Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Реутский С. ФИЗКУЛЬТУРА ПРО ДРУГОЕ


Содержание:
  1. ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ЛАЗАЛОК И ПРЕПЯТСТВИЙ
    Глава 1.5 с рассказами, беседами и схемами
  2. ПРАВИЛА В «ПУТЕШЕСТВИИ» ПОСТОЯННЫЕ:
  3. ТИПЫ ЗАДАНИЙ - КАК МОЖНО ПУТЕШЕСТВОВАТЬ
  4. КАКИЕ ЗАДАЧИ СПОСОБНО РЕШИТЬ «ПУТЕШЕСТВИЕ»?
  5. ЗАДАЧКИ НА ФОНЕ ПРИКЛЮЧЕНИЙ
  6. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ И ВАРИАЦИИ
  7. ВАРИАНТ ОДНОГО ИЗ ПЕРВЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ЧЕТЫРЁХ-ШЕСТИ ЛЕТ
  8. РАЗМИНКА
  9. ИГРА
  10. «ЯДОВИТЫЕ» ПУТЕШЕСТВИЯ ПАРАМИ
  11. «НЕРАЗБЕРИХА»
  12. ФРАГМЕНТ ОБСУЖДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
  13. КАК УСЛОЖНЯТЬ ПУТЕШЕСТВИЯ
Информация об авторе: Реутский Сергей
Сергей Владимирович Реутский создал внешне очень простую, но хитроумно организованную последовательность освоения детьми физических упражнений нарастающей сложности, от самых простых до вроде бы чрезвычайно рискованных.
В традиционной физкультуре основное внимание уделяется тренировке исполнительских способностей ученика. Здесь же предпочтение отдаётся творческому поиску каждого ребёнка, а значит, его ответственности за принятый выбор того или иного пути. Так нарабатывается личный опыт двигательного самообразования. Самообразования в непредсказуемом пространстве и обстоятельствах.
Как через физическую культуру возможно осознание себя и мира - такова главная линия книги С.В.Реутского. Этому физкультура и может быть посвящена, утверждает автор. Она не только сочетается с самыми разными сторонами общего развития человека, но и должна превращаться в один из способов развития наших способностей к сотрудничеству со всеми явлениями, которые вокруг нас есть.

← Оглавление

«Путешествие» - это, на самом деле, множество двигательных задачек, которые никто за тебя не решит. Задачки создают ситуацию неопределённости и риска, некой интриги. Потому так и нравятся детям.
 

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ЛАЗАЛОК И ПРЕПЯТСТВИЙ
Глава 1.5 с рассказами, беседами и схемами

1. ПУТЕШЕСТВИЕ - ЭТО...

«Путешествие» - это последовательное преодоление разных препятствий.
Место проведения - либо специально оборудованный зал с физкультурным комплексом, либо гимнастический зал, где гимнастические снаряды и тренажёры соединяются гимнастическими лавочками, досками, верёвками. А может быть и улица, уличные физкультурные комплексы, заборы... А если дома или в группе детского сада - то в препятствия может превращаться мебель.
Как? Хотя бы так - даём задание: «Втроём, с закрытыми глазами, взявшись за руки, через стулья и табуретки, над и под ними - вперёд...»
 
ПРАВИЛА В «ПУТЕШЕСТВИИ» ПОСТОЯННЫЕ:
1. В трудном месте у учителя можно попросить помощь (поддержка, страховка).
2. Если забыл дорогу - спрашивать только у товарищей.
3. Детям задаётся дистанция: когда в «путешествие» уходит следующий.
4. Если заблудился или встал на пол, возвращаешься в начало пути.
5. Длина и замысловатость пути постепенно увеличиваются.
 
ТИПЫ ЗАДАНИЙ - КАК МОЖНО ПУТЕШЕСТВОВАТЬ
а) любым способом добраться из точки A в точку B;
б) возможно большим количеством способов добраться из точки A в точку B;
в) строго определённым путём добраться из точки A в точку B;
г) можно идти по начерченной схеме;
д) можно пройденный путь начертить на схеме;
е) запомнить и пройти путь товарища;
ж) и т.д.
 
