Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курганов С. ВОСЬМИЛЕТНИЕ ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ в диалоге с культурами разных народов


Содержание:
  1. 3.3. ПЕРВЫЕ ДИАЛОГИ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
  2. ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА?
  3. ФАЛЕС И ЧИПОЛЛИНО
  4. ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ?
  5. ЧТО ТАКОЕ МОРСКАЯ БОЛЕЗНЬ?
  6. ЖИВОЕ И НЕЖИВОЕ
  7. ЧТО ТАКОЕ ТЕХНИКА?
  8. ЧТО ТАКОЕ НАСМОРК?
  9. КТО ИЛИ ЧТО ТАКОЕ ЛЕВ?
  10. ЧТО ТАКОЕ УЧЁБА?
  11. ЧТО ТАКОЕ АТОМЫ?
  12. ЧТО ТАКОЕ АТОМЫ? (2-й вариант)
  13. ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ? (2-й вариант)
  14. СОКРАТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ ХХІ ВЕКА
Информация об авторе: Сергей Курганов
Сергей Юрьевич Курганов, педагог-исследователь, один из создателей Школы Диалога Культур, учитель начальных классов, учитель математики, истории, биологии, литературы в 1-11 классах различных школ Харькова и Красноярска, соразработчик программы по математике в системе развивающего обучения (Эльконина – Давыдова), автор книги «Ребёнок и взрослый в учебном диалоге».

← Оглавление

3.3. ПЕРВЫЕ ДИАЛОГИ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Прочитав диалоги Сократа о справедливости из книги Платона «Государство», дети получили задание написать самостоятельно диалог на любую тему. Приведем несколько характерных диалогов, сочиненных детьми.
 
Максим Кохановский и Роман Колесников.
ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА?
- Дорогой коллега, я думаю, что друг - это не только тот человек, с которым ты дружишь, но, может быть, и враг.
- Я согласен с тобой. Это правда. Человек может притвориться другом, но сам он враг.
- Коллега, я думаю, что между этими людьми произойдет новая дружба. Но как они будут дружить: как друзья или как враги?
- Если у них вместе возникла новая дружба, а хотели они быть врагами, то они будут вместе вредить своим врагам. А будет ли это справедливо?
- Это не справедливо. Надо, чтобы друзья жили, как друзья, как братья. Как справедливо должны жить друзья?
- Значит, выходит, что два врага могут стать друзьями. Два друга, если дружат вместе и делятся вещами, - тоже друзья. Друг и враг могут справедливо подружиться и помириться. Вот наш вывод!
 
Матвей Ларионов.
ФАЛЕС И ЧИПОЛЛИНО
Фалес. Океан - прародитель всего.
Чиполлино. Откуда взялся мороз?
Фалес. Но ведь сначала было холодно.
Чиполлино. Тогда прародитель всего - Океан и холод.
 
Коля Служаев
ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ?
Первоклассник. Жизнь - это школа, это вырастать, работать, жениться, расставаться, стареть, перевоплощаться.
Чебурашка. Нет, это магазин, лежать на полке, кто-то хочет купить, кто-то - нет.
Профессор. Жизнь - это природа, состоящая из атомов, это самое дорогое, что есть у человека.
 
Андрей Хаит
ЧТО ТАКОЕ МОРСКАЯ БОЛЕЗНЬ?
Андрей. Дорогой Врунгель! Наша сегодняшняя тема «Морская болезнь». Мне кажется, что это такая болезнь, которой болеют только моряки.
Врунгель. Я с Вами не согласен, Андрей, ведь люди, плавающие на корабле, тоже болеют. Вот, например, моя жена. Она совсем не моряк. Но когда я возил её на «Беде» на остров Крит, она заболела морской болезнью.
Андрей. А вы правы, дорогой Врунгель. Вы меня убедили.
Врунгель (усмехаясь). Ну конечно! Меня ещё никто не обыгрывал в спорах.
 
Вова Марченко
ЖИВОЕ И НЕЖИВОЕ
Ученик. Как отличить живое от неживого?
Биолог. Видишь вот эту птичку? Она двигается, значит - живая.
Ученик. Значит, этот ручей тоже живой. Он же двигается.
Биолог. Но ведь ручей не дышит, а все живое должно дышать.
Ученик. Значит, чайник живой? Вот какую струю пара он выдыхает, совсем как я зимою.
Биолог. Но может ли твой чайник подрасти?
Ученик. Нет.
Биолог. Значит, он неживой, потому что все живое растет и умирает.
Ученик. Ура! Я понял! Сосулька живая, она ведь зимой растет, а весной умирает.
Биолог. Но могут у твоей сосульки появиться дети?
Ученик. Нет.
Биолог. Значит, она неживая, ведь все живое производит себе подобных.
Ученик. Теперь я понял. Живое питается, дышит, размножается, двигается, растет и умирает. А неживое этого не может.
 
