Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Реутский С. ФИЗКУЛЬТУРА ПРО ДРУГОЕ


Содержание:
  1. ЗАЧЕМ НУЖНА БОРЬБА МЕЖДУ МАЛЫШАМИ?
  2. СТРАХИ И ЗАКОНЫ КОНФЛИКТА
  3. КАК РОЖДАЕТСЯ БОЕЦ.
    ПЕРВОЕ ДЕТСКОЕ ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ
  4. ДВОЙНОЕ ДНО ПРОСТЫХ ТРАДИЦИЙ
  5. САЛОЧКИ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПОЕДИНКИ
  6. ОТСТУПЛЕНИЕ О БОЛИ И ТЕРПЕНИИ
  7. НА МАТЕ
  8. «МАШИНА СМЕРТИ»
  9. ИЗ ЧЕГО МОЖНО СДЕЛАТЬ БЕЗОПАСНОЕ ОРУЖИЕ?
  10. СКВОЗЬ ВНЕЗАПНЫЕ УГРОЗЫ
Информация об авторе: Реутский Сергей
Сергей Владимирович Реутский создал внешне очень простую, но хитроумно организованную последовательность освоения детьми физических упражнений нарастающей сложности, от самых простых до вроде бы чрезвычайно рискованных.
В традиционной физкультуре основное внимание уделяется тренировке исполнительских способностей ученика. Здесь же предпочтение отдаётся творческому поиску каждого ребёнка, а значит, его ответственности за принятый выбор того или иного пути. Так нарабатывается личный опыт двигательного самообразования. Самообразования в непредсказуемом пространстве и обстоятельствах.
Как через физическую культуру возможно осознание себя и мира - такова главная линия книги С.В.Реутского. Этому физкультура и может быть посвящена, утверждает автор. Она не только сочетается с самыми разными сторонами общего развития человека, но и должна превращаться в один из способов развития наших способностей к сотрудничеству со всеми явлениями, которые вокруг нас есть.

← Оглавление

Тому, у кого нет опыта преодоления, борьбы, победы, тому не из чего выбирать; тому в конфликте остаётся только покорность или бегство.
Но как дать опыт преодоления нашим детям?
 

ДЕТСКИЕ ПРОТИВОБОРСТВА
И НАУКА ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
Глава 3.3

ЗАЧЕМ НУЖНА БОРЬБА МЕЖДУ МАЛЫШАМИ?
Воспитанием дошкольников в основном занимаются женщины. И остаётся открытым вопрос: а нужно ли учить женщин-педагогов тренировать детей в ситуации конфликта, т.е. в борьбе? Всё-таки это не свойственно их природе. С другой стороны, познакомившись с борьбой, женщины правильнее смогут относиться к вопросам воспитания мальчишек. Меньше будет запретов, у воспитательниц появится чутьё на меру, степень конфликта, что нужно поддерживать, к чему побуждать, а что запрещать.
С мужчинами-тренерами (особенно теми, кто специализируется на восточных единоборствах), тоже не всё так просто. Они часто предлагают стратегию «око за око, зуб за зуб», на агрессию отвечать агрессией. Но ведь инфантильные мужчины, не прошедшие школу единоборств, сами не способны защитить ни себя, ни окружающих. Нам кажется, мы воспитываем мягкость и интеллигентность, а на деле - культивируем неспособность противостоять злу силой, прививаем образ готовой жертвы. А если есть жертва, то злодей найдётся.
Зачем всё-таки нужна борьба с малышами?
Во-первых, самое простое и важное на занятиях элементарной борьбой - это через плотный контакт насытить потребность в телесном общении между детьми и родителями, детьми и другими детьми. Такая щенячья возня... Но дети к ней стремятся, и не случайно.
Во-вторых, на занятиях по элементарной борьбе можно учиться правильно реагировать на ситуацию конфликта. У интеллигентных (хороших) мальчиков порой надо преодолеть неспособность толкнуть, ударить противника, так как в определённой ситуации человек может и должен ударить. Здесь всё упирается в меру. Если противник видит в вас уверенное поведение, то он, скорее всего, не нападёт. А псевдосмиренное поведение провоцирует во многих случаях агрессию. По большому счёту мы не знаем, что такое смирение. Ведь оно должно включать доброжелательность, открытость, видение и ведение ситуации, т.е. уверенное поведение.
В-третьих, только созданием культурного места для противоборств можно способствовать воспитанию культурного отношения к ним. Ведь всегда есть группа мальчишек, которая в рамках сильного запрета выплёскивает накопившуюся агрессию в уличную бесконтрольную среду. Там практически любая ситуация превращается в конфликт, жизнь и здоровье теряют ценность, а побеждает тот, кто вбрасывает больше сил и негативных эмоций в «неокультуренный» конфликт. Это путь к деградации. А культивирование опытов доброжелательного противоборства, чуткого, мудрого поведения в конфликте - хорошая прививка и от агрессии, и от беспомощности.
Подготовка воина когда-то начиналась с подвижных игр в нежном возрасте. Думаю, что в большинство из этих игр мы играем до сих пор, только они потеряли для нас свой первоначальный смысл. Мы слишком упростили смыслы наших игр («Салочки», «Жмурки», «Ловишки»), преследуя лишь одну цель - формирование двигательных качеств. А давайте посмотрим на хорошо известные нам игры с позиций боевых техник, которые делятся на ударные и бросковые. А мы за основу возьмём две игры - «Салочки» и «Ловишки». «Салочки», по существу, это символический удар и уклонение от него, а «Ловишки» - это элемент начала борьбы - захват.
 
