Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курганов С. SCOUTING ALONE или Семилетние второклассники


Содержание:
  1. 6. СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ
    (ВОСЬМИЛЕТНИЕ ВТОРОКЛАССНИКИ)
Информация об авторе: Сергей Курганов
Сергей Юрьевич Курганов, педагог-исследователь, один из создателей Школы Диалога Культур, учитель начальных классов, учитель математики, истории, биологии, литературы в 1-11 классах различных школ Харькова и Красноярска, соразработчик программы по математике в системе развивающего обучения (Эльконина - Давыдова), автор книги «Ребёнок и взрослый в учебном диалоге».

← Оглавление

6. СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ
(ВОСЬМИЛЕТНИЕ ВТОРОКЛАССНИКИ)

 
Для сравнения полезно вспомнить, как обсуждали сказку о золотом петушке второклассники гимназии «ОЧАГ», пришедшие в школу в семь, а не в шесть лет.
 
(Подробнее о том, как учились чтению, математике, родному языку, письменной речи, природоведению, истории эти дети в гимназии «ОЧАГ» см.:
Курганов С. Ю. Учебный диалог на уроках формирования письменной речи (1 класс). АРХЭ. Труды культуро-логического семинара. Под ред. В. Библера. Вып.3. М.1998 .
Курганов С. Ю. Детское литературоведение. - Личность и трансформационные процессы в обществе. Психолого-педагогические проблемы современного образования. 3-и Харьковские международные психологические чтения. Харьков, 1999.
Курганов С. Ю. Учебные диалоги о сказках Пушкина в начальной школе. - Актуальные проблемы современного пушкиноведения. Харьков. ХГПУ, 1999, с. 88 -90.
Курганов С. Ю. На границах подростковой школы. - На стороне подростка, 2000-2001, № 1, 2, 3.
Курганов С. Ю. Построение подростковой школы. - Перемены. М., 2001, № 1.
Курганов С. Ю. Разумная сила недоумения. - Первое сентября, 2001, № 53.
Курганов С. Ю. Построение подростковой школы. - Народное образование, 2002, № 1, 2, 4.
Курганов С.Ю. Этапы построения подростковой школы. Вісник Харківського університету. Серія «Психологія», №550, ч.1, Харків, 2002.
Курганов С. Ю. Начала истории. - На стороне подростка, 2003, № 4.
Курганов С. Ю. Чтение диалогистов. - Звенья. Иерусалим, 2003, № 2.
Курганов С. Ю. Построение подростковой школы. - Практична психологія та соціальна робота. 2003, № 8.)
 

Фрагмент 1
...НЕГДЕ, В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ,
В ТРИДЕСЯТОМ ГОСУДАРСТВЕ...

Д. Что значит «тридевятом», «тридесятом»?
Серёжа Переверзев. Это значит «где-то».
Учитель. Можно ли эти слова заменить словом «где-то»?
Вова Марченко. Тогда не по-сказочному получится.
Серёжа. Это стиль обычных сказочных зачинов.
Д. Если эти слова убрать, то потеряется рифма: «царстве - государстве».
Учитель. Посмотрите: ар - ар. Созвучие.
Настя Симагина. Как бы ворона каркает.
Никита Холопов. Или ворон.
Д. Может быть, ворон рассказывает эту сказку. А не кот, как в «Сказке о рыбаке и рыбке»... Не кот, не море, не рыбка, а ворон.
Учитель. И на это намекает Пушкин в зачине сказки. Сам зачин такой, что его может рассказывать ворон на волшебном дубу.
Д. Как в присказках. В присказках русских народных сказок. «Сидит ворон на дубу»
Матвей Ларионов. Здесь есть ещё одна рифма: три - девятом, три - десятом. Если убрать этот зачин, то исчезнет волшебное повторение числа «три».
Д. Все в этом зачине настраивает на волшебство.
Учитель. Давайте посмотрим, какие здесь числа зашифрованы зачином?
Д. З умножить на 9 = 27-е царство. 3 умножить на 10 = 30-е государство! Здесь волшебное число 3 повторяется...
Настя. Математика в сказке!
Андрей Хаит. Примеры в сказке!
Учитель. Да. Загадка числа в зачине сказки. А если убрать зачин, заменить его словом «где-то», волшебство разрушится, загадка слова разрушится.
 
