Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Реутский С. ФИЗКУЛЬТУРА ПРО ДРУГОЕ


Содержание:
  1. 4. ПРЕДЕЛЫ, КОМАНДЫ И ДИАПАЗОНЫ
  2. ЧЕЛОВЕК В СВОЕЙ КОМАНДЕ
    Глава 4.1. Физкультура, культура взаимопонимания
    и «лидеры-мастера»
  3. МИР ТАК УСТРОЕН...
    ПОПРОБУЕМ ПРИСЛУШАТЬСЯ К ЕГО ЗАКОНАМ.
  4. ОБ УМЕНИИ «ИСТОРГАТЬ ЛИДЕРА»
  5. ЗА ДВИЖЕНИЕМ НЕ СПРЯЧЕШЬСЯ
  6. «УЗКИЕ МЕСТА» И ПОЛКОВОДЦЫ
  7. БЕСЦЕННЫЕ ЛИДЕРЫ ПО НЕУМЕЛОСТИ
  8. ПРИМЕР С КАСАНИЕМ «НА ЧЕСТНОСТЬ»
  9. СОВЕЩАТЕЛЬНАЯ КОМНАТА
  10. РАЗМИНКА НА СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ
  11. ПРИМЕР С «ПЕРЕБРОСАМИ»
  12. ПРО ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ ПОМОЩЬ
Информация об авторе: Реутский Сергей
Сергей Владимирович Реутский создал внешне очень простую, но хитроумно организованную последовательность освоения детьми физических упражнений нарастающей сложности, от самых простых до вроде бы чрезвычайно рискованных.
В традиционной физкультуре основное внимание уделяется тренировке исполнительских способностей ученика. Здесь же предпочтение отдаётся творческому поиску каждого ребёнка, а значит, его ответственности за принятый выбор того или иного пути. Так нарабатывается личный опыт двигательного самообразования. Самообразования в непредсказуемом пространстве и обстоятельствах.
Как через физическую культуру возможно осознание себя и мира - такова главная линия книги С.В.Реутского. Этому физкультура и может быть посвящена, утверждает автор. Она не только сочетается с самыми разными сторонами общего развития человека, но и должна превращаться в один из способов развития наших способностей к сотрудничеству со всеми явлениями, которые вокруг нас есть.

← Оглавление

4. ПРЕДЕЛЫ, КОМАНДЫ И ДИАПАЗОНЫ

Командная работа на физкультурном комплексе может быть тем опытом жизни, на котором дети убеждаются в том, что более нравственные решения становятся и оптимальными для достижения командной цели

ЧЕЛОВЕК В СВОЕЙ КОМАНДЕ
Глава 4.1. Физкультура, культура взаимопонимания
и «лидеры-мастера»

МИР ТАК УСТРОЕН...
ПОПРОБУЕМ ПРИСЛУШАТЬСЯ К ЕГО ЗАКОНАМ.
Долгое время мне не давала покоя евангельская притча о талантах. Ещё и ещё раз я перечитывал её, слушал комментарии к ней - но что-то очень важное ускользало от меня. И вдруг я понял, что Создатель наделил нас разными способностями для того, чтобы мы не могли обойтись друг без друга, чтобы человек мог выказывать любовь ближним.
Возьмём небольшое сообщество людей. Каждый в этом сообществе сильнее других в какой-то области: самый умный, самый добрый, самый сильный, самый смелый и т.д.. И если это так, то слабые не должны лезть вперёд, когда требуется сила; сильные уступать место умным при решении интеллектуальной задачи. А умные на этапе обсуждения должны в свою очередь выводить на первый план тех, кто умеет выстраивать коммуникацию, обсуждение; а «коммуникаторы» должны отступить вместе с сильными и умными на второй план в тот момент, когда в опасной ситуации надо быстро принять решение и энергично действовать. Это уже способности полководца - человека, который в экстремальных условиях может уверенно взять на себя ответственность, который лучше других действует в ситуациях стресса и недостатка времени. А ещё должны быть «лидеры утешения», которые смогут восстановить силы в тех, кто потерпел неудачу. И если такие команды людей складываются - то у них всё ладится, всё встает на своё место.
Когда это стало очевидным, то мы по-другому стали смотреть на педагогику в целом и физкультуру в частности.
 