КАКИЕ ЗАДАЧИ СПОСОБНО РЕШИТЬ «ПУТЕШЕСТВИЕ»?
«Путешествие» решает много задач и каждый раз разные... Например, на баланс, на равновесие, на понимание того, каким способом пройти трудное место - препятствие. Часто задача возникает от сложившейся ситуации в группе: когда нужно поработать на поддержку друг друга, на умение сотрудничать, на умение договариваться об очерёдности.
Задания на развитие памяти, запоминание маршрута и на понимание задания присутствуют практически всегда. Обычно задаётся сложный и длинный маршрут (можно показывать, можно не показывать). Дети запоминают и проходят по этому пути.
«Если забудете, спрашивайте у тех, кто помнит», - говорим мы ребятам, подталкивая их к сотрудничеству. У детей память по-другому устроена: для них такое задание - реальная жизнь, наполненная своими смыслами. Им легче войти в эту сказку-историю, одушевить её, нежели нам, взрослым.
В «путешествиях» всегда должна быть ситуация выбора. Традиционное обучение - это движение от простого к сложному. Степень усложнения можно представить в виде ступенек большей или меньшей трудности. Вот здесь и появляется выбор. Ребёнок может выбирать себе по силам «ступеньки» крутые и не очень. Может на каждую ступеньку наступать, потихоньку идти, а может через две-три перескакивать. Главное - рассчитать силы. Тогда ребёнок будет успешен, но и без усилия не обойдётся. Поэтому изначальная установка занятий - посильные усилия каждому.
Самый простой выбор заключается в способе передвижения для каждого конкретного ребёнка. Например, можно пройти по наклонной плоскости по-разному: проползти на животе, проползти на спине, пройти на ногах, на коленках, пройти, повернувшись спиной, передвигаться своим новым способом... И дети волей-неволей учатся этому друг у друга, соревнуются в придумывании новых способов.
Физкультурный комплекс так устроен, что из одной точки в другую всегда можно пройти несколькими вариантами-дорогами (по доске, по лиане, на тарзанке прокатиться, по кубикам мягкого конструктора и т.д.)
Поэтому ребёнок может решить для себя, какую дорогу он выберет - более простую или более сложную.
Но одновременно включаются «механизмы», позволяющие детям не зацикливаться на своём выборе. «Путешествия» предлагают и выбор более серьёзный - нравственный, когда требуется помочь товарищам, когда сильный (ощущающий себя таким) рискует собой, чтобы слабого пропустить... В «путешествиях» то и дело возникает работа на взаимодействие, гармонию в коллективе. Дети постоянно оказываются в ситуациях, подталкивающих их к тому, чтобы оказать помощь товарищам. Тогда они учатся давать верные советы, учатся слышать друг друга.
Внешне взрослые, в основном, страхуют и направляют общее течение занятия. Зато в такой ситуации очень хорошо включаются размышления педагога о ценностях, которыми он руководствуется в жизни. Легко сказать, что демонстрируют дети, и о том, какими бы нам хотелось их видеть. Но в том и красота «путешествий», что педагогу не надо говорить об этом конкретно - он просто задаёт задачу на это.
На всех других занятиях, кроме физкультурных, реализация способностей выступает в косвенном виде, обычно трудно увидеть и оценить проблемы - почему у ребёнка не получается. В двигательных же задачках все трудности и проблемы становятся видимыми не только для опытного педагога, но и для самого ребёнка.
Не напрягаться - не получается. На физкультурном комплексе под потолком или прошёл, или нет. Никаких потом. Надо собрать силы в кулак и преодолеть.
За движением не спрячешься. Каким ты предстанешь в нём, таков ты и есть.
 
