль как бы здесь пробил из хаоса сюда (показывает рукой от огня к разрыву в цепи дружбы), и здесь сразу огонь отсюда, и он начинает сражаться, чтобы ещё и вот эту землю завоевать, но у него не получается: добрый тролль сталкивает его туда, в огонь, и он сгорает...
Учитель. Эйдос здесь нам дан, пока он ещё не сделан. Показано, как он делается. Так и у Антона: эйдос должен быть, как хвост у ящерицы - красиво сказано! Он все время должен отрастать, оживать...
Артур. Как Прометей. Когда орел когтями клюет ему печень, печень все время вырастает...
Учитель. Красивый образ! Как хвост у ящерицы - это современный образ, а эйдос - как печень Прометея - это древнегреческий эйдос. Эйдос эйдоса.
Виталик. Когда добрый тролль сталкивает злого, и оно зарастает, и хаос, и тролль... и этот огонь как бы по всему хаосу распространяется, и хаос сгорает.
Учитель. Очень красиво - про стихию огня.
Бесспорно, хтоническая космология Виталика пришла от сказок Андерсена, то есть - из скандинавской мифологии. Виталик строит принципиально неэйдейтизируемый дисгармоничный мир, постоянно нуждающийся в создании и пересоздании, и в этом отношении создает альтернативу собственно античным идеям Сережи.
 

Ход 7. Никита

Никита рисует большую прямоугольную рамку, в правом нижнем угле которой - «конец света» В рамке две цепочки, одна внутри другой. Внешняя цепочка - «Нет дружбы», внутренняя - «опять есть дружба».
Никита. Я нарисовал как бы это мир дружбы. Вот как бы эта рамочка. Начинается она вот отсюда, а потом вот тут заканчивается. Потом идет, идет, идет, и пока досюда не дойдет. Это как бы конец света.
И тогда внутри - как бы цепка. Идет дружба. Потом кто-то поссорился - и нет дружбы. А потом опять она стала.
Учитель. Тут есть какая-то незамкнутость, незаконченность. Не зря рамку рисует Никита, чтобы придать всему видимость законченности. Но внутри ещё нет настоящего эйдоса, настоящего космоса, много хаотического здесь. Мир пока ещё здесь не пришел в порядок. Эйдос пока не построен, как мне кажется.
Максим. У меня есть вопрос. Что на Никитиной схеме означает все оставшееся, белое внутри рамки? И что на Виталика схеме означает все оставшееся?
Виталик. Хаос. Вот здесь огонь, все эти выходы - это хаос (жестом дорисовывает). Огонь все охватывает. (Делает круговой жест, показывая, как огонь кругом все охватывает.)
 

Ход 8. Вулкан Артура

Артур. Я не видел человека, который от нас далеко. Как я могу ему угрожать опасностью?
Учитель. Артур все время спорит со всеми нами. У него есть свои сторонники, и Рита с ним соглашалась, и Володя. Артур считает: разрушение в одном месте не разрушает целого. А мы с Серегой считаем: разрушение в одном месте чего-то (космического, важного) разрушает и целое. Или, как говорит Рита, ну не разрушает, а угрожает разрушением. Не верит в это Артур и с этим спорит.
Артур. И ещё пример с вулканом. Он же не разрушает всю Землю, он только кусочек её разрушает.
Учитель. А я говорю: вулкан - это когда вся земля в целом бушует и в каком-то месте прорывается. Вулкан есть нарушение всего Космоса в целом, всего строения Земли.
Виталик. Это в хаосе был вулкан, и он дан злому троллю, чтобы он прорвался!
Учитель. А для Артура не так: вулкан только в одном месте действует - вон там. А вот здесь, здесь и здесь его нет. А для меня это действие всей Земли. Внутри Земли огонь бушует, и в одном месте прорвался.
Дети. Это от ядра огнь...
Артур. Тролль живёт в моем кругу. Ядро - это Виталика картинка. И смотрите: он прорывает ядро и землю прорывает, и вулкан...
Виталик. В это же время и вулкан взрывается!
Учитель. Следовательно, Артур, вулкан - это не в одном месте только. Мы в одном месте его видим. А на самом деле бушует весь космос. Весь космос грозится взорваться и в хаос превратиться.
Артур. Вот это ядро от этого входа разлетается по разным сторонам и каждый вулкан бушует. Он разрывает Землю... Но Земля всё-таки остается. Не уничтожается!
Учитель. Конечно.
Серёжа. Я хочу сослаться на Гомера, который писал, что океан всем прародитель. Я хочу сказать о фильме-сказке «Пятый элемент». Ведь там тоже спасали Землю и вся Земля была под угрозой уничтожения.
Антон. Могла превратиться в хаос.
Учитель. Посмотрим, какая схема у Матвея.
 

