Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курганов С. ВОСЬМИЛЕТНИЕ ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ в диалоге с культурами разных народов


Содержание:
  1. 2.9. ПОЧЕМУ У СОЛДАТИКА НЕТ ВОЛШЕБНОГО ПОМОЩНИКА?
Информация об авторе: Сергей Курганов
Сергей Юрьевич Курганов, педагог-исследователь, один из создателей Школы Диалога Культур, учитель начальных классов, учитель математики, истории, биологии, литературы в 1-11 классах различных школ Харькова и Красноярска, соразработчик программы по математике в системе развивающего обучения (Эльконина – Давыдова), автор книги «Ребёнок и взрослый в учебном диалоге».

← Оглавление

2.9. ПОЧЕМУ У СОЛДАТИКА НЕТ ВОЛШЕБНОГО ПОМОЩНИКА?

Вова и Маша. Солдатик - мужчина и должен быть самостоятельным. А Дюймовочка - девушка, она беззащитная, и Андерсен послал ей помощников.
Андрей. Бывают разные помощники, и такие, как Финн, ласточка, Серый Волк. И такие, как мальчики, крыса, рыба, кухарка. Они помогают продолжить сказку, её сюжет.
Женя. И у Дюймовочки нет волшебных помощников. Сама Дюймовочка помогает ласточке, отогревает, спасает её.
Дети. Сами помощники нуждаются в помощи.
Серёжа. В сказке Чуковского папа, пугая детей Африкой, помогает сказке продолжиться.
Андрей. У солдатика нет помощников, а у сказки есть помощники!
 
Андрей, начиная формировать диалогическое понятие помощника, задаёт свой фокус «вылепливания» этого понятия чрезвычайно своеобразно и не похоже на то, как это делает, скажем, Пропп. Помощник помогает не герою, а развитию сказочного сюжета.
 
Настя. Почему Андерсен посылает таких слабых помощников?
Толик. Ведь у солдатика могли быть помощники, например, другие солдатики. Но Андерсен делает так, что они не могут выйти из коробки и принять участие в действии.
Антон Черных. Дюймовочка в конце сказки попадает в свой настоящий дом, дом эльфов, где все такие, как она, а солдатик, попадая в свой дом, гибнет в огне.
Вова - Антону. А что случилось с той женщиной, которая хотела иметь ребёнка в «Дюймовочке»?
Женя.
СОЛДАТИК - помощника нет, потому что его никто не спасает, только делают хуже. ОДИНОКИЙ.
ДЮЙМОВОЧКА - помощника нет, потому что ласточку нельзя назвать помощником. Дюймовочка сначала спасла ласточку, а потом уже ласточка спасла её. ОДИНОКАЯ.
ГАДКИЙ УТЕНОК - помощник мужчина, который его отогрел. Он принес его домой, откормил, он для утенка может казаться Богом. НЕ ОДИНОКИЙ.
Настя. Андерсен знает судьбу солдатика и не посылает помощников. Зачем помогать, если пользы не будет? Зачем помогать - судьбу не изменить...
1) Андерсен: Я знаю, солдатик погибнет!
2) Андерсен: Послать надо помощников, но он все равно погибнет!
3) Андерсен: Что ж поделаешь, судьбы не изменить...
Серёжа.
Я думаю, что Андерсен посылает Дюймовочке и утенку помощников, потому что они слабые, а солдатик - он, хоть и игрушка, но держится стойко и бесстрашно - он ведь носит мундир!
Серёжа иллюстрирует свою мысль с помощью трех схем путешествий героев. На первой и второй схеме он в виде линии с узелками изображает путь Дюймовочки и утенка. «Узелки» на линии - это испытания. Первая линия ведёт к красивому цветку, вторая - к красивой птице. Третья схема - замкнутая линия с узелками, которая начинается и заканчивается в одной точке. Это - путь солдатика.
Денис. Андерсен не дает солдатику помощников, он даже специально создает для него дополнительную трудность. Он оставил солдатика без одной ноги. Но солдатика автор называет «стойким», и он должен доказать свою стойкость, доказать, что он настоящий мужчина, который справляется с трудностями.
Катя. Я думаю, что у солдатика нет помощников, потому что он солдат и носит мундир и может за себя постоять. А Дюймовочка - девушка и если бы у неё не было помощников, то она бы могла умереть.
Максим. Солдатик - мужчина. Он носил ружье, грудь держал колесом и носил мундир. У солдатика есть помощники, но не такие, как в сказке «Дюймовочка» или «Гадкий утенок!.. Эти помощники каждый раз настораживают солдатика и делают его все храбрее и храбрее. Они помогают продолжить сказку, они - это препятствия. Сказка без путешествий, препятствий - уже не сказка, а рассказ. Выходит, что мужчина в большинстве сказок - помощник женщине, а женщина - не помощник мужчине.
Таня. Если бы у солдатика были помощники, то тогда бы солдатик не попал в камин, так как помощники предотвратили бы путь солдатика в камин. Сказка закончилась бы хорошо. Но ведь Андерсену этого не надо было! Вот он и сделал, чтобы у солдатика не было помощников.
В концепте «волшебный помощник» пока «склеены» три взгляда на проблему. Первый - волшебный помощник сильного героя сказки (например, Ивана-царевича или Руслана). Второй - волшебный помощник слабого героя и особенно - героини. Третий - волшебный помощник сказке, продвигающий её сюжет, делающей её интересной и т.п. При изучении волшебной сказки в подростковой школе (см. исследования В.З. Осетинского) все эти концепты будут проблематизированы и углублены, так как в качестве собеседника ребят в 6 классе выступит учитель, играющий роль литературоведа Проппа. В начальной школе существенно собрать и не растерять те представления, которые имеются о сказочном помощнике у самих ребят.

 

Страницы: « 1 ... 11 12 13 14 (15) 16 17 18 19 ... 27 »
Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/228
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/228
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Сергей Курганов & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?