ЗАДАЧКИ НА ФОНЕ ПРИКЛЮЧЕНИЙ
В «путешествии» есть два типа заданий: задания по образцу и открытые задания.
Задание по образцу - конкретное, с очень чёткими правилами. Если их «путешественник» нарушает, то он должен вернутся на исходную позицию. Таковы обычно только некоторые участки маршрута. На других участках допускаются и приветствуются вариации.
В заданиях с открытым творческим решением (это и есть двигательные задачки) непонятно что делать, как делать, а возможных способов решения много. Задание может звучать так: «Из этого места в то место переберитесь, не наступая на пол». Или, наоборот: «Не залезая на спортивный комплекс». Всё. Предлагается только начало и конец пути.
Другое задание: «Закройте глаза и найдите друг друга, не подавая сигналов», - а Вы за это время понаставите всюду препятствий. Как эту задачку выполнить детям? Не разбираясь, не поймёшь.
Или игра в «Тир» (метание): «Поставьте предметы и сбивайте». А потом можно конкретизировать: чем сбить, каким способом - двумя руками, одной рукой, ногой, головой...
Если нет шаблона, то есть интерес детей. Это и мне, педагогу, постоянный вызов: а смогу ли я в этих привычных условиях сделать что-нибудь по-другому, повернуть к ракурсу, которого ещё не было за столько лет работы?
Вдруг догадаешься поставить столбы из мягкого конструктора, до которых нельзя дотрагиваться в момент передвижения по тропе - и появляются «ядовитые столбы»...
Или, например, задачка на преодоление высоты. На определённом уровне ставится доска и ребёнок должен понять про себя: сможет он пройти по ней или нет. Если нет, то каким образом всё же перебраться? Кто-то тихонько поползёт, кто-то обратится за помощью-страховкой к педагогу или за поддержкой к команде. Это задание направлено не столько на развитие физических качеств, сколько на формирование душевных сил, крепости характера...
 
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ И ВАРИАЦИИ
Ещё два принципа занятия:
 
I. ВКЛЮЧАЙТЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ЗАДАНИЯ (лишь уравновешивая противоположное, мы найдём баланс!) Например, чередуйте темп занятия. Темп менять вообще полезно. Нельзя всё время работать на высоком темпе, можно сорваться. Нельзя всё время работать и в медленном темпе - скучновато.
Чередуйте напряжение с расслаблением. Нельзя всё время работать при постоянной физической или эмоциональной перегрузке.
Сочетайте лёгкое с трудным, известное с неизведанным, спокойное с энергичным.
Спокойное задание может быть очень трудным, но хорошо знакомым. Тогда не возникнет эмоционального перенапряжения. Трудное задание - это чаще всего что-то новое (новый отрезок пути, новый способ прохождения).
Даже на высоте на каком-то участке будут страх и напряжение, а где-то - высоко и совсем не страшно.
Работая на противоположностях, постепенно увеличивайте контраст: от небольших напряжений-расслаблений к упражнениям, требующим предельных напряжений-расслаблений, быстро сменяющих друг друга.
Но к концу занятия дети должны обязательно успокоиться.
 
II. ПРИДУМЫВАЙТЕ ВАРИАНТЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ТЕМЫ («делаем то же самое, но по-другому»). Меняйте последовательность прохождения этапов, добавляйте новые элементы на маршруте, меняйте высоту, угол наклона или устойчивость у элементов физкультурного комплекса, меняйте способы передвижения - не спрыгнуть, а перелезть... И ещё вариант: «Сделаем то же самое, но в другом пространстве» - в спортзале, в группе, на улице, в музыкальном зале....
 