В.С. Библер трактовал подобные ситуации диалогов второго класса как «эхо точек удивления». В данном случае перекликаются загадка сказочного слова и загадка числа.
 
Мы заинтересовались вопросом: способны ли восьмилетние второклассники удержать в своем сознании диалог, проведенный в классе, и предложили ребятам в качестве домашнего задания вспомнить ход обсуждения на уроке. Заметим, что дети на уроках-диалогах привыкли вести записи, фиксировать основные идеи, иллюстрировать их рисунками или схемами. Эти знаки позволят второклассникам успешно выполнить задание.
 
Максим Кохановский.
Мы на уроке читали «Сказку о золотом петушке». Мы прочитали только зачин:
«Негде в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве»...
Андрей Хаит и Сергей Переверзев говорили, что тридевятое царство - это как бы пример Зх9=27. Значит, это 27-е царство. Так же и в тридесятом царстве 3х10=З0, значит, это 30-е царство. И непонятно, это 27-е или это 30-е царство.
Я не помню кто, но кто-то сказал, что в слове «царство» есть частичка ар.И в слове «государство» тоже есть частичка ар. Поэтому они рифмуются. И даже как бы эти слова каркает Ворона. И ещё я заметил, что Пушкин любит переменять слова, например: негде - это где-то.
Ещё в словах «тридевятом» и «тридесятом» есть частичка три, и эти слова рифмуются.
 
Таня Гершанова.
Мы разбирали зачин «Сказки о золотом петушке». Настя Симагина предположила, что зачин рассказывает ворон, а дальше идут слова Пушкина.
С.Ю. спросил: «А почему Пушкин написал «негде», а не «где-то»? Я подумала, что «где-то» - это не сказано где, а вот «негде» - более загадочное начало зачина загадочной сказки.
 
Женя Бабенко.
Как всегда, начинался 5 урок - чтение. И мы начали разбирать «Сказку о золотом петушке».
Никита сказал, что зачин говорит ворон.
С.Ю. сказал: - Здесь рифмуются буквосочетания. Например, «...ятом», «...арстве», «триде...»
Я сказала вместе с Серёжей: - Зачин заменяет слово «где-то».
Настя сказала в один голос с Андреем: - Это примеры.
С.Ю. не очень согласился с ними. Он сказал: - Это загадка числа.
Серёжа сказал: - Это стиль старинных зачинов.
Вдруг прозвенел звонок, и урок закончился!
 
Мы обнаруживаем, что восьмилетние второклассники способны композиционно оформить урок-диалог в некоторое учебное произведение, увидеть урок как целостность. Дети слышат и помнят реплики друг друга. Они воспроизводят эти реплики в письменной речи, обращая внимание как на слияние говорящих голосов («диалог-согласие»), так и на их противостояние («диалог-спор»). Фиксируются нерешенные проблемы. Записываются собственные суждения. Удерживается общий предмет понимания именно как предмет не до конца понятый, проблемный, загадочный.
Все эти особенности учебного диалога характерны и для семилетних второклассников. Однако диалоги второклассников-семилеток более фрагментарны, менее развернуты.
 

Фрагмент 2
«НА СПИЦЕ БЬЁТСЯ ПЕТУШОК...»