ОБ УМЕНИИ «ИСТОРГАТЬ ЛИДЕРА»
Получается, что одна из главных граней образования человека - это его умение работать в команде. Причём в такой команде, которая на разных этапах дела должна исторгать из себя подходящего лидера, то есть человека, который её сейчас поведёт.
Для этого команде нужно уметь договариваться, научиться по ходу дела постоянно совещаться, уточнять, как лучше сделать. Команда должна уметь в отдельных ребятах видеть их ценные качества и предоставлять этому конкретному человеку право и ответственность повести всех за собой. Это и есть умение «исторгать лидера-мастера» (хоть на борьбу, хоть на утешение, хоть на выработку общего согласия...).
Обычно при исторжении лидера-мастера каждый член команды должен суметь выполнить два непростых условия:
- с одной стороны, люди с небольшими способностями в данной области не должны лезть вперёд, выдвигая свою кандидатуру;
- с другой стороны, люди с наибольшими способностями по данному вопросу должны суметь не побояться и взять на себя ответственность.
Поэтому мы, педагоги, в любой предметности можем предлагать ситуации-задания:
- в которых без договорённости внутри группы ничего не получится;
- провоцирующие группу к обсуждению, к необходимости произвести деление на «мастеров-лидеров» и тех, кто идёт за ними.
В нашем «физкультурном» случае устраиваем такое испытание, которое возможно пройти только вместе. И если решение совместное не найдено, нет договорённости (например, дети не догадались построиться, чтобы сильные чередовались со слабыми), то класс либо не сможет пройти этот маршрут, либо не сможет уложиться в отведённое время.
Конечно, на занятиях мы не объявляем, кто у нас сейчас самый умный, самый сильный, самый коммуникабельный. Это бы вообще хорошо затушевать. Есть задача, которую нужно разрешить. Нам не надо спорить и выяснять, кто самый-самый! Просто мы должны знать, в какой ситуации на кого можно положиться.
 
ЗА ДВИЖЕНИЕМ НЕ СПРЯЧЕШЬСЯ
На математике, если ты не сосредоточен, то отрицательный результат не сразу проявится: потом спишу, у учителя спрошу, мама дома подскажет. Много выходов выполнить задание: не сегодня, так завтра, не сами, так с чьей-то помощью. А на физкультурном комплексе это происходит здесь и сейчас. Собрал силы в кулак и вперёд - здесь есть реальная, близкая цель, быстрый результат.
И потому, определив проблемы в группе, можно начинать работать над ними на физкультуре через движение. За движение не спрячешься - всё, что мы умеем и не умеем становится ярким и зримым.
 
...В любой момент дети могли выйти из игры и договориться о стратегии преодоления трудностей. Вот тогда и получилось, что коллектив стал исторгать из своих рядов лидеров-умельцев по решению конкретных задач
 
«УЗКИЕ МЕСТА» И ПОЛКОВОДЦЫ
Даём детям задание - «путешествие по дороге с узкими местами», сквозь которые поодиночке не пробраться, да ещё с ограничением по времени. «Узкие места» - это те, через которые перебраться без помощи других невозможно.
Например, надо взобраться на двухметровую доску, установленную под большим углом.
Поначалу маршрут проходили только физически сильные ребята, а слабые застревали в труднопроходимом месте и выслушивали советы сильных. Но это не помогало. Команда маршрут не преодолела.
Тогда взрослые предложили детям использовать «совещательную комнату». В любой момент дети могли выйти из игры и договариваться о стратегии преодоления. Вот в тот момент и получилось, что коллектив стал исторгать из своих рядов лидеров-умельцев по решению конкретных задач.
Например, оказалось, что при обсуждении обязательно нужно было слушать всех детей, которые предлагали интересные идеи прохождения. Причём часто эти дети были не самыми сильными, не самим активными. Эти тихони не обладали нужным напором в желании быть услышанными товарищами. И вот тут команда исторгала из своих рядов лидера-коммуникатора, способного руководить диалогом между собравшимися - они могли слышать своих товарищей, озвучивать их мнения и наладить обсуждение для выбора очередной стратегии прохождения. Но коммуникаторы не смогли руководить самим прохождением маршрута - у них это плохо получалось. Выявились ещё одни лидеры - полководцы, с громким голосом, большой энергией, с верой в победу и способные быстро принимать и озвучивать решение.
 
