Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Соломадин И., Курганов С. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В «ОЧАГЕ»


Содержание:
  1. УРОК 10. КАК КУЛЬТУРА МОЖЕТ УМИРАТЬ?

← Оглавление

УРОК 10. КАК КУЛЬТУРА МОЖЕТ УМИРАТЬ?

Ксюша Утевская (читает свое сочинение):
Как культура может умирать?
Культура не может умереть совсем, она может потерять своих носителей, но тем не менее ее остатки будут существовать, и их могут использовать или изучать потомки или другая культура.
Культура перестает жить, существовать как организм, когда она теряет своих носителей, свой народ.
Культура как язык. Латынь тоже как бы умерла, но некоторые имеют с ней дело: чуть-чуть говорят на ней, переводят с нее и так далее. Культура может ожить, если какая-либо группа людей, составляющая достаточно большое их количество, станет себя относить к этой культуре.
Да и ещё: культура умирает не сразу, а постепенно. Вот, например, языческая культура славян не умерла, ведь некоторые люди празднуют Ивана Купала или даже вешают подкову над дверью, так что что-то от культуры иногда все же остается.
 
Денис Шаталюк (читает свое сочинение)
Мне кажется, что есть два варианта.
1.
На народ кто-то нападает и выигрывает. Завоевывает.
2.
Когда страна обедняется. Людям становится тяжело жить, и они вынуждены покинуть эту страну.
 
Виталик Калиниченко (читает свое сочинение)
Культура умирает, когда культура рождается.
Вот, например, первобытная культура была очень давно. Потом появилась еще одна культура, когда человек ездил на колесницах.
А сейчас появилась новая, современная культура. А те две культуры умерли, когда рождалась современная культура.
 
Катя Корягина (читает свое сочинение)
Рождение и умирание культуры.
Культура может зарождаться очень по-разному.
Народ (этнос) может отделиться от одной культуры и образовать свою культуру. Примеров много, некоторые изображены на моем рисунке. Конечно, культура не может без этноса, но ведь человек может придумать свою культуру сам себе или рассказать об этом народу, и народ может присоединиться к нему и так может образоваться еще одна культура.
Умирает культура или, когда о ней забывают, или - когда уходит народ, или во время войн.
 
Матвей Ларионов (читает свое сочинение)
Как умирает культура?
Культура это 98% веры. Вера - это народ, который верит в богов. Как только исчезает народ, исчезает культура. Потому что народа нет. Нет веры. Веры нет - нет культуры.
А теперь вернемся к моему первому предложению. А-а-а, вот оно! Культура - это 98% веры. А где наши два процента? А, я знаю: они (два процента) состоят из рисунков; на шкуре животного, на стенах, наскальные рисунки и т.д.
 
Рита Иващенко.
Как умирает культура.
Я хочу исправить кое-что.
Культура не умирает, а вымирает.
Это как стадо редких, диких животных. Одно животное заболевает смертельной болезнью и умирает. Сородичи иногда пожирают мясо мертвого животного и умирают. Вот так и культура.
 
Чрезвычайно интересно, что шестиклассники рассуждают о культурах «логически», до обстоятельного знакомства с культурами. Первобытная культура, культура Древнего Египта, о которых часто говорят подростки, будут изучаться в шестом классе, античная культура - только в седьмом классе.
Сейчас, во введении в учебный предмет «История мировой культуры», подростки намечают те основные проблемы, которые будут углубляться при дальнейшем изучении предметов гуманитарного курса, определяют «веер возможностей» собственного культурологического образования.
Культуры в этих логических беседах как бы припоминаются, «вылепливаются» почти что из ничего: из воспоминаний наиболее образованных учеников о прочитанном, увиденном по телевизору, из сферы воображения и внутренней речи подростка. Возникающее логическое напряжение, поддержанное парадоксами Бахтина и Шпенглера, как бы требуют наполнения знаниями конкретных культур. Но еще до того, как это будет сделано, возникает смысловое пространство диалогического понятия культуры.
Значима и форма такого культуро-логического диалога. Диалог начинается в жанре устной речи. В «контрапункте» урока-диалога, когда напряжение и неразрешимость спора достигает максимума, учитель предлагает зафиксировать проблему и дома написать учебное произведение, в котором удерживается (во внутренней речи учащегося) из-начальная проблематика разговора (и диалог в классе, и диалог во внутренней речи ведется о началах культуры, о том, что такое культура и как она возможна, как культура рождается и как она умирает).
Так строится треугольник: устная речь - внутренняя речь - письменная речь. Существенно, что дискуссия в письменной речи (во внутренней речи «открытым текстом») в младшем подростковом возрасте возникает не как интериоризация дискуссии внешней. Скорее, наоборот, обращение к письменной речи позволяет глубже понять, какие собственные проблемы решает подросток, обсуждая проблематику начала культуры и начала учебного предмета «История мировой культуры».
Конечно, письменная дискуссия позволяет в более охлажденной форме, по сравнению с «пылким» учебным диалогом на уроке, представить позиции спорящих сторон, увидеть свою точку зрения как равноправную по отношению к другим и т.д. Это - прозаическая функция письменной речи.
Но, помимо этого, письменная речь, речь наедине с самим собой, позволяет подростку максимально свободно формулировать свое понимание предмета обсуждения, играть словом, нащупывать свои метафоры. В письменной речи оказывается гораздо больше новых смыслов, чем в предшествующей акту письма устной «горячей» дискуссии.
Письменная речь дарит высказыванию «тайную свободу». Это - поэтическая функция письменной речи. Для учителя-диалогиста важна ценность удержания именно такого понимания письменной дискуссии, восходящей к седьмой главе книги Л.С. Выготского «Мышление и речь» и к логико-психологическим исследованиям В.С. Библера.

 

Подзаголовки
  1. КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ПОДРОСТКОВОЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЫ ДИАЛОГА КУЛЬТУР
Страницы: « 1 ... 9 10 11 12 (13) 14 15 16 17 ... 19 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/227
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/227
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?