Д. Здесь непонятно, отчего он бьётся.
Матвей Ларионов. Значит, на этот раз будет очень сильная рать.
Антон Черных. Много людей и оружия.
Учитель. Откуда рать?
Д. С востока.
Учитель. На востоке жили не просто - соседи царя, такие же как он, цари и короли. На востоке жили волшебники.
Вова Марченко. Колдуны... Может быть, петушку самому страшно...
Андрей Хаит. До него стрела не долетит! Чего ему бояться!
Учитель. Ему нечего бояться... Он недосягаем.
Андрей. Может быть, когда все разрушится, и до него доберутся.
Вова. Волшебник стрелу не посылает. Волшебник может и без стрелы победить!
Антон Черных. У меня есть вопрос. 3 года петушок не ест и не пьет на спице?
Никита Холопов. Он ведь волшебный.
Учитель. Тогда почему он боится?
Никита. Он боится более сильных волшебников. Петушок - волшебный, золотой, бессмертный, только простые петушки едят, но простые петушки не сидят на километровой высоте! Это - ответ Антону.
Вова. Петушок боится превратиться в камень. Эти волшебники с востока, я читал, могут всех превратить в камни.
Учитель. Но ведь петушок и так каменный - золотой?
Денис Шаталюк. У него крылья и хвост золоченные, а сам он, как настоящий.
Д. (дополняя друг друга в диалоге-согласии) Нет, этот петушок из камня... Волшебник с востока превратил его из камня в петушка... И он боится опять превратиться в камень.
Антон. Или не так. Это человек всевидящий. И он видит все со спицы. И видит, что камень - беззащитный. И не хочет превратиться в камень.
Учитель. Предлагаю такое домашнее задание. Ответьте на вопрос: Почему бьётся петушок?
 
Урок-диалог зачастую имеет кольцевую структуру. Он заканчивается тем же вопросом, что и начинался. Теперь восьмилетним второклассникам предстоит вспомнить, как проходило обсуждение вопроса, вновь задать этот вопрос самому себе и сделать шаг вперёд, предложив новую версию, углубляющую вопрос.
 
Денис Шаталюк.
Я думаю, что петушок бьётся потому, что нападает ВОЛШЕБНАЯ СИЛА. И петушок как бы предупреждает царя.
 
Рита Иващенко.
Петушок бьётся, потому что ОЧЕНЬ СТРАШНО.
 
Таня Гершанова.
Петушок боится того, что Волшебники опять на нем что-нибудь испытают неизвестное.
Петушок в защите только тогда, кода стража защищает царство.
Петушок бьётся, потому что он хочет разбудить страну, а страна убьет врагов.
 
Максим Кохановский.
Петушок боится волшебников. Они могут подлететь и заколдовать его, превратить в какой-то камень.
 
Виталик Калиниченко.
Петушок бьётся потому, что он видит, что лезет рать. Он боится, что в него попадет стрела.
 
Коля Служаев.
Петушок боится, что колдун.
Потому что замок могут развалить, и колдун его заколдует в камень.
Петушок бьётся, чтоб подать сигнал.
 

