Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Соломадин И., Курганов С. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В «ОЧАГЕ»


Содержание:
  1. УРОК 8. ВИЗИТ ШПЕНГЛЕРА

← Оглавление

УРОК 8. ВИЗИТ ШПЕНГЛЕРА

Учитель. (Ульяна Сергеевна Курганова). Чтобы лучше узнать предмет, его нужно рассмотреть с разных сторон. Вы слушали мнения друг друга о культуре, вы слушали себя. К вам на урок приходил М.М. Бахтин, и вы его пытались понять. Сегодня к вам на урок пришел немецкий философ Освальд Шпенглер.
Катя Корягина. Садитесь, пожалуйста, на логический стул.
Учитель. (Охотно садясь на логический стул) Как Шпенглер рассматривал культуру?
1.     Культура - это живой организм.
2.     Жизнь этого организма ограничена во времени.
3.     Культура возможна при условии существования этноса - народа.
4.     Культура замкнута на этносе. С исчезновением этноса культура умирает.
5.     Другая культура не может перенять существующую и даже понять ее.
6.     Культуры - это живые организмы с твердой внутренней организацией, каждый из которых замкнут и абсолютно неповторим. В своей книге «Закат Европы» Шпенглер рассматривает рождение, развитие и смерть культуры.
Максим. Этнос изучают этнографы...
Антон Черных. Отсюда название нашего учебного предмета - этнография...
Руслан. Я хочу противоречить четвертому и пятому тезису Шпенглера. И привести доказательства.
Антон Черных. А какие были доказательства у Шпенглера, что народ умирает...
Руслан. ...вместе с культурой? У меня есть примеры, опровергающие эту гипотезу Шпенглера.
Учитель. (От имени Шпенглера) От греков остались памятники, следы культуры... Но внутренние механизмы культуры греков никто не перенял.
Матвей. Памятники - это не следы культуры, а сама культура!
Антон. Но были же у греков кровные предки?
Учитель. Были, но они не переняли греческую культуру.
Ксюша. Является ли религия культурой?
Учитель. По Шпенглеру - да.
Ксюша. Но язычники - славяне ведь переняли византийское христианство! Что же является по Шпенглеру, культурой? Религия? Образ жизни? Если народ частично перенял чужую религию, но оставил частично свои старые обычаи - по Шпенглеру будет ли, что он перенял другую культуру?
Учитель. Вместе с этносом исчезает культура, остаются лишь следы культуры - памятники. Они перенимаются, но не перенимаются внутренние механизмы культуры. Значение символов жизни теряется. Остается внешняя оболочка религии. Внутренние механизмы религиозной жизни этноса теряются безвозвратно.
Руслан. Я считаю, что в 4-м тезисе работает и теория Бахтина, и теория Шпенглера. Гунны, вторгаясь в Древний Рим, не перенимали хитростей римлян, оставались гуннами, жили «по Шпенглеру». А римляне жили «по Бахтину» - перенимали культуру греков. И я, конечно, согласен с Матвеем. Он говорил, что памятники - это и есть культура. По этим памятникам, читая их, мы можем узнать и «механизмы» и смыслы живой культуры.
Учитель. Шпенглер мог бы ответить: Читая античные тексты, мы не можем понять механизмы жизни греков, мы себя вписываем в эту культуру. Читатель наполняет текст культуры своими, свежими смыслами. А старые смыслы утрачиваются.
Антон. «...замкнут и абсолютно неповторим...» Замкнут - это понятно. А вот неповторим... Ведь воины захватывают некоторые предметы и пытаются их понять, усвоить, присвоить...
Руслан. Разве со смертью Англии может полностью погибнуть футбол?
Андрей. Захватывая другую страну, воины не могли закрывать глаза на новое. Неужели они не научались новому?
Антон. Почему приемы войн разных этносов похожи? Неужели организм (например, воюющий этнос) абсолютно неповторим?
Учитель. Это - чисто внешние формы. Внутренний смысл приемов войны очень меняется в зависимости от культуры.
Ксюша. Да. Вот викинги и греки бились. Викинги бились, чтобы попасть в Валхаллу - рай для воинов, а греки - за то, чтобы отстоять независимость своей страны, свой образ жизни. Но я не согласна со Шпенглером. Плоть - это речь. Так говорил Антон Черных. Душа - это язык. Речь умирает, но язык - сохраняется. Язык сохраняется, следовательно, культура сохраняется.

 

Подзаголовки
  1. КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ ПОДРОСТКОВОЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЫ ДИАЛОГА КУЛЬТУР
Страницы: « 1 ... 7 8 9 10 (11) 12 13 14 15 ... 19 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/227
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/227
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Dima & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?