Ход 9. Матвей. Рамочка Никиты

Матвей рисует людей в виде крестиков, а дружбу между ними - в виде стрелочек. Когда люди дружат, схема представляет собой связную фигуру. Стоит разорваться одной стрелочке - и мы получаем разорванную картинку.
Матвей. Люди - это крестики. Я с Вами и Сергеем согласен. Если эти два человека поссорились, то все. Через них, эти между собой дружат. А с этими людьми они уже не дружат. Мир разорвался на две половины.
Учитель. Весь мир дружбы, все понятие дружбы разрушится.
Матвей. Да.
Учитель. Спасибо, Матвей.
Максим. Я теперь Вас понял. Мы рисуем не просто весь мир, а весь мир дружбы.
Учитель. Конечно.
Никита. Максим спрашивал, что пустые места означают? Они ничего не означают. (Никита мелом закрашивает все пустые места). Хаоса нету, одна дружба. Эта рамочка - мир и дружба. Это - начало. А это - конец.
Учитель. Понятно. Такая, очень похожая на средневековую картину. А не на греческую. Есть такая грань, рамочка.
Вова. Как змея.
Учитель. Как змея какая-то, и она как бы опоясывает мир дружбы, а за рамкой ничего нет.
Никита. Есть дружба. Нет дружбы. А потом опять есть.
Учитель. Такой пульсирующий мир, который в такую рамочку закрыт, в виде змеи, как говорит Вова. А что здесь, за рамочкой есть, даже не обсуждается.
Виталик. Он сначала умирает, и ему как бы дают кислород. Когда люди умирают, им дают кислород...
Учитель. Миру дружбы дают кислород. Посмотрим схему Володи.
 

Ход 10. Схема Володи. Живая цепь. Снова - к схеме Виталика

Володя рисует мир дружбы в виде земного шара, окружённого цепью, покрытого вулканами и грозящего сорваться вниз, в бездну. Внутри шара - несколько областей, каждая помечена звездочкой. Вне шара - другие миры, в частности, мир атома.
Вова. Вот это моя планета. Она состоит из колец. Артур говорил - из цепи. Вот это вот... каждое кольцо... Я не согласен с тем, что если кто-то один поссорился, то сразу весь мир дружбы... Вот это вот звездочка показывает: поссорился, и сразу она одно разрывает. Но все не разрывается. И вот как бывает, раз в тысячу лет. Это у меня планета дружбы, это - планета атома... Пролетает астероид или метеорит. И какая планета где появится - её он может уничтожить.
Виталик. Эти цепи - вулканы. Они надуваются и скоро взорвутся.
Максим. Я понял! Можно сказать? Очень мне нравится эта версия! Эти цепи, Вова показывает: как бы дружба держится этой цепью. Но дружба обрушилась, и цепь вот этого говорит как бы: «Чего вы дальше не дружите? Зачем вы меня оставили без дружбы? Теперь я не владею вами.»
Учитель. Кто это говорит?
Максим. Это - цепь говорит. Вот эта часть цепи. И она взрывается от гнева, и взрывается вулкан. А вся Земля, как воздушный шар, уменьшается и уменьшается.
Учитель. Цепочка дружбы - она живая. Дружба имеет речь, она говорит: перестаньте меня разрывать, я хочу жить! Древние греки так и думали. Когда, например, мышца разрывается, она кричит, и боль - это крик мышцы.
Антон. Я хочу показать насчет того, что Виталик говорит: «Добро побеждает зло». Он сказал. Что злой тролль - это хаос, и он попадает в хаос. Но как же это может быть? Злой тролль - король хаоса. Хаос попадает в хаос, и он (эйдос) снова зарастет, а потом хаос снова откроет заросшую границу, и снова сюда попадет, и они снова биться будут, пока он опять не упадет, потом опять вылезет, и это будет бесконечно?
Виталик. Нет! Если злой тролль попадает в огонь, то хаос как бы умирает. А если добрый тролль попадает в огонь, то он там не умирает, а замораживает огонь, и через некоторое время он здесь делает все добро, делает, чтоб растаивал огонь, он прорывается и снова начинает бороться...
Антон. Но ты сказал, что Добро побеждает Зло.
Виталик. Да.
Антон. И ты сказал, что вот тут вот хаос, правильно?
Виталик. Да.
Антон. Король этого хаоса опять вылезет, опять будет биться...
Виталик. Нет, злой тролль уже не вылезет! У него - только одна попытка, потому что, как всегда, Добро побеждает Зло. У Добра больше попыток, чем у Зла.
Учитель. И космос (эйдос) побеждает хаос.
Серёжа. У Добра больше шансов?
Виталик. Да.
Учитель. И у космоса больше шансов, чем у хаоса.
Серёжа. То есть, у Добра - миллион, а у Зла - сто.
Учитель. Это значит, что побеждает дружба. И понятие дружбы. Если дружба немножко нарушается внутри, то она восстанавливается. Спасибо, Антон.
Антон. Я понял Виталика.
Учитель. Очень важно, что сейчас сказал Антон. Виталик, Антон тебя понял, наконец.
 

