Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Курганов С. SCOUTING ALONE или Семилетние второклассники


Содержание:
  1. 5. СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ -
    СЕМИЛЕТНИЕ ВТОРОКЛАССНИКИ
Информация об авторе: Сергей Курганов
Сергей Юрьевич Курганов, педагог-исследователь, один из создателей Школы Диалога Культур, учитель начальных классов, учитель математики, истории, биологии, литературы в 1-11 классах различных школ Харькова и Красноярска, соразработчик программы по математике в системе развивающего обучения (Эльконина - Давыдова), автор книги «Ребёнок и взрослый в учебном диалоге».

← Оглавление

5. СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ -
СЕМИЛЕТНИЕ ВТОРОКЛАССНИКИ

 
Мы читали, как обычно, все сказки Пушкина. Но только «Сказка о золотом петушке», которая читалась последней, в марте, вызвала большое количество вопросов второклассников.
 

Фрагмент 1

Вопрос Кирилла: Почему сказка называется «О Золотом петушке», хотя в ней рассказывается о царе?
Вопрос Жени Сметаны: Почему Звездочёт принес Дадону именно петушка?
Вопрос Тани: Кто главный герой в этой сказке?
 
Аня. Много рассказывается о Золотом петушке...
Женя. Так интереснее!
Сима Левинштейн: Без петушка не обойтись!
Маша Сулимова. Это - подарок. Подарок важнее героя!
Саша Антонюк. Петушок высоко сидит, и у него есть мысли...
Кирилл. Почему нельзя так: «Сказка о Золотом петушке и о царе Додоне»? Мысль петушка: «Держи своё слово, царь!»
Влад Белоцерковский: Это борьба двух героев, главных. И петушок побеждает, и будет править этой страной.
Саша Скляревский. Изберут нового царя так, как избирали самого первого царя.
Андрей Шиян. Они передерутся! Каждый хочет быть царем!
Витя Завирюха. Петушок делал. Царь - нет.
Петя Рыбалов. Петушок - герой. Царь - не герой.
Саша Скляревский. От петушка все повелось. Он как мыслящий океан в «Солярисе»...
Андрей. Он не герой, а подарок!
Учитель. Почему подарок - именно золотой петушок, а не какая-либо другая вещь?
Женя и Аня: Золотой петушок, золотая рыбка, золотая антилопа - это волшебные золотые предметы. Золото - это волшебство!
Маша Сулимова. Золотой петушок играет важную роль, подходит к этой роли.
Соня Дроздова. «Зелёный дракончик», «Голубая рыбка» - так вряд ли можно назвать сказку.
Сима. Золотой петушок - это лекарство от войны.
Саша Скляревский. Это лекарство не пить надо, это, возможно, «психологическое» лекарство, как, например, гипноз. Этот петушок - будильник!
Паша Рыбалов. Золото - это металл. И петушок весь охвачен волшебством. Это усиливает его металл.
Саша Скляревский. Золото - это очень мягкий металл...
Учитель. Но - металл.
Витя. Петушок - это военный флюгер.
Петя Рыбалов. У Звездочёта есть только один золотой предмет.
Никита. Петушок умеет предупреждать!
Андрей. У Звездочёта много петушков.
Антон Зверко. Петушок кукарекает и поэтому больше подходит к этой роли...
У....о которой говорила Маша.
Саша Скляревский. У Звездочёта есть много золотых предметов: золотая рыбка, золотой петушок, у белочки - золотые орешки, у богатырей - чешуя, как жар, горит - золотая. Многие сказки Пушкина получаются тогда, когда Звездочёт дает главному герою (Старику, Додону) золотой волшебный предмет. Многие сказки Пушкина этим связаны.
 
Саша Антонюк, Кирилл и Влад рассказывают, почему ни слон, ни бегемот, ни собака, ни кошка, ни ворона не могут быть «военным флюгером»: слон большой, ворона некрасиво каркает и пр.
 

Фрагмент 2

Дети заинтересовались вопросом: «Какого героя в сказке мы называем главным?»
 
