Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Реутский С. ФИЗКУЛЬТУРА ПРО ДРУГОЕ


Содержание:
  1. ИССЛЕДУЕМ МЕТАНИЕ МЯЧА
Информация об авторе: Реутский Сергей
Сергей Владимирович Реутский создал внешне очень простую, но хитроумно организованную последовательность освоения детьми физических упражнений нарастающей сложности, от самых простых до вроде бы чрезвычайно рискованных.
В традиционной физкультуре основное внимание уделяется тренировке исполнительских способностей ученика. Здесь же предпочтение отдаётся творческому поиску каждого ребёнка, а значит, его ответственности за принятый выбор того или иного пути. Так нарабатывается личный опыт двигательного самообразования. Самообразования в непредсказуемом пространстве и обстоятельствах.
Как через физическую культуру возможно осознание себя и мира - такова главная линия книги С.В.Реутского. Этому физкультура и может быть посвящена, утверждает автор. Она не только сочетается с самыми разными сторонами общего развития человека, но и должна превращаться в один из способов развития наших способностей к сотрудничеству со всеми явлениями, которые вокруг нас есть.

← Оглавление

Работая с нюансом, мы утончаем свою чувствительность, различаем всё более тонкую структуру действия или предмета. Легче определяем главное и второстепенное. Среди главного опять обнаруживаем деление на новое главное и второстепенное. Так мы начинаем овладевать предметом или процессом, легко им управлять, понимать тенденции, и самое результативное действие становится малозатратным. При малых усилиях знаток нюансов добивается удивительных эффектов.
 

ГИМН НЮАНСУ
Глава 3.5

В мире происходит постепенный переход от грубых форм существования ко всё более тонким формам. По мере развития биосферы нервная система живых существ усложнялась, всё утончённее реагируя на мир. Сам человек создавался так, что в его облике шаг за шагом возникали более подробные нюансы. И его личное совершенствование происходит через постижение значимости всё более «малых» элементов мироздания.
Так раскрывается понятие микрокосмоса. Включаются мысли - и грубая, и тонкая (острая, способная выделить существенный компонент...) И, открыв для себя ключевой нюанс, приложив силы в мельчайшем месте, в нужной точке мы добиваемся огромных результатов.
Чувство нюанса - ведь это и есть мастерство.
Мне рассказывали притчу о мастере по заточке карандашей. Он делал то же самое, что делали все, но великолепно! Повторить это было невозможно. Говорили, что если он подбирал определённый инструмент, определённую породу дерева и сорт графита, то мог заточить карандаш одним движением. Повторить такое движение никакой прибор не был способен! Один из друзей рассказывал, как на турбинном заводе старый дедушка доводил до совершенства работу турбины - вручную, на ощупь. Приборы не были ему конкурентами.
Чем характеризуются в спорте лучшие тренеры? Они хорошо понимают структуру движения и характер ситуации - и работают с мельчайшим нюансом, вырабатывая индивидуальный образ действия для конкретного спортсмена. И когда все параметры правильно учитываются, то получается чудо: малыми силами - но верно приложенными. Тогда всё происходит будто само собой, без видимых усилий!
Так же можно подходить и к тренировкам маленьких детей. Например: попадание в уменьшающуюся, всё более удаляющуюся, всё более труднодоступную мишень, когда нам надо всё точнее ощущать движение броска и управлять им.
Или суметь удержать баланс на всё уменьшающейся опоре. Баланс на двух ногах, стоя на полу; баланс, стоя на табуретке; баланс, стоя на одной ноге на табуретке... Вот когда обостряется чутьё! Освоение нюанса - это всегда переход от сознательного к интуитивному. Для умения балансировать полезны упражнения с мешочками, палками, кубиками - носить их на плечах, на руке, на голове...
Вся каллиграфия - это нюансы в тонкой моторике, работа с нажимом пера и т.п.
Работа с элементом, с частью целого, с нюансом даёт возможность педагогу уйти от рутины, хаотически бездумного... Всегда в любом даже простейшем движении можно выявить структуру. Для того чтобы различить нюанс, надо целое представить в виде частей, определить более главные и второстепенные компоненты этого явления. Установить «ранжир частей». И предположить, как конкретно с частью можно поработать. Как живое образование устроено? Во-первых, двигательный опыт. Во-вторых, эмоциональный опыт. В-третьих, опыт мышления, различения масштабов и подробностей, соразмерностей и взаимозависимостей. И всё это сходится на нюансе.
В садике, в жизни с детьми ты улавливаешь детское настроение, ощущаешь, насколько идёт продвижение, надо ли остановиться или продолжать работу, как изменить ход занятия, увидев (сознательно или неосознанно) важность какого-то элемента...
У меня есть план, я понимаю, чему надо учить, но вот есть конкретная ситуация у меня и у детей - и она требует других заданий. Когда я таким образом анализирую своё занятие, то мне становится понятнее структура моих действий, действий ребёнка и проблемы - несовершенства моей методики, истоки ошибочных действий... Но вот тогда и возникает потребность в умении находить нюанс, с помощью которого успешнее решится поставленная задача.
Может быть, проблемы всего нашего образования в том, что с воспитателями и учителями почти не принято говорить о нюансе?
Нам всё время сообщают о новых общих смыслах, целях, задачах, содержании образовательной работы. Но оказывается, что «главное» в воспитании то и дело оказывается намного менее важным, чем «детали». А второстепенное, почти незаметное, вроде бы пренебрежимо малое, оказывается главным в педагогическом деле.
Не так ли, впрочем, как и в любом другом?
 
ИССЛЕДУЕМ МЕТАНИЕ МЯЧА
Попробуем сочинить упражнения про метание мяча. Например, метание мяча из разных положений тела.
Когда ребёнок в разных положениях выполняет одну и ту же задачу, тогда он подсознательно, интуитивно приспосабливает движения своего тела к поставленной задаче.
Как бросать лёжа на животе? Как под этот бросок поменяются движения? А если бросать лёжа на боку, на спине? Ребёнок почувствует положение тела во время броска.
Метание стоя, с колена, лёжа - уже всем знакомо. Тогда добавим:
- лёжа на спине, головой к цели;
- лёжа на спине ногами к цели;
- лёжа на боку, двумя руками,
- одной рукой, из-за головы...
А теперь попробуем бросать несбалансированный предмет, со смещённым центром тяжести. Или попробуем соревноваться в скорости броска.
Затем тренируемся в бросках на силу - бросание палки, шланга, утяжелёного мяча.
Задача одна - попасть в цель, а ситуации разные.
Вот вам работа и с нюансом, и с умением управлять своими движениями.
 
Страницы: « 1 ... 17 18 19 20 (21) 22 23 24 25 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/217
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/217
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Реутский Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?