2. МОЧАЛО - НАЧИНАЙ СНАЧАЛА

- А вот, например, ребята идут по «путешествию» и где-то сбивают цель мячом. Если промахнулись, всё - «погибли», начинают идти по маршруту сначала. Или перед ними дракон, которого надо сразить огненным мечом. Опять, коль не попали в него - всё, он того «сожрал», марш на начало. В общем, мочало - начинай сначала.
- Может, так и надо называть рассказ о «путешествиях»: «Мочало - начинай сначала»?
- Точно. Это ведь основной принцип «путешествий». И, несмотря на это, дети выделяют «путешествия» в особо ценный для себя вид. Прыгать на скакалке, или мяч бросать, или в салочки играть ребята требуют на занятиях очень редко. Узнав про «путешествия», они просят только их. Думаю, что «путешествие» для детей - это некая модель серьёзнейших жизненных ситуаций. У детей есть потребность в подобном проживании, они это чувствуют. Откуда дети знают, что в песочек надо играть столько-то времени? Строят, строят, строят куличики. Так же и с «путешествиями».
- Странно, но детям нравится, чтобы мы, взрослые, выбирали им маршрут. Попробуйте предложить им: «Постройте сами, как хотите, и лазайте». Этот вариант свободы быстро исчерпывает себя. Почему? Я это интерпретирую так: дети просят нас, взрослых, устроить нашу модель мира. Просят наши взрослые условия и рамки.
- Оказывается, дети не всегда самодостаточны?
- Ну да, лазать, прыгать - сами, а мир устроить - доверяют взрослым. Дети чувствуют, что должны научиться жить в мире, который устраивают взрослые. И «путешествия» - это некоторый аналог. Потому и есть постоянный запрос на «путешествия», как и на игру в песок.
- И «путешествие», и песок ребёнок проживает, осваивает через внешне-двигательное (куличики с песком и грязью, лазанье...) Быть может, в детях говорит голос древних предков, живших в лесах, на природе, когда лазанья было в избытке? А в городе, хотя заборы и сараи исчезли, потребность в лазанье напоминает о себе детям. И потребность в копании, лепке непонятно чего из чего попало. Мы, становясь взрослыми, забываем об этом.
 

3. БАШНИ И ПЕЩЕРЫ

ВАРИАНТ ОДНОГО ИЗ ПЕРВЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ЧЕТЫРЁХ-ШЕСТИ ЛЕТ
Все сидят на лавочке и внимательно слушают задание - маршрут.
Нужно понять текст, запомнить последовательность, а иногда и способ прохождения этапов. На этот раз задание такое:
1. Доползти до горки на животе.
2. Подняться по ней, лёжа на спине, ногами вперёд.
3. Не вставая на пол, перебраться на «башню».
4. Перебраться на доску любым способом (можно повыше влезть и пролезть в «окошечко», а можно и пониже).
5. Сидя спиной вперёд, ноги на лавочке, доползти до определённой отметки на подвешенной доске.
6. «Плюх» - свалиться с доски на стопку матов (высота приблизительно 50 см.).
7. Скатиться по матам вниз любым способом (маты положены ступеньками).
8. Залезть по лесенке и перебраться на доску, переместиться по ней, свесив ноги вниз. (Здесь становится востребованным важное правило: если трудно и страшно - проси помощи у взрослых или у ребят. Это - работа со страхами высоты).
9. Спуститься вниз любым способом (лесенки там нет, можно повиснуть на руках и спрыгнуть, а можно, например, сползти по стойке комплекса).
10. Пробежать 5 кругов вокруг спортивного комплекса (тоже только с виду простая задачка: малышам трудно бегать и считать одновременно, а ещё попробуй пойми, где начало и конец круга).
11. Работа с закрытыми глазами - «Пещеры». (Это такие проходы под комплексом, стенки мягкие - обложены мягким конструктором; главная задача - найти на ощупь дорогу, никому не помешав и ни с кем не столкнувшись).
12. И окончание путешествия - выползти из зала с закрытыми глазами и, не открывая их, найти свою обувь и обуться. А потом открыть глаза...
 