Фрагмент 3

Мы слушаем, как читает «Сказку о золотом петушке» Олег Табаков. Во время чтения сказки у детей возникает вопрос.
Д. В русских народных сказках всегда у царя три сына. Первый и второй не выполняют поручение царя, а третий, младший, всегда побеждает. Здесь же Пушкин дает царю только двух сыновей. Зачем?
Женя Бабенко. Пушкину надоели русские народные сказки, в которых три сына, и он хотел сделать что-то новое. Чтобы вместо третьего сына действовал царь.
Матвей. В народных сказках третий сын удачливый, благородный. А здесь нужен злой человек - царь Додон.
Денис. Смысл этой сказки в том, что ЦАРЯ заманили волшебные силы, чтобы проверить, сдержит ли он своё царское слово.
Настя. У Додона нет третьего сына. Значит, царь Додон должен стать третьим сыном.
Антон Черных. Здесь царь как третий сын. Пушкин мучил царя. В сказках обычно царь ленивый, и все делают его дети, сыновья. Пушкин хотел, чтобы хотя бы в одной сказке царь был неленивый и действовал сам.
Максим. Пушкин как бы пробуждает царя от сна, заставляет его действовать самому. Тем более, что он «смолоду был грозен».
Антон. Значит, он мог быть грозным, сильным, мог действовать.
Андрей. Но что будет делать царь? В чем будет его победа? Здесь Шамаханскую царицу нужно победить любовью.
Д. А было ли войско у Шамаханской царицы? Почему Пушкин ничего о нем не говорит? Может, его и не было вовсе?
Денис. Вот почему так бьётся петушок. Волшебница Шамаханская царица идёт на царство. И от этого царство может разрушиться, а вместе с царством погибнет и петушок...
Никита. Но царь стареет, он уже не может победить любовью!
Антон. Но он же побеждает! Он не дерётся с Шамаханской царицей. Не побеждает её рать. (Если у неё была рать). Он приводит Шамаханскую царицу к себе. Он победил любовью.
Настя Симагина. Я думаю, что оба сына царя влюбились в Шамаханскую царицу, и их рати перебили друг друга.
Антон. А царь так не сделал. Он победил Шамаханскую царицу.
Настя. Почему же она «хи-хи-хи да ха-ха-ха »? Почему она смеётся в конце сказки? Смеётся и над царем, и над Звездочётом?
Женя. Она смеётся, потому что она злая и знает будущее всей планеты.
Матвей. Она предвидела будущее, и потому смеялась.
Таня Гершанова. Шамаханская царица смеётся, потому что она никому не достанется.
Рита Иващенко. Потому что ОНА победила.
 

Фрагмент 4

Сравнение сказок Пушкина с народными волшебными сказками оказывается очень продуктивным.
 
Настя. В русских народных сказках младшего сына зовут по имени, а мы здесь не знаем даже имен детей царя, и о них вообще мало сказано. Зато много говорится о царе, мы знаем, как его зовут - Додон. Он - главный герой сказки.
Максим. В этой сказке царь - не главный герой. И Золотой петушок - очень важный герой. И Звездочёт. Здесь все герои - главные.
Антон. В русских народных сказках Иван-царевич или Иванушка - дурачок (мы всегда знаем его имя) находит волшебную невесту: Василису Прекрасную, Василису Премудрую, Царевну-Лягушку. Она - добрая волшебница, и царевич на ней женится. А здесь царь, вначале ленивый и сонный, пробуждается от сна, сам находит волшебную невесту - Шамаханскую царицу. Она - злая волшебница. И царь на ней не женится. Царь гибнет из-за нее. И она смеётся (потому что злая) и исчезает.
Максим. В народных сказках у героя есть волшебные звери - помощники. Это - домашние животные (конь) или дикие животные (волк). А в сказке Пушкина царю помогает Золотой петушок. Это птица-помощник.
Женя. Золотой петушок - это не зверь, и не птица. Это памятник.
Антон. В народных сказках помощник сначала делает зло, а потом - добро. Сивка-Бурка сначала топчет пшено, Серый Волк съедает коня. Так помощник сначала испытывает героя. И если герой выдерживает испытание, то помогает герою. А Золотой петушок вначале творит добро, а потом - зло.
Денис. Это антоним. Сказка Пушкина - это антоним к народным сказкам.
Антон. Петушок - памятник. Но этот памятник дважды оживает. Когда царю грозит опасность (он бьётся, как живой) и когда убивает царя.
Коля Служаев. Он убивает царя, потому что царь нарушил царское слово.
Настя. Петушок - как бы часть Звездочёта. Когда гибнет Звездочёт, не может действовать и петушок.
Д. И он превращается в обычную птицу.
Никита. ...с золотым клювом. С обычным клювом он не мог бы убить царя.
Коля. Звездочёт не погиб.
Д. ?!
Учитель. ?!
Антон. Коля намекает на то, что Звездочёт бессмертный.
Коля. А Шамаханская царица - это душа Звездочёта.
Д. (дополняя друг друга в диалоге-согласии) Их трое: Шамаханская царица, Золотой петушок и их хозяин - Звездочёт... На всех картинках на шатре Шамаханской царицы нарисованы такие же звезды, как и на халате и шапке Звездочёта... Царь попадает между этими тремя волшебными силами... Они все - части одного и того же.
Максим. Но он побеждает их всех любовью. Вернее, не всех. Он побеждает любовью Шамаханскую царицу.
Денис. Петушок - как бы раб Звездочёта. Когда хозяин погибает, раб уже не может действовать. Вот петушок и слетает со спицы.
Женя. Может, и не раб, а робот. Все, что ни делает петушок, им командует, ему приказывает Звездочёт.
 