Соня Дроздова. С ним происходят главные события.
Аня. О нем больше всего рассказывается.
Таня. Главный герой есть в названии.
Женя Сметана. Главный герой совершает подвиг. Вокруг него - все события.
Маша. Главным героем всё заканчивается.
Паша. Он встречается много раз.
Влад. Вокруг него крутятся злые и добрые герои.
Богдан. Его любит автор.
Женя Сметана. С ним происходит действие.
 

Фрагмент 3

Ещё один вопрос заинтересовал второклассников: «Правда ли, что Звездочёт превратился в петушка?»
 
Владик и Вадик. Петушок - это подарок от души.
Андрей. Пушкин говорит: «вынул из мешка». Значит, петушок и Звездочёт - разное. Не может превратиться Звездочёт в петушка.
Артём Керокосян и Никита Романюк. Не все в сказке может быть. Мы читали в «Сказочной хрестоматии», что волшебник не может стать маленьким.
Кирилл. Это - сказка, фантазия. В сказке возможно всё.
Артём и Андрей. Нет, не всё.
Кирилл. Ну если Звездочёт сам себе придумал закон, что он не может превращаться в петушка, то Звездочёт и не будет превращаться. И тогда прав Артём.
Саша Антонюк и Кирилл. У сказки есть меры и границы.
Аня. Но ведь можно фантазировать?
Андрей. Нет. Мы должны смотреть, как у Пушкина написано.
Вадик. У Пушкина - загадка, и мы её отгадываем.
Кирилл и Саша. Нужно у Пушкина как бы спросить, как все было.
Соня Дроздова. Как может быть, что превратился, если мы знаем, что он петушка принес.
Аня. Принес обычного петушка, покрасил в золотой цвет, а когда Дадон спал, переселился своей душой в него.
Андрей. У Пушкина ничего этого нет.
Кирилл. Я понял. Если, например, Никита не понял Пушкина, то это уже будет сказка Никиты, а не сказка Пушкина.
Саша Антонюк. Звездочёт родился в год петуха.
Женя Сметана. Звездочёту звезды подскажут, как петушок мог говорить.
Учитель. Да, важно, что волшебник - Звездочёт. И ещё - важный вопрос: Кирилл считает, что в сказке может быть все что угодно. Правильно ли это? Есть ли у сказочного волшебства законы, меры и границы? Или в сказке может случиться все что угодно?
 

Фрагмент 4

Учитель. Почему царь на войну идёт с третьей ратью?
Влад. Царь не хотел воевать. Он сначала посылает первого сына, потом - второго, а третьего сына у него нет. Он теперь вынужден идти сам.
Паша. Бог любит троицу. В сказках Пушкина всегда есть трое. И с третьим случается самое главное.
Влад. Я согласен с Пашей. Когда крестятся, говорят: за отца, и сына, и святого духа.
 
В том случае, когда дети на уроке-диалоге формулировали интересный вопрос, учитель задавал этот вопрос в качестве домашнего задания, например: «ПАША И ВЛАД ГОВОРЯТ: ЦАРЬ ИДЕТ НА ВОЙНУ С ТРЕТЬЕЙ РАТЬЮ, ПОТОМУ ЧТО БОГ ЛЮБИТ ТРОИЦУ, А У ПУШКИНА И В СКАЗКАХ ГЛАВНОЕ СОБЫТИЕ ПРОИСХОДИТ С ТРЕТЬИМ ГЕРОЕМ. СОЛГЛАСЕН ЛИ ТЫ С ПАШЕЙ И ВЛАДОМ? ПОЧЕМУ? НАПИШИ. НАРИСУЙ СВОЮ МЫСЛЬ».
В первом классе доска делилась на «кусочки», количество которых совпадало с числом учеников в классе. Во втором классе дети начали вытирать границы между «феодами», т.е. вертикальные прямые линии на доске. Так спонтанно образовывались детские группы.
Усиливая эти тенденции, учитель вначале предлагал учащимся образовать группы, затем делил доску на количество частей, равное числу детских малых групп. Над каждым участком доски учитель писал название группы, о котором ребята договаривались между собой. Выходя к доске и работая группами, ребята вначале рисовали эмблему своей группы, соответствующую её названию, а потом готовились к групповому ответу на вопрос, изображая на доске свои мысли.
Допускались диалоги-согласия (во время подготовки к ответу группы) и - один групповой рисунок. И диалоги-споры, результатом которых на доске появлялись несколько разных рисунков. Возможен доклад одного из участников от всей группы, опирающийся на один общий рисунок. Допустимы и несколько докладов членов группы, каждый из которых опирается на свой рисунок.
Во время доклада группы остальные дети сидели на своих местах и записывали ( и зарисовывали) мысли, которые высказывали их товарищи, а также задавали вопросы на понимание и вступали в диалог с группой, работающей у доски.
 