СТРАХИ И ЗАКОНЫ КОНФЛИКТА
Профессиональные психологи, наверняка, лучше могут рассказать о стратегии поведения в конфликте. Расскажу, как учили меня.
Что является топливом для конфликта? С одной стороны - неполноценность, жаждущая самоутверждения (самолюбие и тщеславие), с другой - страх, парализующий волю к сопротивлению. В конфликт вступают либо две неполноценности, не могущие отступить, боящиеся «потерять лицо», либо чья-то неполноценность самоутверждается на безвольной жертве.
Оказавшись в конфликте, надо уметь выйти из стихийно складывающихся ролей жертвы, спасателя или агрессора - и посмотреть на ситуацию взглядом отстранённого наблюдателя, исследователя. Только не увязая эмоционально в ситуации, можно увидеть способы выхода из конфликта. Вообще с внутренне уравновешенным и доброжелательным исследователем тяжело развивать конфликт.
Итак, наша основная задача при организации детских противоборств и поединков - сделать так, чтобы, играя, дети научились спокойно разрешать конфликты, в том числе и телесные; чтобы страх (если он появился) не вызывал у них ни эффекта агрессии, ни аффекта загнанной жертвы.
Борьба присутствует на всех уровнях и в разных областях человеческой жизни. Самый высший смысл - это духовная брань, это твоя внутренняя борьба со страстями (как побеждать в себе худшее, взращивать лучшее - то, чем занимаются подвижники). В христианской традиции это борьба за спасение, борьба с тьмой в себе и в мире.
Но мы всегда движемся от внешнего к внутреннему, от грубого к утончённому, от более низкого уровня к более высокому. Значит, и на занятиях придерживаемся той же логики: сначала мы должны научиться бороться телесно, бороться эмоционально, интеллектуально, а потом духовно, нравственно бороться. И обязательно научиться побеждать!
Поэтому борьба - это не так просто. Это один из смыслов жизни человека и способ существования. Такова природа этого мира.
Наша борьба - это некий телесный опыт понимания про что-то важное, вплоть до смысла жизни. Но это должно ещё закрепиться в эмоциональном, в интеллектуальном и, в конце концов, в духовном. С любым возрастом стоит начинать с телесного опыта, не забывая о дальнейшем продвижении через эмоционально-интеллектуальное - к духовному.
 
КАК РОЖДАЕТСЯ БОЕЦ.
ПЕРВОЕ ДЕТСКОЕ ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ
В любом деле важно первое запечатление ситуации, первый жизненный опыт. Вот противоречивый пример из детства моего знакомого. Ему тогда было четыре года, его другу - лет шесть. Вместе во дворе играли, дружили, ссорились. Старший мальчик, пользуясь своим превосходством в силе, частенько обижал четырёхлетнего. И когда мама малыша приходила к матери шестилетнего и жаловалась, та отвечала: «Ничего, пусть дети сами разберутся».
И вот однажды старший, играя, видимо, без всякой злобы, запустил камнем и попал в ногу малышу. Малышу, конечно, стало больно, но не столько больно, сколько обидно. Он не нашёлся, что сделать, в очередной раз заплакал и побежал к мамке жаловаться.
И вот тут мама дала сыну неожиданный совет. Она сказала: «Не хнычь. Ты должен быть мужчиной. Возьми палку, подойди и дай ему сдачи». Друг рассказывает, что он почти не спал ночью, всё думал, не мог решиться на такой поступок. Во-первых, надо было напасть на старшего и более сильного, во-вторых, ударить палкой! Казалось, что это просто невозможно.
Но малыш очень доверял маме и решился. Вышел во двор, долго подыскивал подходящую палку, нашёл, взял в руки и стал с ней ходить. «Я всё ходил с палкой и думал, всё представлял, как это должно произойти. У меня не хватало духа ударить. Вдруг выскочил мой товарищ - мой обидчик. Он, конечно, забыл про вчерашнюю историю, радостно бросился ко мне, стал мне что-то рассказывать, куда-то потащил меня. И вот в какой-то момент он повернулся ко мне спиной... Но я-то должен был сделать то, что посоветовала мне мама. Я собрался с духом и двинул ему палкой по голове. Он с удивлением обернулся и посмотрел на меня. У меня мелькнула мысль: «Наверно, ему не больно, раз он не плачет». И я ударил его ещё раз в лоб. У него потекли слёзы, он с рёвом и криком бросился домой.
Палка вывалилась из моих рук. Я тоже с рёвом бросился к своей мамке. Всхлипывая, я забрался под стол с длинной скатертью в надежде спрятаться ото всех и там замер. К нам прибежала рассерженная мама старшего мальчика. Но тут и моя мама без тени смущения сказала: «Ничего, мальчики сами разберутся». Эту историю я запомнил на всю жизнь».
Больше всего меня поразило, как он описывал свои переживания. Как долго не мог решиться и, наконец, решился, как изумили его слова матери. («Если б такое сказал кто-то другой, я бы не сделал этого»).
Вот так, думаю, родился боец. Но рождение бойца - это ведь ещё не всё. Одно дело - может ли он до конца постоять за правду, другое - что он считает правым и неправым, за что готов биться и что готов отстаивать «не щадя живота своего».
В детстве ещё нет устойчивых нравственных категорий, есть только опыт преодоления себя. Но за всем этим ещё дышит ветхозаветная мораль «око за око, зуб за зуб» (за камень по ноге - палкой по голове).
 