Вы скажете: «Это всего-навсего игра». Да, конечно, игра, причём с очень строгими правилами. Если ученик ошибается хоть в чём-нибудь, его снимают с дистанции. Но не навсегда: он может сесть в конец лавочки и попробовать начать всё сначала. И так до тех пор, пока все не пройдут дистанцию.
Чем же заняты те дети, кто сейчас не на маршруте? Те, кто плохо запомнил маршрут, очень внимательно следят за теми, кто на комплексе - запоминают все подробности, чтобы не ошибиться. А те, кто уже прошёл? Они могут помочь другим ребятам (конечно, если их просят о помощи). Кстати, по правилам только дети имеют право подсказывать друг другу дорогу, взрослый же может только помогать пройти маршрут: поддержать, если ребёнку страшно, подстраховать, но не подсказывать. Пока движение группы не началось, можно задавать любые вопросы, уточнять, но как только первый ученик вышел на маршрут, всё - вопросы закончились. Кстати, следующий должен начать двигаться не по сигналу педагога, а в тот момент, когда голова предыдущего окажется на горке. Поторопился или прозевал - и в конец лавочки.
Приблизительно 40 минут - и группа успешно справилась с заданием. Удовольствия - море.
 

4. ДИАЛОГ ОБ ОБРАЗАХ И СХЕМАХ

- При составлении нового маршрута «путешествия» вам надо не только доски и канаты по-новому переставлять, но и новые сказочные сюжеты и образы придумывать. И что же, вы ещё и сказочники?
- Сначала я пробовал использовать образ «синего дерева», «серебряного дерева», а потом перешёл на обыкновенную «железную лестницу», «деревянную лестницу» - тоже хорошо. Маленькие дети легко переводят наш занудный язык в свой образный ряд.
- Думаю, что надо работать и с образами и без. С трёх-четырёхлетками яркие живописные образы очень хорошо срабатывают. Поскольку у малышей образное восприятие, то на образах запросто запоминаются очень длинные, путаные маршруты. А вот со старшими (у нас в детском саду и первые классы учатся) надо переходить и на иные языки.
- Часто в «путешествии» работаем со схемами. Работа со схемой - ещё один вариант перевода с языка на язык. Сначала мы слова переводили на язык движения. А теперь, читая схему, мы переводим язык графики в телесные чувства.
Обычно на доске рисуем план комплекса и показываем маршрут, а затем ребята соотносят схему с реальным пространством и вперёд - в путь. «Путешествия» для друзей могут придумывать и сами ребята.
- А ещё в «путешествие» обязательно включаем не только передвижение по комплексу, но и упражнения с гимнастическими снарядами (мячами, прыгалками, обручами...)
 

5. РАЗНЫЕ ЗАНИМАНИЯ И ПУТЕШЕСТВИЯ

Для более полного представления о нагрузках и испытаниях предлагаем вашему вниманию целиком занятие у шестилеток в ноябре месяце - с путешествиями и не только.
 
- Здравствуйте, уважаемые дети! В сентябре и октябре у вас были сложные испытания, хотя только несколько человек отказались. Ну что ж, человек в жизни должен уметь выбирать, что по силам, а что не по силам.
Если не по силам такое испытание - то пропусти, а лучше сделай часть.
Итак, ваши пожелания на это занятие.
«Уважаемые дети» по очереди предлагают «занимания и путешествия». Общий вывод: путешествие - это заразное какое-то.
- До этого у нас были путешествия «на дружбу». Кто-то умеет работать в паре, помогать...
Дети (перебивая): Я, я умею...
Тогда находчивый учитель делает «ход конём»:
- Проверим, умеете ли вы учителя слушать. Задание такое: я даю разные команды - замри, отомри, шагом, бегом, ползком, лазать, висеть, ковырять, прыгать... А вы всё будете выполнять и стараться не ошибиться. Я вас буду путать, а вы старайтесь не запутаться. Чётко выполняйте команду «замри». Если после того, как прозвучала команда «замри», звучат другие команды - их можно выполнять только после команды «отомри»!
Про что ручка поднята?.. Да, при «замри» можно дышать и моргать глазами.
 