Денис Шаталюк и Артур Богданов
ЧТО ТАКОЕ ТЕХНИКА?
Денис. Техника - это неживые предметы. Они питаются бензином, током, топливом.
Артур. Ты не прав, Денис, потому что есть техника, которая сама все делает, как часы, флюгер, робот, и никто им не помогает.
Денис. Но ведь есть часы, которые работают на батарейках.
Артур. Но ведь есть часы и не на батарейках, а механические. Флюгер не на электричестве, а на механике, в роботе много механических деталей.
Денис. Я с тобой согласен, но всё-таки большинство приборов питаются током, топливом и бензином.
Артур. Я с тобой тоже согласен, но и некоторые приборы сделаны из деталей. Денис, я с тобой согласен.
Денис. И я тобой тоже согласен.
Автор. Я объявляю между Денисом и Артуром согласие.
 
Серёжа Переверзев.
ЧТО ТАКОЕ НАСМОРК?
Действующие лица: Серёжа, Фалес.
Серёжа. Фалес, насморк - это когда нос течет.
Фалес. Нет, это болезнь.
Серёжа. А, по-моему, и то, и другое.
Фалес. Ну, знаешь ли, а я могу добавить, что это - начало всех болезней.
Серёжа (возражает). Но, мне кажется, кариес не начинается с насморка!
Фалес. Но кариес - не совсем болезнь.
Серёжа. Но зуб-то болит!!
Фалес. Но ведь болезнь с микробов начинается, ибо они попадают и разрушают тело, а кариес - с нечистки зубов!
Серёжа. Но в зубах микробы.
Фалес. А я их не вижу!
Серёжа. Посмотри! Вот они! (Протягивает Фалесу микроскоп. Фалес смотрит).
Фалес. Да, похоже, ты прав!
Серёжа. Ну вот, я же тебе говорил!
 
Катя Свиридова.
КТО ИЛИ ЧТО ТАКОЕ ЛЕВ?
Зоолог. Лев - это животное. Его называют царем зверей. Он очень хищный.
Дикарь. Нет. Лев - это вкусное мясо и хорошая шкура.
Зоолог. Нет, львы дикие, хищные и редкие животные, их вовсе незачем убивать!
Автор. Но тут подошел лев.
Лев. Правильно! Нас незачем убивать! Мы хоть и хищные, но всё-таки мы - короли животных, мы следим за порядком! И не хотим, чтобы нас убивали!
Автор. И обиженный дикарь ушел прочь. Теперь он и все его племя перестали убивать львов и поняли, что им тоже бывает больно, что они живые и пытаются хранить порядок среди животных.
 
Женя Бабенко и Рита Иващенко
ЧТО ТАКОЕ УЧЁБА?
Женя. Что такое учеба?
Рита. Учёба - это когда люди, вернее, дети, сидят на уроке и учатся.
Женя. А для чего они учатся?
Рита. Для того, чтобы потом поступить в университет.
Женя. Зачем поступают в университет?
Рита. Чтобы потом поступить на работу.
Женя. А для чего нужна работа, если можно отдыхать?
Рита. Отдыхают только лентяи, бездельники и тунеядцы!
Женя. Ладно! Ладно! Ты права!
Рита. Наконец-то ты поняла, Женя, наконец-то!
 
Антон Черных
ЧТО ТАКОЕ АТОМЫ?
Антон. Атомы - это маленькие частицы и, как считают философы, из них произошла Земля.
Сократ. Я считаю, что атомы - это такие как бы пузырьки. Я думаю так же, как и Антон.
Винни Пух. Ну а я считаю. Что атомы - это мед.
Сократ. Смотри, Винни, если кто-то любит клубнику и малину, то это не значит, что атомы - это клубника или малина.
Антон. Конечно, нет, о великий Сократ!
Антон. Я поддерживаю Сократа.
Винни Пух. Но всё-таки, почему атомы - это не мед?
Антон и Сократ. Мы думаем, что ты не прав и отвечаем на твой вопрос тем же вопросом.
Винни Пух. Теперь я с вами согласен.
 
