Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курганов С. ВОСЬМИЛЕТНИЕ ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ в диалоге с культурами разных народов


Содержание:
  1. 3.2. НАШИ СПОРЫ О ФАЛЕСЕ
Информация об авторе: Сергей Курганов
Сергей Юрьевич Курганов, педагог-исследователь, один из создателей Школы Диалога Культур, учитель начальных классов, учитель математики, истории, биологии, литературы в 1-11 классах различных школ Харькова и Красноярска, соразработчик программы по математике в системе развивающего обучения (Эльконина – Давыдова), автор книги «Ребёнок и взрослый в учебном диалоге».

← Оглавление

3.2. НАШИ СПОРЫ О ФАЛЕСЕ

Из книг Аристотеля и Диогена учитель сконструировал текст, с которым познакомились третьеклассники.
Фалес из Милета принадлежал к числу 7 мудрецов. Он предался изучению природы, он первым стал рассуждать о природе (fuceos).
Он задумался над вопросом: Что есть начало всего?
Началом всех вещей он полагал воду. Космос он считал живым, одушевленным и полным божественных сил (daimones).
Фалес считал, что начало всего - вода, потому что:
1. Все образуется из воды. Начало и конец Вселенной - вода. Все образуется из воды путем её затвердевания и испарения.
2. Все плавает по воде. Из-за этого происходят землетрясения, вихри и движения звезд. Земля как дерево, плавает на воде.
3. Праотец всего возникшего - Океан. Боги клянутся водой, подземными водами Стикса. А то, чем клянутся - это самое древнее, самое почитаемое.
4. Сам огонь солнца и звезд питается водными испарениями, равно как и сам космос. И Гомер писал о воде: «Океан, который всем прародитель».
5. Все растения и все животные влагой питаются, а без влаги засыхают и умирают.
Маша. А это все доказано?
Вова. Я читал, что Фалес первым измерил высоту пирамид, зная длину их теней.
Учитель. Да, мы решали подобные задачи во втором классе.
Андрей. Я не думаю, что Фалесу удалось доказать, что все произошло из воды.
Серёжа. Я согласен с Андреем. Из того, что мы едим птиц, вовсе не следует, что существует «первоптица», из которой мы произошли. Да, растения не могут жить без воды, но это не означает, что они произошли из воды.
Серёжа демонстрирует способность быстрого схватывания логической сути другой культуры. Он ещё ничего не знает об эйдосах Платона, но из текста Фалеса вычленил образ «первоптицы» и теперь спорит не с эмпирическими фактами, а с логикой греков.
Маша. Я знаю (мы об этом говорили во втором классе), что все произошло (вся жизнь) из маленькой капельки воды. И Фалес прав.
Максим. Как в скандинавских мифах все произошло из тела и крови бога, так и здесь. Это - не простая вода. Это мифологическая вода.
Скандинавскую мифологию третьеклассники осваивают на уроках А.И. Якубова.
Юля. Для Фалеса вода - это вся его жизнь. Я согласна с Фалесом. Почему? Потому что мы, как животные, не можем без воды.
Андрей. У Фалеса не было доказательств. У него были признаки. Я не согласен с Фалесом, что начало всего - вода. И вот почему:
1) У Фалеса не доказано, что вода затвердела и стала землей. Это просто сказано.
2) Боги клянутся водами Стикса. Но ведь Стикс - это священная река, которая плывет через Аид. Это как бы боги говорят, что если они чего-то не сделают, то (если это перевести на наш язык), они говорят: «Чтобы мне провалиться! Но я это сделаю!» Так же они клянутся Стиксом. И это тоже не доказательство.
3) Может и писал Гомер, что Океан - всем прародитель. Но мало ли что писал Гомер! Ведь это тоже не доказательство.
Так что Фалес из Милета не прав со своими мнениями.
Учитель. В чем различие в позициях Юли и Андрея?
Вова. Юля говорит: «Смотри: вот природа. Она вся из воды. Она есть вода». И никакие ей не нужны доказательства. А Андрей, как Сократ, начинает думать, испытывать мысль Фалеса, задавать вопросы и Фалесу, и Гомеру. Я согласен с Юлей.
Вова опирается на опыт уроков чтения, на которых мы начали читать отрывки из диалога Платона «Государство» и познакомились с диалогами Сократа.
Толик. Не надо ничего спрашивать. Вот мы не можем выйти на улицу и спросить там у Гомера, почему он считает, что океан - всем прародитель. Зато мы видим, что на улице идёт снег, а снег - это замерзшая вода. И мы, ничего не спрашивая, видим, что все - вода и начало всего - вода. Улица - это как бы природа. Фалес и Юля предлагают смотреть и видеть, а не спрашивать и сомневаться.
Учитель. Да, Фалес часто говорил: «Смотри!» и показывал чертеж какого-нибудь треугольника и не доказывал, например, что у равнобедренного треугольника углы при основании одинаковы, а так строил чертеж, что это было видно, и вместо доказательства говорил: «Смотри!»
 
Учитель демонстрирует один из важных методических приемов введения в иную культуру, характерных для ШДК. Ребята пока читали несколько античных мифов, текст Фалеса и небольшой отрывок из диалогов Платона. Приученные внимательно читать произведения культуры, третьеклассники сами обнаруживают и на своем, детском, языке фиксируют важнейшие особенности античной культуры. Только после этого, опираясь на детские наблюдения, учитель может подтвердить их находки, рассказывая об особенностях культуры древних греков.
 