РАЗМИНКА
Шагом марш! (Гуляем, как хотим, только не по кругу)...
Теперь девочки в одну сторону, мальчики - в другую по кругу...
Девочки идут «медвежатами», мальчики - «паучками» пошли... в другую сторону и поменялись: девочки - «паучками», мальчики - «медвежатами»... замри...
С закрытыми глазами один круг в одну сторону «кошками-собаками»... отомри (глаза закрыты по-честному). Замри! А теперь по команде, не открывая глаз, ползти всем «червяками» в ОДНУ сторону! Отомри...
Ай, бедные дети... Ударился? Садись, отдохни... А как это у вас так дружно получилось? Кроме одного, все в одну сторону поползли!.. Замри.
Теперь с закрытыми глазами будем учиться дружить.
Все парами, держась за руки, ползёте по кругу в одну сторону. Отомри... Глаза не открываем - у червяков, мне кажется, вообще глаз нет... Ищем пару... берёмся за руку... Замри.
Не открывая глаз, пары встают и гуляют по кругу. Отомри...
Парами с закрытыми глазами находите себе ещё двух друзей и гуляете в четвёрках...
Интересно, а как вы проверяете с закрытыми глазами, четверо вас или нет?.. Замри.
Аккуратно побежали в четвёрках с открытыми глазами. Отомри... Замри...
А теперь в другую сторону с закрытыми глазами. Отомри... Замри.
Каждая четвёрка ищет себе в компанию другую четвёрку, соединяетесь в восьмёрки и гуляете. Отомри ... Замри. Открыли глазки.
Бег по одному... Бежим парами... бег по одному... бег четвёрками... бег парами... бег восьмёрками...
Замри. Глаза закрыть, на пол сесть парами, руки не отцепляем - ползём спиной вперёд до лавочки и садимся, потом открываем глаза. Ах, ну-да, «отомри» забыл сказать.
Мне понравилось. Только огорчило, когда во второй раз вы разбивались на восьмёрки, то очень долго объединялись. Хотелось бы, чтобы вы побыстрее собирались в команды... И ещё не очень хорошо так громко кричать... мы не слышим тогда других.
 
ИГРА
Вариация игры «Коршун, цыплёнок и курица».
Один нападающий, два защитника, жертва. Нападающий должен осалить «змеёй» (длинный тонкий мягкий валик) жертву. Защитники не должны ни бить, ни толкать, ни драться, а только защищать! Без драки!
После игры: «А защитить-то не могут! Как же защитить? Пока не получается...»
- Я знаю... я знаю...
- Защищать умеете?
- Да!!!!
- Пробует следующая четвёрка... Стоп. Вы уже нападаете!.. Так, защищать мы не умеем. Остановились. Похоже, что защищать спокойно не умеете, драка получается.
Комментарий. Уже после двух таких заданий кажется, что дети должны перевозбудиться. Как снять излишнее возбуждение?
Если возбуждение нарастает, нужно делать перебивку в занятии.
Существуют разные способы для того, чтобы сбить ситуацию возбуждения и перенаправить внимание детей на другой объект (например, на учителя).
Первый способ: ритмические упражнения. Топы-хлопы, когда все повторяют в спокойном темпе какой-то ритм (примерно в темпе 60 ударов в минуту). Такой ритм и простейшие вариации на этот ритмический рисунок обычно всех приводит в норму. Задаёт ритм учитель. Внимание детей сосредотачивается на нём.
Второй способ: всевозможные пальчиковые задания. Например, «Попробуй, повтори» (повторить композиции из пальцев или движения пальцами). Переключаем внимание на мелкую моторику, и возбуждение у большинства детей снимается.
Третий способ: упражнения с закрытыми глазами. Риск тут же включает осторожность и возбуждение гасится (например, пройти с закрытыми глазами вокруг комплекса, проползти...)
Но вообще-то полезно на уроке устраивать ситуации, провоцирующие возбуждение и неорганизованность, чтобы дети могли противостоять этому. Так они учатся уравновешивать процесс возбуждения-торможения.
 