Доклад группы Павлика, Никиты и Влада.
Влад. Пословицы не всегда сбываются. «Бог не дурак и любит пятак» - это пословица, говоря которую, мы совершаем грех. А молитве можно верить. «Бог любит троицу» - это из молитвы: «За отца, и сына, и святого духа».
Паша. Бог создает трех богов: Бога-сына, Бога-отца и Бога - святого духа.
Никита. В Библии так: Бог-Отец - Бог-сын-святой дух. А в «Сказке о золотом петушке» наоборот: сын-сын-отец. Сначала сыновья страдают и гибнут, а затем - отец. В сказке царь Додон страдает последним, третьим, вслед за сыновьями.
 
Доклад группы Маши Сулимовой и Кати Запорожец
Маша. 1. В «Сказке о рыбаке и рыбке « невод забрасывается 3 раза. В 3-й раз происходит самое главное. 2. То же - в сказке о царевне-лягушке. 3. То же - 3 сестры в «Сказке о царе Салтане». 4. То же - в «Сказке о царе Салтане» - 3 чуда, 3 полета, превращение в 3-х насекомых.
Влад - Маше. Третье чудо - Лебедь - самое главное. После него больше нет чудес!
Катя Запорожец. Никита говорит:
1.         Звездочёт - отец
2.         Шамаханская царица - дочь
3.         Петушок - дух.
Это - первая троица.
Я говорю:
1.         Салтан - отец
2.         Гвидон - сын
3.         Лебедь - дух.
Это - вторая троица.
 
Доклад группы Саши Антонюка и Кирилла Геращенко
Саша. В сказках Пушкина есть троицы. И самое главное событие происходит с третьим героем.
Кирилл. Все говорят о Боге. Но для меня Бог - это легенда. И пословицы, и молитвы - тоже.
Влад - Кириллу. Один Бог - Аллах, Христос, Ягве - это явления одного Бога.
Кирилл - Владу. Санта-Клаус и Дед Мороз - это тоже явления одного зимнего волшебства. Так я понял Влада.
Аня - Владу. Мой папа мне часто говорит: «Бог не дурак, он любит пятак». 5 - это волшебное число, а не 3! Поэтому я не согласна с тем, что говорят о троице!
Влад. Это - грех и оскорбительные слова для Бога!
Учитель. Этим словам 1000 лет! Аня их только произносит...
Аня. Папе бабушка рассказала, ей - её бабушка и так далее...
 