БЕСЦЕННЫЕ ЛИДЕРЫ ПО НЕУМЕЛОСТИ
Оказалось, что обязательно нужны дети, которых мы часто называем последними, крайними, лидеры по неумелости. Команды, лишённые слабых, «крайних», обычно нежизнеспособны и конфликтны.
Лидеры по неумелости помогают своим присутствием появиться лидерам поддержки и утешения. Лидер поддержки всегда был рядом со слабыми, всегда обоснованно и твёрдо отстаивал их интересы. И благодаря ему эти аутсайдеры вдруг становились всё успешнее и успешнее.
Было интересно наблюдать, кто каким лидером становился на нашей полосе препятствий. Потому что в других пространствах и делах дети заявляли себя по-другому. Оказалось, что «воеводам» и «вожакам» в обычной классной жизни не было места для проявления их качеств. Лидерам поддержки тоже было мало места (при добром учителе). В основном в обычной учебной работе проявлялись только интеллектуальные лидеры и лидеры с исполнительскими способностями.
Антилидеры (пытающиеся перевернуть всё с ног на голову) тоже оказались полезны своей провокацией. Они вносили сумятицу, хаос, неуверенность, сомнение, заставляя группу больше сплачиваться для совместного принятия решений. У нас такие герои после очередного протеста на этапе обсуждения легко возвращались в команду и подчинялись общепринятому решению.
 
ПРИМЕР С КАСАНИЕМ «НА ЧЕСТНОСТЬ»
Ещё одна провокация. Работа на честность. Движемся по лавочкам. Время ограничено. Если кто-то один оступился, дотронулся до пола, то «погибает» вся команда. Оступившийся сам должен признаться: «Стой, ребята, мы погибли!» Представляете, как обстановка нагнеталась!
В «слабом» классе или группе (слабом не в физическом, а в командном смысле) такие правила породят бурю негодования. «Ах, ты третий раз попал в капкан! Нам из-за тебя опять начинать сначала! Мы тебя исключим из команды!»
А у нас работали на поддержку друг друга очень многие ребята. Сразу начинали думать, как этому человеку в трудном месте помочь. И его неудачи не провоцировали конфликт, а оказывались стимулом понять трудные места и устроить в них поддержку; рассчитать, чтобы у слабого в трудном месте было больше времени на преодоление, объяснить ему более выгодную стратегию движения, ставить рядом сильного для помощи.
Но если у группы начинало получаться, то учитель злодейски сокращал время на прохождение маршрута и обсуждения.
 
СОВЕЩАТЕЛЬНАЯ КОМНАТА
Такая работа начинается с теми группами и классами, у которых есть опыт совместных обсуждений. (Первым у меня в такой роли был класс Ольги Сергеевны Шабард в 734 московской школе). Умение договариваться не рождается на пустом месте. Конструктивный диалог у ребят возникает, если педагоги работают над этим не только на уроке физкультуры. Иначе вместо обсуждения будет сплошной спор лидеров.
Даётся задание. Дети пробуют пройти, но не получается. Тогда ребятам предлагается обсудить возникшие проблемы в «совещательной комнате». Обычно первая реакция команды: «Нет». Через три-четыре неудачные попытки у ребят возникает желание обсудить и совещательной комнате срабатывает.
Это небольшая калька и с элементов коммунарской методики, и со стиля работы методолога Дмитрия Иванова, когда он говорил: «Я ничего не умею, они всё сами. Я помогаю им только обсуждать». И мы помогаем им обсуждать, принимать решение, но и постепенно усложняя ситуации.
 