Дети ждут этого «путешествия» весь день. Они готовы терпеть любые разминочные упражнения. Например, когда нужно десятерым взяться за руки и бежать вокруг физкультурного комплекса - это же тесно и неудобно. Но дети бегут, лишь бы пойти поскорее в «Путешествие».
 
«ЯДОВИТЫЕ» ПУТЕШЕСТВИЯ ПАРАМИ
Самое трудное в этом путешествии - честно сознаться себе, что дотронулся до «ядовитого дерева» и вернуться в начало пути. Роль «ядовитых деревьев» могут выполнять, например, цилиндры из мягкого конструктора.
 
Путешествие первое, простой вариант.
- Движетесь по «ядовитому лесу» парами на четвереньках, держась за руки. Кто до «ядовитого дерева» дотронулся, та пара погибла - начинает сначала. Пока ставлю три «ядовитых» прохода!
Стоп. Задание было не друг за другом подсматривать, а за собой следить...
Если я про себя считаю, что дотронулся, то начинаю сначала. Я сам заметил, что что-то не так делаю и сам себя смог исправить.
 
Путешествие второе, удлиняется и усложняется.
- Дополняю правила: двигаться парами на четвереньках, держась как угодно друг за друга, главное - сохранить свою пару, не разорвать связку.
Можете держать друг друга за ноги, за нос, за ухо - как угодно. Быть в контакте. Разорвали контакт хоть на секунду - всё, возвращаемся обратно.
Маршрут такой: «Ядовитые деревья», потом по горке вверх, спуск вниз, пролезаем в треугольную пещеру (небольшая треугольная лесенка), вылезаем, дальше перед доской закрываем глаза и проходим по доске вслепую, спускаемся, открываем глаза. (Разговаривайте, помогайте друг другу!)
Снова «ядовитые деревья», «пещеры» (помните о контакте!), вот в этом месте пройти по дощечке с закрытыми глазами, переходите на лестницу, «серебряную лестницу», здесь между «ядовитыми деревьями» надо проползти на животе.
Дистанция: как только пара спустилась с горки, идёт следующая.
Комментарий: Дистанция между движущимися парами - важный элемент «путешествия». С помощью дистанции можно менять задачи. Например, можно устроить «Неразбериху» (когда расстояние между детьми совсем маленькое).
 
Почему-то дети выделяют «путешествия» в особый ценный для себя вид. Прыгать на скакалке, или мяч бросать, или в салочки играть дети просят очень редко. Узнав про «путешествия», они просят только их. Думаю, что «путешествие» для детей - это некая модель серьёзнейших жизненных ситуаций.
 
«НЕРАЗБЕРИХА»
Первая ступень. Работа предлагается в непривычных сложных условиях маршрута. При таком задании дистанция между парами должна быть большая, чтобы пары могли подумать, попробовать разные способы, обратиться за помощью к товарищам, действовать без торопливости. Чем сложнее маршрут, тем больше должно быть расстояние между начинающими движение, чтобы в трудных местах дети не скапливались и не сталкивались.
Вторая ступень. Нужно выполнить задание в «неразберихе»: в скоплении и при столкновении пар. Мы нарочно провоцируем «неразбериху» за счёт резкого сокращения дистанции между идущими. Теперь пары идут часто. Двигаясь в разном темпе, пары начинают друг другу мешать, сталкиваются, очень быстро образуются места скопления. Теперь детям деваться некуда - приходится договариваться, взаимодействовать, пропускать друг друга.
Путешествие началось, уточняем по ходу дела:
- Ищите свои способы связки друг с другом, более лёгкие. Смотрите на других - подсматривайте маршрут... Эта пара раньше времени начала - в конец очереди, по новой...
Ваша пара садится - ты открыл глаза, а он ещё шёл с закрытыми, надо было подождать. Глаза открываем вместе... О, первый человек держится за косичку! Эх, сколько погибших в «ядовитом лесу»! Обговаривайте в парах, как пройти трудные места...
Пошла последняя минута... Всё, занятие закончилось...
Вдруг опять голос учителя:
- Человек без разрешения повис вниз головой - серьёзное нарушение: я понимаю, что от радости и вообще, но нельзя. И предметы без разрешения не трогаем. Они лежат перед тобой, а ты не трогай - выдержку тренируй. Мне одна пара очень понравилась (мальчики), они три раза проходили: ошибались, спокойно садились, договаривались, снова шли, но всё очень спокойно... Нет, не скажу, кто был... Некоторые пары так крепко держались, такие хитрые захваты придумывали, что легко было идти, а у кого-то трудные, неудобные захваты были.
Последнее задание: с закрытыми глазами на четвереньках найти свою обувь - и до свидания!
 