Только созданием культурного места для противоборств можно способствовать воспитанию культурного отношения к ним.
 
Долго ещё нужно расти, чтобы научиться понимать и чувствовать, в каких ситуациях можно так поступать, а в каких - нельзя. Везде, где нет меры, где разрушены нравственные ценности, любые победы превращаются в фарс или в трагедию...
Но эта дальнейшая, нравственная сторона дела не отменяет первоначальной проблемы. Для готовности сделать нравственный выбор вообще должна быть возможность выбора: или покориться (убежать), или вступить в бой с несправедливостью и неправдой. Но ведь для наших детей по большей части выбора нет. Тому, у кого нет опыта преодоления, борьбы, победы, тому не из чего выбирать; у того есть только покорность и бегство.
Как такой опыт дать нашим детям? Непонятно, нет рецептов. Любое повторение рассказанной истории будет ошибкой. Но взрослый, наставник должен понимать, что бойцу за правое дело необходимо «родиться». Сам по себе ни в каких спортивных залах боец не рождается.
В спорте, по большей части, происходит отсев менее способных. Боец рождается в преодолении. И чрезвычайно важно первое детское запечатление, во многом определяющее нашу дальнейшую жизнь. Важно получить опыт победы над более сильным противником, т.е. решиться вступить с ним в поединок и победить.
 
ДВОЙНОЕ ДНО ПРОСТЫХ ТРАДИЦИЙ
Народные «салочки», «топтуны», «ловишки», «колдунчики» - это всё опосредованное обучение борьбе.
«Салочки» - имитация ударов. «Ловишки» - как только появляется правило на удержание пойманного и правило, позволяющее пойманному вырываться - становятся борьбой. (Например, можно удерживать пойманного на счёт «пять», если не вырвался, то пойман).
А вот «Колдунчики»: осаленный замирает в «зверобатической» неудобной позе. Во-первых, удержание позы предполагает большую физическую нагрузку, а во-вторых, из этой позы трудно будет выручать-расколдовывать. Например, если это упор лёжа - а расколдовывать мы попросим только за пятку левой ноги. Сразу игра принимает очень атлетический характер.
Если в игре партнёрам приходится держаться друг за друга, то это заставляет действовать их, как единое целое. Не договариваясь, каждому в паре приходится угадывать движение партнёра и интуитивно вырабатывать стратегию совместного движения, чтобы успеть уклониться или догнать. Сперва руки разрываются, но дети учатся понимать друг друга без слов. Можно менять захват: за кисти, под руки, за талию. А можно вставать в команды по три и четыре человека. Можно вставать спина к спине, сцепив локти. Усложняем ситуации, а игра продолжается.
Постепенно осваиваем игры с более сложными правилами. Если не получается, то возвращаемся к более простым играм.
 