Диалоги, сочиненные десятилетними детьми очень забавны и продуктивны. Однако они показывают, что, хотя многие ключевые идеи античной культуры и находятся «в зоне ближайшего развития» младших школьников, в частности, идеи эйдоса, первоначала и др., формы античного мышления и искусства, его речевые жанры - сократический диалог и, как мы позднее увидим, античная трагедия ,видимо, ещё за пределами этой зоны.
Дети читают и разбирают диалоги Платона, могут их обсуждать, но в своих учебных произведениях сократический диалог не воспроизводят. Более того, прекрасно владея речевым жанром устного диалога, третьеклассники не удерживают его в диалогах письменных. Письменные диалоги, сочиненные детьми, вовсе не похожи на их устные жаркие споры в «точках удивления».
Если в устных диалогах дети уже в первом классе научаются выражать свою собственную, неповторимую идею, различать свою точку зрения и точку зрения собеседника, умеют воспроизводить различия своей и чужой версии, видеть несводимость загадочного предмета диалога ни с одной из точек зрения, включая точку зрения учителя, переносить сформированные способности к ведению диалога с одного предмета исследования на другой (например, переходить от диалогического изучения поэмы Пушкина - к исследованию сказок Андерсена), совместно формировать диалогическое понятие, - то в первых опытах письменных диалогов ни одна из этих учебных способностей, как мы видим, не воспроизводится.
Первоначально схватываются внешние особенности диалогического жанра: драматическая форма, наличие различных персонажей, необыкновенно вежливый спор между ними, который очень быстро завершается согласием.
 
Во время чтения диалога Платона «Государство» Коля задал характерный вопрос.
Коля. Почему Сократ сразу не говорит, что такое дружба?
Виталик. Сократ учит своих учеников самостоятельно думать, чтобы после его смерти его ученики все более новые мысли разрабатывали.
Серёжа. Но ведь Сократ мыслит с помощью Ума Зевса...
Рита. Зевс посылает свои молнии - мысли Сократу.
Учитель. Получается противоречие. Сократ учит своих учеников самостоятельно думать. Поэтому он не говорит им, что такое дружба. Но сам Сократ думает с помощью Зевса.
Рита. Зевс посылает Сократу не ответы, а вопросы.
 
Дети чувствуют несовершенство своих диалогов и даже пытаются их переделывать.
 
Антон Черных
ЧТО ТАКОЕ АТОМЫ? (2-й вариант)
Антон. Атомы - это маленькие частицы и, как считают философы, из них произошла Земля.
Сократ. Я считаю. Что атомы - это такие как бы пузырьки. Я тоже думаю, что их них состоит Земля.
Винни Пух. Я считаю, что атомы - это мед. Все состоит из меда, потому что он самый вкусный и сладкий.
Сократ. Смотри, Винни, если кто-то любит клубнику или малину, то это не значит, что атомы - это клубника или малина.
Винни Пух. Конечно нет, о великий Сократ! Но всё-таки, почему атомы - это не мед, ведь он такой сладкий...
Антон. Смотри, Винни, ведь вода, которую ты пьешь, не сладкая, как мед. Разве мёд можно рубить, как дерево, а ведь оно тоже состоит из атомов. Если бы шарик Пятачка был из меда, ты бы не смог на нем взлететь. Атомы - это такие мелкие частички, что даже мёд состоит из атомов. Теперь ты понял, что все состоит из атомов, а не из меда?
Винни Пух. Теперь я с вами согласен и все понял. Спасибо вам за объяснение.
 
Коля Служаев.
ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ? (2-й вариант)
Первоклассник. Жизнь - это школа, это вырастать, работать, жениться, расставаться, стареть, перевоплощаться.
Чебурашка. Нет, это магазин. Лежать на полке и кто-то купит, кто-то нет.
Профессор. Нет, жизнь - это природа, состоящая из атомов. Это самое дорогое, что есть у человека.
Первоклассник. Жизнь - это отдых. Иногда тебя могут огорчить. Твой ребёнок не оправдает твоих надежд.
Профессор (задумался, потом говорит). А почему ты меня спрашиваешь? Спроси Чебурашку. Ему нравится, что ли, днями лежать на полке?
Чебурашка. Не нравится. Но у меня такой закон - лежать на полке, пока кто-то не купит.
Первоколассник и Профессор. А ты сам прыгни в сумку кому-нибудь.
Чебурашка. Что Вы? Я честный. Я Вам расскажу. Один раз меня взял Гена. И я узнал, что такое жизнь. Жизнь - это как ты сам её сделаешь. И какой у тебя характер.
Первоклассник и Профессор. Правильно.
 
