Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Соломадин И., Курганов С. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В «ОЧАГЕ»


Содержание:
  1. УРОК 11. СНОВА БАХТИН ПРОТИВ ШПЕНГЛЕРА. ПИСЬМЕННО И УСТНО

← Оглавление

УРОК 11. СНОВА БАХТИН ПРОТИВ ШПЕНГЛЕРА. ПИСЬМЕННО И УСТНО

Учитель предложил ребятам дома письменно порассуждать о двух версиях понимания культуры - Бахтина и Шпенглера. Можно было писать от своего имени, а можно - от имени одного из мыслителей.
 
Катя Корягина.
Я думаю, что эти версии несовместимы, потому что Бахтин говорит, что культура существует на границе двух культур, и у них есть диалог. А Шпенглер говорит, что между культурами не может быть диалога.
Я не могу стать Шпенглером или Бахтиным, потому что не со всеми их версиями я согласна, а некоторые я просто не понимаю.
 
Виталик Калиниченко.
Я - Освальд Шпенглер.
Культура - это живой организм, как у человека, но культура живет дольше, чем человек, и она ограничена во времени.
 
Денис Шаталюк.
Я согласен со Шпенглером: все культуры не вечны, даже самые верующие и сильные когда-нибудь погибают, и им на смену приходят другие культуры, цивилизации. Но мне кажется, что все-таки нет границ у культур. Ведь в Христа верят и в Америке, и в России...
 
Катя. Я думаю, что культура по теории Бахтина и культура, о которой говорит Шпенглер - это две разные культуры.
Рома. Это как европейский и американский футбол.
Максим. Я как и Катя, не могу согласиться ни с Бахтиным, ни со Шпенглером. Хоть Бахтин и Шпенглер не встречались, я построил их диалог. Они как бы болтают друг с другом.
 
Максим Кохановский
ДИАЛОГ БАХТИНА И ШПЕНГЛЕРА О КУЛЬТУРЕ
Бахтин. Культура вечна - она бессмертна, например, Тихий океан существовал, существует и будет существовать. Так и культура.
Шпенглер. Нет, культура - это живой организм, и культура ограничена во времени: ведь человек имеет свою культуру, а люди умирают со временем.
Бахтин. Но ведь от умершей культуры остаются памятники или вещи, которые изобрела именно эта культура.
Шпенглер. А другая культура улучшает вещь, и этот предмет становится предметом именно этой культуры.
Бахтин. У слова есть много однокоренных слов, и, когда слово умирает, мы пользуемся однокоренным словом.
Шпенглер. У любого слова есть синонимы, которые не однокоренные с этим словом.
Бахтин. Границ нет, например, русские люди могут быть везде.
Шпенглер. Но сама-то Россия не переходит с места на место. Извини, мне пора.
 
Максим (комментируя свой диалог устно): Бахтин говорит, что культура вечна и в пространстве и времени не ограничена. А Шпенглер думает наоборот. И хотя они у меня разговаривают, но диалога между ними не получается.
 
Антон Черных (от имени Шпенглера)
Я, Освальд Шпенглер, опровергаю некоторые пункты теории Бахтина.
Я не согласен с тем, что культура живет вечно. По моему мнению, культура исчезает, когда мы о ней забываем.
Я также не согласен с тем, что культура есть там, где есть две культуры. Это неправильно! Культуры существуют отдельно одна от другой и не соприкасаются, они только ведут диалог друг с другом. Но я согласен с Бахтиным в том, что культура - это достижение народа.
Культуры, о которых говорит Бахтин - это не те культуры, о которых говорю я. Ведь он считал, что для существования культуры надо две культуры.
 
Учитель. Но то, что культура умирает, когда мы о ней забываем, эти слова не принадлежат Шпенглеру! Это слова самого Антона.
Катя. Это как слова умирают, когда мы о них забываем.
Учитель. Это похоже на реплику о том, что культура - цветок, который держит слово.
Антон. Как скошенная трава. Ее косят, а корни остаются.
Учитель. Мандельштам говорил: «Я слово позабыл, что я хотел сказать, и мысль бесплотная в чертог теней вернется...»
Никита. Я согласен с Бахтиным. Я думаю, что время и жизнь - вечные. В то время, когда один человек умирает, рождается другой человек. Время вечно. Жизнь вечна. Культура не зависит от этноса.
Учитель. Никита согласен с Бахтиным, но строит образы из Шпенглера. У Никиты получается, что культура - как живой организм. Когда умирает один живой организм, рождается другой.
Антон - Никите: Время вечно. Культура живет вечно. Но не в этом народе. Народ умирает, а культура нет. И культура собирается в других народах. Время вечно, но отдельно от народа.
 