РАЗМИНКА НА СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ
Команды по 4 человека. Надо одновременно подбросить и поймать большую деталь мягкого конструктора (например, длинные цилиндры), то есть бросить выше головы и одновременно всеми руками поймать деталь.
Обычно вначале бывает много смеха. Деталь мягкого конструктора летит в самом неожиданном направлении и её почти невозможно поймать.
 
ПРИМЕР С «ПЕРЕБРОСАМИ»
Классическое упражнение - надо вместе что-то куда-то забросить или перебросить через препятствие. Сегодня на высоте груди установлена горизонтальная доска. Ребята должны по очереди взять одного из команды и перебросить-перевалить его через доску. Задание вроде бы несложное, важно не сделать больно и не хватать за одежду.
На деле всё оказывается не так просто. Вот пять команд. Место у доски только для одной. Значит, команды между собой должны договориться об очерёдности.
Ещё одна трудность - тяжёленькие дети. Команда физически не могла их перебросить (один ребёнок весил примерно килограмм сорок, его вдесятером не могли перевалить). Наконец догадались попросить помощи у всех ребят. Пришлось придумывать способ подключить как можно больше детей к решению этой проблемы, но чтобы они при этом не мешали друг другу. То есть дети вместе стали вырабатывать стратегию, план действий.
Ребята обсуждали примерно так: «Трудно за руки тащить, но самое тяжёлое - туловище приподнимать. Тогда на туловище самых сильных надо ставить, а за ноги берутся - слабые...» А теперь надо разобраться, кого же признают самым сильным...
Это интереснейший пласт работы на договорённость: на умение обнаружить проблему и договориться. В этот раз справились за 20 минут.
Интересно было наблюдать при этом и за мальчиком, которого тяжело было перевалить через доску. Ведь для всех это переваливание выглядело очень смешно - но его не обижал этот смех. Мы удивлялись, как он совершенно спокойно, без комплексов многократно ложился, не смущаясь. Можно было порадоваться за ребят. Им было очень тяжело, но они его ни разу не унизили, не рассердились, не перессорились. Как муравьи, брали и тащили, брали и тащили, пока не получилось.
 
ПРО ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ ПОМОЩЬ
В этом упражнении дети зацепляются локтями (как морячки) друг за друга небольшими группками. Свободные кисти пригодятся для лазанья... им предстоит пролезть по физкультурному комплексу, по подвешенной вертикально сети... Относительно просто.
А задания на помощь и взаимодействие были закамуфлированы. Устроили провокацию: кто выполнил упражнение - свободны, лазайте, как хотите. Догадаются ли освободившиеся сами прийти на помощь тем, кто застрял «в пути»? К сожалению, нет. Без подсказки взрослых свободно играющие не включились.
Правда, как только учитель напомнил, сразу почти все кинулись помогать. Но всё равно плохо. Те, у кого возникли трудности, не сумели попросить помощи - кричат: «Помогите!», - а выбрать конкретного помощника не могут.
Помогающие, конечно, поторопились на выручку, но к кому угодно, а не тем, кому важнее всего было в данный момент. Да к тому же не сразу догадались, как помочь. Не всегда же совет помогает, иногда нужна чисто физическая помощь. Например, по сетям легче было перебираться по верху (наверху - большая жёсткость, внизу сети свободно болтаются). Об этом надо было догадаться. А если у некоторых физических сил не хватало наверх забраться, то его нужно было поддерживать под спину, прижимая к сетке.
Вот и нам, взрослым, стало очевидно, над чем надо работать в группе: ребята в сложной ситуации ещё не умеют ни просить помощь, ни помогать. Хотя уже умеют ощущать себя командой и хотят помогать друг другу.
 
Страницы: « 1 ... 18 19 20 21 (22) 23 24 25 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/217
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/217
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Реутский Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?