Фрагмент 5

Сказка приближается к финалу. Дети и учитель задумались над фрагментом:
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
 
Андрей Хаит. Все мужчины влюбились в Шамаханскую царицу и бились друг с другом за нее.
Матвей. Так не может быть. Тогда кто-нибудь победил бы.
Максим. Я нарисую. Вот шатер посредине. Это поле битвы. С противоположных сторон идут два богатыря - два сына. У каждого своя рать. И как бы ничья.
Рома Колесников. Шамаханская царица хотела всех победить.
Серёжа. Она хотела устроить себе покой, как и царь Додон.
Учитель. Покой? Тогда она могла бы удалиться в уединенные места: в пустыню, на необитаемый остров...
Настя Санина. Ей нравилось, что из-за её красоты умирают люди.
Денис. Шамаханская царица проверяла царя - выполнит ли он своё царское слово.
Д. Почему меч, а не мечи?
Рита. Это старинное выражение.
Вова. Это не в прямом значении. Меч - значит мечи.
Рита. Это старинное выражение, мы говорим меч, а это значит, что у каждого был меч, и они друг в друга его вонзили.
Настя Санина. Это как пословица. «Без шеломов и без лат оба мертвые лежат». А сказка вся рифмованная, и в рифму хорошо получается меч, а плохо - мечи.
Настя Симагина. А «Без шеломов и без лат» потому, что сначала Шамаханская царица вводит их в шатер, потом предлагает раздеться. Вот они и бьются из-за неё «без шеломов и без лат».
Максим. Они бьются, как в былинах богатыри, 8 дней, как Никита Кожемяка и Змей, и никто не может победить.
Настя Симагина. Они могли бы убить Шамаханскую царицу, но они её так сильно любят...
Максим. Они видят, что силы теряют, но победить друг друга не могут. И тогда они добровольно убивают себя, каждый вонзает меч в другого. «Меч вонзивши друг во друга».
Вова. Они понимают, что она колдунья, что они околдованы, и поэтому решают погибнуть, потому что победить друг друга они не могут и отказаться от Шамаханской царицы тоже не могут.
Д. (дополняя друг друга в диалоге-согласии) И вот царица выходит к самому царю... И царь забывает своих сыновей... И пирует с Шамаханской царицей в её шатре...
Настя Санина. Сказано, что он околдован. У него нет памяти. Он так сильно любит царицу, что не помнит ни о чем.
Учитель. Мог ли царь сдержать своё слово?
Настя Симагина. Нет. Он царь и он не может отдавать. И он очень любит Шамаханскую царицу. И царь убивает Звездочёта.
Максим. Царь Додон не мог отдать Звездочёту полцарства. Тогда в этом царстве стал бы править Звездочёт. И Шамаханская царица ушла бы к Звездочёту: зачем ей нужен такой бедный царь, который все отдает?
Андрей Хаит. Сказка заканчивается словами: Добрым молодцам урок. Урок в том, что нельзя давать такое слово, которое потом не можешь выполнить. А отдать Шамаханскую царицу царь не смог: это было выше его сил.
Д. (Дополняя друг друга в диалоге-согласии) Теперь ясно, почему Шамаханская царица смеётся... Царь не сдержал своего слова... Убил Звездочёта... И смех царицы - это знак петушку... После этого петушок наказывает царя.
 