Фрагмент 5

Учитель. Есть ли в сказке меры и границы? Или в сказке возможно все?
Влад. В сказке есть меры. Например, в сказке есть конец. У меня есть вопрос: чем заканчивается «Сказка о золотом петушке»? Ведь сказка всегда заканчивается, когда добро побеждает зло. А разве в этой сказке добро побеждает зло?
Маша (рисует на доске свою мысль: Пушкин-взрослый пишет сказку: Пушкин - маленький фантазирует. Над ними - фантазия в виде рожицы с рожками): В сказке возможно все! Сказка - это фантазия автора.
Влад. Но в сказке не все возможно! В сказке есть меры. И границы. Например, в сказке всегда есть конец!
Маша. А «Золотой петушок»? Чем кончается эта сказка? Неизвестно. Это сказка без конца.
Дети. Конец сказки о золотом петушке - это когда Золотой петушок убивает царя, а Шамаханская царица улетает...
Влад. ...исчезает.
Маша. Это не конец. Непонятно, чем заканчивается сказка. Значит, эта сказка без конца. В ней может быть что угодно.
Саша Антонюк, Кирилл, Таня. В сказке есть меры и границы. Например, один из героев сказки не может перебраться в другую сказку: тогда будет путаница. Золотой петушок будет мешать Золотой рыбке!
Соня Дроздова. Я хочу дополнить Сашу. И золотой петушок будет мешать героям сказки о золотой рыбке. И сказка о золотом петушке останется без золотого петушка.
Таня и Саша. Все сказки можно соединить в одну. И это будет сказка с очень большим названием. И это уже будет нарушение меры.
Влад. Это будет Лукоморье. Соседями царя Додона могут быть царства разных сказок. Но не все герои могут нападать: не может поп или золотая рыбка собирать войско и нападать на своего соседа - Додона. Так что и здесь в Лукоморьи возможно не все.
Аня. Я нарисовала маленькую девочку и Пушкина. Маленькая девочка подошла к Пушкину и говорит: давай соединим все твои сказки в одну. А Пушкин говорит, что тогда будет некрасивая путаница. Я её так и нарисовала (показывает на рисунок - большая клякса).
Соня Дроздова. Я одновременно считаю, что:
1. В сказке есть меры.
2. В сказке возможно всё.
 
Дети чувствуют, что так не может быть, но вопрос остается открытым.
 
Учитель. Чего в сказке не может быть?
Влад. В сказке может быть всё, что угодно. Любое чудо, любое волшебство. Всё удивительно и необычно. Но у сказки всегда есть меры. Есть герой, вокруг которого происходит сказка. Всегда счастливый конец. Добро побеждает зло. А вот в сказке о золотом петушке непонятно, где добро, а где зло. Что победило в этой сказке? Петушок улетел, царь умер, защищать царство некому, а Шамаханская царица смеётся. Она победила, но она - зло!
Никита. В сказке возможно всё, потому что сказка - это волшебный рассказ.
 

Фрагмент 6

Учитель. Согласны ли вы, что сказка «Золотой петушок» не имеет конца?
Артём. У меня две версии. 1). Сказка - маленькая. Когда я её читал, она мне показалась маленькой. Любой маленький предмет имеет начало и конец. Значит, и эта сказка имеет конец. 2) Нет царей - сказке конец!
Женя и Маша. У нас возникают вопросы: Где царица? Как изберут царя? Значит, у сказки нет конца. Царь умер. А народ остался!
Петя. Что будет с народом?
Маша. Что дальше делает петушок?
Петя. Пушкин дальше не пишет, что будет дальше с народом. Поэтому сказка не окончена.
Витя. Все герои умерли, кроме Золотого петушка. Теперь Пушкин должен ближе познакомиться с Петушком. Но это уже будет новая сказка: «Как Петушок познакомился с Пушкиным».
Учитель. И это будет именно «Сказка о Золотом петушке»!
Никита. Сказка по-любому имеет конец. Любая сказка имеет конец. Значит, «Золотой петушок» тоже имеет конец.
Андрей. Мы же не можем читать бесконечно! И дети наши будут читать, и наши внуки?
Кирилл. ...Или скелеты в могилах будут читать?
Саша Скляревский. «Сказка - ложь...» - это завершение сказки. Пушкин сам её закончил!
Кирилл. «Сказка - ложь...» - это не часть сказки о Золотом петушке!
Артём. Это самая главная сказка для Пушкина. Потому что только в ней есть буква «П» в названии сказки. А «П» - это Пушкин. Я долго хотел что-то сказать и вот, сказал.
Кирилл. Любое незаконченное предложение заканчивается так: «...» А у Пушкина «.» Значит, эта сказка имеет конец.
Маша. Петушок - это же Звездочёт! Звездочёт не умер: волшебники не умирают, а превратился в Петушка. Значит, это будет сказка о Пушкине и о Петушке-Звездочёте.
Таня. Я думаю, что «Сказка о Золотом петушке» с концом. Потому что сказка заканчивается тем, что Зло побеждает.
Петя. Петушок бил царя, потом улетел. Но остался народ, он не будет воевать. Потому что нет главного, кто будет посылать воевать. Их царь умер. Конец настал только ему. Царю не надо было приводить Шамаханскую царицу. Не было бы спора, и он бы не умер. Пушкин не написал, что сказка закончена.
Женя. Я согласна с тем, что «Золотой петушок» - это сказка без конца. «А царица вдруг пропала, будто вовсе не бывала»... Это ведь можно продолжить, потому что интересно, куда она пропала, как выбрали нового царя? И кого они выбрали? Что с ним происходит?
 