Ход 11. Новые возражения Артура. Микроанализ эйдоса дружбы

Артур. И все равно я не согласен с Сергеем, что если один человек поссорился, то весь круг распадается. Смотрите, если это с этим поссорилось (показывает на звеньях цепи), то это с этим может подружиться (На схеме Артура 7 звеньев цепи. Пусть рвется 4-е и 5-е. Тогда 3-е может подружиться с 6-м. И цепь восстановится.)
1___2___3___4_ _5_ _6___7___
Учитель. Артур все время говорит, что есть возможность спасти всю цепь, все понятие дружбы, если в каком-то месте оно разрушится.
Никита. А если они все поссорятся?
Учитель. А если не все? Если только двое?
Виталик. Они не смогут подружиться, ведь 3-е и 6-е звено на расстоянии находятся!
Никита. Они же перекроют! 3-е звено перекроет 4-е, а 6-е перекроет 5-е.
Виталик. Зло в этих «хвостах» будут убивать, чтобы не дружили! Они же поссорились! И будут злить тех, чтобы они не начали дружить. Показывает на схеме, как «хвосты», то есть 1-3 и 6-7 звенья расползаются, а цепь разрывается.
Антон. А, Виталик, а как это, вот смотри. 4-е и 5-е звенья потеряны. Тогда 3-й может дружить с 6-м. 2-й с 7-м. Первый - с восьмым. И получается снова как бы круг. Получается, что он не рвется.
Виталик. Вот двое - самых злых (4-й и 5-й). А вот эти, рядом (3-й и6-й) знали друг друга. И они захотели друг друга повидать ещё раз. А этот не дает и распространяет зло. И все начинают злиться. И цепь разрывается.
Артур. Посмотри, Виталик. Вот эти - добрые (1-3 и 6-8). А эти - злые (4-й и 5-й). Злые не могут дружить. И со злыми они тоже не могут дружить. А добрые - они соединяются друг с другом. Зло со злом не может дружить. А добро с добром соединяется.
Антон. Ты же сам сказал, что Добро побеждает Зло!
Виталик. Да.
Антон. А чего ты тогда сказал, что они не могут видеться? Они возьмут и побьют все зло, и опять будет добро!
Виталик. Если они будут бить, то они же сами станут злыми!
Серёжа. Это как справедливость у Платона.
Артур. Вот добрый тролль. Они (1-3 и 6-8) скидывают злых в огонь. Вот это как бы огонь (там где 5 и 6). И закрывают эту цепь.
Конец урока-диалога.

 

Страницы: « 1 ... 17 18 19 20 (21) 22 23 24 25 ... 27 »
Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/228
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/228
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Сергей Курганов & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?