Детские идеи (и семилетних, и восьмилетних второклассников) близки к разработкам современных литературоведов.
Напомню, что Анна Ахматова в качестве важного мотива «Сказки о Золотом петушке» называла невыполнение царём царского слова (А.Ахматова. О Пушкине. Л., 1977). Мотив любви двух братьев к одной и той же женщине, приведшей к исходу, противоположному «Сказке о золотом петушке» - один из соперников убивает женщину, чтобы сохранить любовь к своему брату, лежит в основе рассказа Борхеса «Злодейка» (Хорхе Луис Борхес. Проза разных лет. Пер. с испанского. М.. « Радуга», 1989. С.240-243). Наконец, сравнение Золотого петушка с памятником (Командору в «Каменном госте» и Петру в «Медном всаднике») принадлежит Роману Якобсону («Статуя в поэтической мифологии Пушкина. - Роман Якобсон. Работы по поэтике. М. Прогресс. 1987,с.145-180).
«...среди выдающихся поэтических созданий Пушкина выделяются три произведения, названия которых указывают не на живое действующее лицо, но на статую, скульптурное изображение: трагедия «Каменный гость», поэма «Медный всадник» и «Сказка о золотом петушке»... Одинакова роль статуи в действии этих произведений, и их сюжетное ядро, в сущности, одно и то же.
1. Усталый, смирившийся человек мечтает о покое, и этот мотив переплетается со стремлением к женщине... 2. Статуя, вернее существо, неразрывно связанное с этой статуей, обладает сверхъестественной, непостижимой властью над желанной женщиной... 3. После безуспешного бунта человек гибнет в результате вмешательства статуи, которая чудесным образом приходит в движение; женщина исчезает.» (Там же, с. 147 - 149).
Воспользовавшись идеей Романа Якобсона, учитель предложил восьмилетним второклассникам прочесть на уроке отрывки из «Каменного гостя» и «Медного всадника» Пушкина.
Дети сравнивают три памятника и ищут сходные черты в трех историях:
КАМЕННЫЙ ГОСТЬ - ДОН ГУАН - ДОННА АННА
МЕДНЫЙ ВСАДНИК - ЕВГЕНИЙ - ПАРАША
ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК - ДОДОН - ШАМАХАНСКАЯ ЦАРИЦА
 
Серёжа. Везде главный герой делает что-то запретное. А статуя везде оживает, сходит с пьедестала и наказывает.
Настя Симагина. Сказки обычно заканчиваются хорошо. А здесь Пушкин чувствует, что сказка должна закончиться плохо. Он призывает петушка на помощь. Петушок убивает царя. Шамаханская царица исчезает...
Серёжа (достраивая диалог-согласие)... растворяясь в воздухе. Она как бы уже не нужна.
Настя Симагина. Памятник - это память. В памятнике есть дух - память. Памятник заставляет вспомнить запретные дела героя. Додон теряет память, а памятник заставляет вновь помнить.
Вова. Важны и окончания: -ный, -ный, -ой в словах: медный, каменный, золотой...
Настя Симагина. Это - пугающие окончания.
Серёжа. Они создают волшебство.
Андрей. -ный, -ный - это ТАЙНЫЙ, -ой - это ОЙ! - крик Додона.
Настя. ТАЙНЫЙ - тает как лед, таинственно тает Шамаханская царица.
 
Этой фразой Насти Симагиной заканчивалось изучение сказок Пушкина в первом - втором классе гимназии «ОЧАГ» г. Харькова (начало обучения - с 7 лет).

Страницы: « 1 ... 4 5 6 7 (8) 9 10 11 12 ... 23 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/225
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/225
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Сергей Курганов & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?