Аргументации у спорящих сторон прибавилось. Но все же эти диалоги далеки не только от сократических, но и от тех, которые вместе с учителем ведут эти дети в устном жанре. Хорошо видно, что способности, которыми владеет детское сообщество, ещё не отделились от формы своего существования (устный диалог, поддержанный учителем) и ещё не стали достоянием каждого отдельного ученика. На это уходит ещё два года школьной жизни, и только в 7 классе, ещё раз встречаясь с целостной культурой античности на уроках В.З. Осетинского, И.М. Соломадина и Е.Г. Донской, подростки овладевают речевым жанром сократического диалога как формой собственного индивидуального мышления. На год раньше - в 6 классе, сталкиваясь с новой формой ученичества - лекциями ученого (В. Проппа в исполнении В. Осетинского), ребята оказываются способными рефлексивно отнестись к учебному диалогу в «точках удивления» и свободно воспроизводить его особенности в собственной письменной речи.
 
Через три недели ребята написали свои воспоминания о диалоге с Фалесом. Было интересно, в какой форме эти воспоминания будут написаны.
Артур Богданов.
На уроке мы обсуждали вопрос: «Что является началом всего?»
Началом всего была Греция, а затем всплыли все остальные материки, - сказал Макс.
Всплыли три кита и одновременно появились семь материков, - добавил Артур.
А затем Максим сказал: «Начало всего - капля воды.»
В разговор вступил Андрей и говорит: «Начало всего - Бог, потому что Бог создал каплю воды».
Юля говорила о природе, воде и она приводила множество доказательств того, что Фалес - прав.
Вова согласился с Юлиной точкой зрения.
А я думаю, что каждый из нас был прав по-своему.
 
Максим Кохановский.
В нашем классе было 2 версии.
Первую версию выскзала Юля. Она сказала, что Фалес был прав насчет того, что начало всего - это вода. Она говорила о природе, что природа питается водой. Вторую версию высказал Андрей. Он сказал, что Фалес неправ. Он сказал, что Фалес строил не доказательства, а рассказывал нам, что такое вода. Фалес говорил о признаках воды.
Вскоре получилось 2 команды (за и против Фалеса). Сергей сделал это в виде лампочки на двух батарейках. Одна батарейка - это «нет», а вторая батарейка – «да». Я хотел бы добавить, что если «да», то лампочка зажигается, а если «нет», то лампочка медленно гаснет.
Потом я создал новый миф. Сначала был только древнегреческий мир, и везде была вода, но потом из воды вышли новые страны (Африка, Северная и Южная Америка, Австралия и т.д.) Тут был спор.
Вдруг Коля сказал, что если бы вода была началом всего, то Посейдон был бы богом богов, а не Зевс.
 
Мы видим, что дети с легкостью удерживают в письменном тексте содержание учебных диалогов, если этот текст сам диалогом не является. Прорыв в жанр учебного диалога совершает Серёжа.
 
Серёжа Переверзев.
СОКРАТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ ХХІ ВЕКА
На уроке обсуждается мнение Фалеса о том, что мир образовался из воды.
Андрей. Фалес доказывает, что начало всего - вода:
1. «Начало и конец Вселенной - вода». Разве это так?
2. «Земля, как дерево, плавает на воде». Но ведь это не доказательство!
3. «Праотец всего - океан. Боги клянутся водой, а то, чем клянутся - самое древнее». Почему Фалес в этом так свято уверен?
4. «Сам Гелиос питается испарениями. И Гомер писал: «Океан, который всем прародитель...» Во-первых, Гомер - не ученый. Во-вторых, вообще, разве Гелиос существует?
5. «Все растения не могут жить без влаги». Это тоже не доказательство.
Серёжа (подхватывает). Правильно! Человек не может жить без мяса. Но это же не значит, что было животное, которое породило мир!
Юля. Я согласна с Фалесом! (Повторяет его причины).
Коля. Но ведь если бы мир состоял из воды, Посейдон был бы главным богом!
Серёжа (рисует на доске «лампочку согласия»). Смотрите, Сергей Юрьевич: Андрей и Юля - это как бы батарейки «-» и «+». Возле них магниты. Магниты притягивают кольца - других учеников. Но лампа согласия не загорается. Для этого нужно, чтобы и Андрей, и Юля были с чем-то согласны. А с чем-то - нет.
Хотя этот диалог и далёк от сократического, Серёже удалось в диалогической форме удержать обсуждение в классе концепции Фалеса.

 

Страницы: « 1 ... 16 17 18 19 (20) 21 22 23 24 ... 27 »
Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/228
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/228
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Сергей Курганов & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?