Серёжа. Но ведь именно Фалес спрашивает у Гомера, а Гомер подтверждает его мысль. Значит, Фалес не только учил смотреть, но и нуждался в доказательствах.
Андрей говорит, что сам Фалес таких доказательств не дает. Это только мнения. Вот, например, Фалес говорил, что все растения жить без воды не могут. Древние люди не могли жить без мяса. Но ведь это не значит, что было одно животное, которое породило мир.
Денис. Почему Фалес считал, что весь мир произошел из чего-то одного? Вот возьмем, например, снег, пример Толика. Снег возникает не просто из воды, а из воды и мороза.
Никита. Из воды, мороза и ветра.
Денис. Мне кажется, что все произошло из воды, из земли...
Никита. ...из воздуха...
Виталик. ...и из огня. Когда-то на древней земле жили динозавры. И эти динозавры умерли. Как вы думаете, отчего вымерли динозавры? Они умерли от великой жары. Понятно поэтому, что земля не может состоять из воды.
Денис. Важно, что этих «начал» должно быть несколько. А у Фалеса только одно начало. И я в этом с Фалесом не согласен.
Учитель. Многие греки, споря с Фалесом, тоже считали, что начал несколько. Четыре первоначала - вода, земля, воздух и огонь - идея древних греков.
Серёжа. Я могу нарисовать весь наш спор так: это как бы полупроводник. Юля и другие ребята - это положительный заряд. Андрей и другие - это отрицательный заряд. И лампочка не работает, пока одни согласны с Фалесом (это +), а другие - не согласны.
Учитель. Серёжа выражается, как средневековый человек, с помощью символов. И что же будет символизировать свет этой лампочки?
Серёжа. Свет лампочки - это мысль. Это - истина.
Учитель. И что нужно сделать, чтобы этот свет загорелся?
Серёжа. Нужно, чтобы Юля признала некоторую правоту Андрея, а Андрей - некоторую правоту Юли. Юля и её группа хотят видеть истину в природе. А Андрей и его группа хотят доказательства, требуют доказательства у философа и у поэта. А у Фалеса есть и то, и другое.
Рома. Все Океан... Небо – это испарившийся океан, это то, что раньше было водой.
Учитель. Вот Рома опять предлагает присмотреться к природе и увидеть, что начало всего - вода.
Андрей. Вот и Фалес только воображал, выдумывал, но не доказывал.
Коля. Если бы все произошло из воды - тогда бы главным богом был бы Посейдон, а не Зевс.
Учитель. Вот Коля начал интересный диалог с Фалесом. Почти как Сократ:
- О Фалес, ты ведь веришь в богов?
- Конечно, верю, многомудрый Коля.
- Веришь ли ты, что весь мир разделен между Зевсом, Посейдоном и Аидом, и каждому досталась своя «мойра» - мера?
- Да, Зевс - отец и бессмертных, и смертных.
- И ты считаешь, о Фалес, что начало всего - вода?
- Да, безусловно.
- Но тогда не Зевс, а Посейдон должен быть главным богом. Ведь Посейдон - владыка воды. Но немыслимо, чтобы нашим главным богом был не Зевс, а Посейдон. Значит, вода не может быть началом всего.
 
Так учитель, преобразуя рассуждение Коли в форму сократического диалога, сближает диалоги Платона и попытки третьеклассников размышлять о произведениях греков.
 
Серёжа. Фалес говорит о богах. Но ведь не доказано, что боги есть. Фалес видит богов, ему кажется, что боги есть, боги клянутся Стиксом. Но ведь Фалес не доказывает, что существуют боги.
Максим. У меня есть вопрос. Что было раньше: мир древних греков, возникновение мира или современный мир?
Учитель. Видимо, сначала возник весь мир, потом возник мир древних греков, потом - наш мир.
Максим. Но ведь когда жили древние греки, они жили на берегу Средиземного моря (показывает на карте мира), и уже тогда была Африка, Америка, Австралия, Евразия... Где же этот Океан, который омывает Землю? Как его мог видеть древний грек Фалес?
Учитель. Ты хочешь сказать, Максим, что если греки жили в том же географическом мире, что и мы, Фалес не мог бы увидеть Океан.
Максим. Может быть, вначале была только гора Олимп, а на ней был Зевс. И Олимп был окружен водой Океана, о котором говорит Фалес, а материки потом всплывали...
Учитель. Но ты же понимаешь, что сейчас ты построил новый миф, тоже ничего не доказывая.
Максим. Конечно, я сейчас вообразил, что такое возможно. Я придумывал, а не доказывал.
Антон. Мы так говорим, будто бы можно точно доказать, как возник весь мир и что является его началом. Вот современные ученые считают, что все состоит из мельчайших частичек...
Учитель. Как они называются?
Антон. Атомы. И вы думаете, что ученые доказали, что все возникло из этих атомов? Конечно, нет! Это только предположение. Разные ученые предполагают разное...
Максим. Во втором классе мы учили, что современные ученые предполагают, что жизнь возникла на Земле из маленькой капельки воды. И Фалес считал, что начало всего - вода. Значит, вода это не только то, что есть всюду и без чего невозможна жизнь, но и то, из чего жизнь возникла.
Вова. Наш разговор можно так нарисовать. (Рисует) Вот как бы мир, одна половина мира думает, что весь мир из воды. А вторая половина так не думает. А с Олимпа, с его вершины, Зевс смотрит на этот спор всевидящим глазом.

 

Страницы: « 1 ... 15 16 17 18 (19) 20 21 22 23 ... 27 »
Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/228
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/228
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Сергей Курганов & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?