Ксения Утевская (от имени Шпенглера)
Я, Освальд Шпенглер, утверждаю, что культура замкнута на своем этносе, ибо перехождение одной культуры на другой этнос невозможно. Но этнос не всегда замкнут на культуре, ибо этнос может менять культуру, но не культура его. Следовательно, с исчезновением этноса культура перестает существовать, как живой организм, ибо предмет без применения с надлежащим ему смыслом перестает существовать с данной ему изначально целью, значит, предмет перестает существовать, умирает, Так же с культурой.
 
Ксюша. Я не во всем согласна со Шпенглером, но в этом тезисе согласна.
Антон. Я хочу опровергнуть Ксенину версию о предмете и памятнике. Предмет без употребления исчезает.
Ксюша. Не совсем ты меня понял. Я пишу: «...предмет без применения с надлежащим ему смыслом перестает существовать с данной ему изначально целью, значит, предмет перестает существовать, умирает». Если из дерева сделать стол, то цель предмета изменится.
Антон. Ну вот. А ты написала, что если стол перестают употреблять, то он исчезнет.
Учитель. Ксюша хочет сказать, что вещи культуры, о которых говорил Бахтин, перестают существовать в другой культуре. (Так думал Шпенглер)
Руслан. Представим себе, что древние римляне строили статую бога и поклонялись ему. Когда культура римлян исчезнет, статуя бога остается памятником культуры римлян, хотя этой статуе уже никто не поклоняется. А с деревом непонятно. Дерево остаётся деревом.
Учитель. Нет, не остаётся. Дерево отдает всего себя столу. И в столе уже нет душит берёзы или дуба. Так и с культурами.
Ксюша. Пусть был памятник Аресу...
Антон. ...Лучше Аиду.
Ксюша. Пусть Аиду. Греки ему приносили жертвы, смысл и цель памятника была эти жертвы принимать. А для коллекционера - это просто ценный памятник, так как стоит много денег. Дух памятника исчезает.
Руслан. Я не согласен с Ксюшей. Она пишет, что культура замкнута на этносе. Наоборот, этнос замкнут на культуру! А культура на этносе не замкнута. Культура может вести диалог с другой культурой, а этнос - нет.
Ксюша (со смехом): Но не могут ведь развалины греческие разговаривать со средневековыми развалинами!
Антон. От отца к сыну передается камешек. Этот предмет движется, сохраняя традиции своего употребления.
Ксюша. Но тогда эта культура и не умерла. И этот этнос жив.
 
Матвей Ларионов (читает свое сочинение)
Я думаю, что Шпенглер не прав, потому что культура не может умереть, так как мы знаем культуру греков и римлян.
 
Никита: Ты не перевоплотился ни в Шпенглера, ни в Бахтина!
Учитель. Но зато Матвей повторяет самый первый тезис: пока мы помним культуру, она жива.
 
Андрей Хаит (читает свое сочинение)
Все культуры - по отдельности.
Например, Украина, Россия (в Европе), Белоруссия - одна культура, Англия - другая... Культур очень мало, потому что они группируются странами. Почему? Да потому что у Украины, Египта и Греции совсем разные памятники и понятия о жизни. Шпенглер и Бахтин правы. Я не согласен со Шпенглером, что культура - живой организм. Этнос умирает, останки остаются. Остаются памятники, следы культуры, культура вечна.
 
Учитель. Получается согласие и со Шпенглером, и с Бахтиным. Культуры существуют по отдельности, но общаются друг с другом.
Ксюша. Возьмем украинскую культуру. Украинец поедет в Грецию, в Англию. Так можно в разных местах побывать. Что же, в логике Андрея, культура одна получается, что ли? Культуры, по Андрею, обобщаются в одну культуру. То согласие, которое витает между разными культурами - это и есть мировая культура.
 
Cерёжа Переверзев (читает свое сочинение)
Я согласен с М. Бахтиным. Он говорит, что культура вечно живет в произведениях ее. Это правда - культура это как мы понимаем древних людей. Их произведения мы понимаем по-своему - это и есть культура. Культура существует только на границе двух культур, потому что одна может разговаривать и понимать другую только на границе. Культура есть диалог культур, так как только при разговоре и понимании одной культуры другой создается культура.
 
Учитель. Cерёжа написал: культура - это то, как мы ее понимаем. Мы не могли бы назвать культурой что-то, если бы мы ее не понимали.
Вова. У меня есть вопрос к Cерёже. Ты как делал домашнее задание: сначала изучал кого-то из ученых, а потом писал от его имени?
Cерёжа. Да.
Вова. Вот и я тоже так же делал, только я тетрадку забыл.

 

Подзаголовки
  1. КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ПОДРОСТКОВОЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЫ ДИАЛОГА КУЛЬТУР
Страницы: « 1 ... 10 11 12 13 (14) 15 16 17 18 19 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/227
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/227
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?