Фрагмент 7

Учитель. Что вы считаете самым загадочным в сцене встречи Дадона и Шамаханской царицы?
 
Дети работают в группах. Девочки с восхищением описывают красоту и одежду Шамаханской царицы, много красивого рисуют на своем участке доски. Девочки очарованы миром Шамаханской царицы. Мальчики, напротив, с гневом осуждают Шамаханскую царицу как злую силу.
 
Доклад Тани, Жени и Маши.
Девочки рассказывают и показывают очень яркие рисунки на своей части доски: Шатер царицы сделан так: там есть Солнце, море, и весь мир туда влюбленный Дадон помещает. А это Солнце создало саму Шамаханскую царицу. Шамаханская царица так красиво одета: в шаровары тонкие, блестящие. Потому он увидел её в такой одежде, полюбил её очень сильно.
Маша. Самым загадочным во встрече Дадона с Шамаханской царицей мне показалось: 1) Царь Дадон забыл смерть обоих сыновей. 2). Царь Дадон забылся, когда увидел Шамаханскую царицу. 3). У Шамаханской царицы глаза - гипноз. 4). И ещё костюм царицы!
 
Доклад Пети, Саши Скляревского и Пети.
Саша. Царица спокойна среди стольких смертей!
Паша. Он - не отец!
Саша. Мне показалось удивительным спокойствие Шамаханской царицы, которая не обращала внимания на то, что вокруг неё лежит побитая рать:
«...Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя...»
Петя. Когда царь увидел Шамаханскую царицу, он, царь, все забыл: и про своих детей, и что они умерли. Это и есть загадка.
Паша. Царь встретил Шамаханскую царицу и забыл, что его два сына погибли. Если он, царь, забыл смерть сыновей, значит, он не отец умерших сыновей!
 
Доклад Андрея, Кирилла, Никиты, Артёма.
У Шамаханской царицы склерозные Серёжки, ими она завораживает царя так, что у царя делается склероз!
 

Фрагмент 8

Учитель. Сима Левинштейн сказала, что ей хочется теперь заново перечитать все сказки Пушкина. Как вы думаете, почему?
Саша Скляревский. При их обсуждении могут появиться новые версии.
Женя Сметана. Многие дети зимой болели. Но нудно читать два раза!
Саша Скляревский. Кто захочет перечитать, сможет это сделать дома.
Женя. Сима их не поняла.
Аня. Чтобы сестричке потом рассказать.
Артём. Сима хотела побывать на месте героев сказок. Она хотела услышать другие ответы на вопросы.
Никита. При втором чтении могут появиться новые рассуждения.
Маша. Сима хотела кусочки текста переписать себе, потому что ей Пушкин очень понравился.
Соня Дроздова. Сима хотела сказки Пушкина продолжить.
Андрей. Там много интересных слов.
Кирилл. Я точно не знаю...Пусть Сима сама скажет...
Сима. Все очень просто: первое чтение - подготовка, а второе - это уже на «двенадцать»!

Страницы: « 1 ... 3 4 5 6 (7) 8 9 10 11 ... 23 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/225
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/225
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Сергей Курганов & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?