ФРАГМЕНТ ОБСУЖДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
- В сложных местах ребятам трудно было контролировать себя.
- Там, где есть предельное напряжение сил, там не до контроля. Страх, физическая нагрузка... Я в своё время столкнулся с тем, что и простые упражнения можно сделать достаточно трудными. Согласитесь, сложно что-либо выполнять, то открывая, то закрывая глаза.
- А ещё трудно пройти, не беспокоя другого - они ведь торопятся.
Так волнуешься за ребят, видишь, что каждому из них приходится преодолевать что-то своё. И вот они вдруг решаются и хочешь помочь всей душой, чтобы удачно прошли до конца... Столько правил было в этом путешествии!
- В данном случае главная задача состояла в том, чтобы не столько дойти до цели, сколько сделать всё по правилам. Да, правил много - «ядовитость», закрытые-открытые глаза, взаимодействие, последовательность...
- Можно построить так маршрут, что на разных этапах будут разные задачи решаться: где-то понять, как эффективнее пройти по запутанному клубку, где-то пройти любой ценой - тоже в жизни надо уметь делать, в третьем месте пройти на время - как можно быстрее (типично спортивная задача), задача «на дружбу» (т.е. на сотрудничество)...
- Интересное наблюдение: одно из заданий этого маршрута - «двигаться парами... держась как угодно друг за друга». Все дети вцепились в руки друг другу, из-за этого стали мешать при передвижении, выворачивать руки из последних сил. Конечно, сложно придумывать разные способы в такой ситуации. Но одна девочка всё-таки нашлась - придумала за косичку держаться, и идти этой паре стало легко.
 
КАК УСЛОЖНЯТЬ ПУТЕШЕСТВИЯ
Начали мы с «лазалок» разной степени сложности. Если дети не справлялись с маршрутом, то пробовали ещё и ещё раз. Если же все справлялись с заданием, то маршрут менялся и каждый раз был другим. Затем мы стали давать только опорные точки (места на комплексе или на полу, через которые дети должны были пройти). Передвигаться же между этими опорными точками можно было разными траекториями и разными способами по желанию каждого ребёнка. Точки можно проходить последовательно или в произвольном порядке.
Потом маршруты путешествий стали усложняться и удлиняться, так что без помощи товарищей с хорошей памятью справится было нереально. Если сбиваешься с маршрута или срываешься с комплекса, то возвращаешься на исходную позицию - для ещё одной попытки.
Потом стали использоваться планы, схемы физкультурного зала. Тип задачи: пройти по начерченному маршруту по залу, потом самим зарисовать на схеме путешествие своё или товарища.
Потом появились «петли» - такие места, где из точки сначала идёшь в одну сторону, а в следующий раз в другую. Обычно в этих местах скапливается много детей и пройти невозможно, если не договариваться друг с другом.
Потом появилось встречное движение на маршруте. Расхождение двух человек на доске (движение двух команд навстречу друг дружке вынуждает постоянно встречающихся договариваться, чтобы как-то разойтись). Тогда появилась игра «Командир и помощник» - командир ведёт свою группу, по сигналу они меняются ролями.
Или дети по очереди лидируют - руководят маршрутом: где, как пройти и каким способом.
 
Страницы: « 1 ... 4 5 6 7 (8) 9 10 11 12 ... 25 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/217
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/217
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Реутский Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?