САЛОЧКИ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПОЕДИНКИ
Вернёмся к «Салочкам» и посмотрим на возможную логику последовательного усложнения.
1. Сперва всячески ограничиваем силу контакта. Салим лёгким касанием, ни в коем случае не больно. Важно, чтобы было совсем не страшно. Если есть страх телесного контакта (ведь у ребёнка может быть отрицательный опыт), то устанавливаем в игре тот уровень, который малыш для себя ощущает как безопасный. Салим, дотрагиваясь только до определённой части (кисти рук, локти, плечи...) Этот способ редко используется - хотя такое ограничение вызывает большой интерес у детей, ведь становится сложнее играть. Очень важно, чтобы ребёнок убедился, что телесный контакт не опасен. Вся парная и командная зверобатика - это телесный контакт, где мы должны пристраиваться друг к другу, вместе взаимодействовать.
2. А ещё можно салить только плечом. Игра затрудняется, и контакт получается более ощутимым, потому что можешь врезаться всей массой в партнёра. Или наоборот: салить можно только дотрагиваясь до спины, а руками защищаться. И вот «Салочки» приобретают другой вид, они уже почти напоминают поединок.
3. Увеличиваем силу осаливания - лёгкое касание сменяется шлепком, потом - ощутимыми ударами, сила осаливания постепенно возрастает.
4. «Салочки» предметами (мягкие мячики, более жёсткие мячи, более тяжёлые поролоновые, пластмассовые, резиновые, лёгкие, но жёсткие пластмассовые, тяжёлые резиновые мячики). Усложняем, уточняя, куда можно салить, куда - нельзя.
5. «Салочки» среди физкультурного комплекса - среди сложного насыщенного предметами пространства. Дети, бегая, должны учитывать пространство, не ударяться о стойки, лестницы, доски, уворачиваться от них, не мешать друг другу.
6. Удары колбасками-змейками (набитые поролоном, тряпками длинные мягкие трубы). Постепенно придаём жёсткость трубам. Внутрь можно проложить лёгкую пластмассовую палку.
7. Самый предельный вариант: постепенный переход от «Салочек» к упражнениям «Удары палками». Сражаемся деревянной палкой в мягкой оболочке. Впрочем, это уже скорее для школьников. (А вот в подростковом возрасте можем играть в «Салочки» настоящими палками).
Но и дошкольников мы плавно подводим к ударной технике. Дети уже уклоняются, уворачиваются от ударов. Удары им теперь не страшны, они вполне могут переносить и боль от них.
 
ОТСТУПЛЕНИЕ О БОЛИ И ТЕРПЕНИИ
Боль - это всего лишь сигнал для более осторожного поведения, для внутренней мобилизации. Испытывать боль - это нормально, конечно, если боль не приводит к шоку. Мы же словесно всегда мальчишек призываем терпеть, показывать свою мужественность, требуем от них стоически и спокойно переносить боль. Когда ребёнок больно ушибается (если ситуация не серьёзна), и ему хочется поплакать, то попробуйте на первом этапе продолжить увлечённо играть. И тогда чаще всего ребёнок долю секунды ещё подумает, заплакать или продолжить играть, и в абсолютном большинстве случаев продолжит игру. По большей части дети не обращают внимание на боль, когда интересно.
 
НА МАТЕ
Итак, через ряд усложнений приближаемся к поединку, который уже не выглядит таким страшным и сложным. Просто надо понимать, что за «Салочками» стоит ударная техника, а за «Ловишками» - борьба.
Обычно борьба происходит либо в стойке, либо лёжа. Но для малышей борьба стоя травмоопасна. Надо, чтобы малышня уже перед началом борьбы или лежала, или двигалась на корточках, на четвереньках... И многое окажется удобным делать шиворот-навыворот (не уложить на лопатки, а не дать подняться с лопаток и т.п.) Вот серия безопасных упражнений на мате (но только на одном, больше - будут разъезжаться).
Первый вариант. Задача: столкнуть противника с мата, находясь в положении на четвереньках, лёжа, либо любым способом, но не вставая на ноги. Победа обозначается разными вариантами: соперник половиной туловища оказался за матом или полностью за его пределами. В этих поединках используется зверобатика («медвежата», «паучки»...).
А вот другая серия заданий: не дать сопернику подняться с лопаток, встать на ноги. Один лежит на животе (на спине), другой держит его за руки, или за ноги. По хлопку лежащий должен встать, второй должен его удержать. Один удерживает лежащего на лопатках, тот должен подняться. Или перевернуться на живот (или с живота перевернуться на спину). Вот вам, пожалуйста, освоение приёмов освобождения от захватов с нежного возраста, не обучая никакой специальной технике.
Борьба нескольких человек на одном мате. Двое держат одного за ноги, лежащий должен встать. Как - не объясняется. Даже слабым у сильных удаётся встать. Двое держат за руки: умудряются использовать силу одного против другого. Или на одного двое просто ложатся, а надо вылезти из-под них.
Контролировать правила могут помогать родители. Обычно у каждой пары есть судья-родитель, который подбадривает, успокаивает.
 
«МАШИНА СМЕРТИ»
Самая общеизвестная «машина смерти» - «удочка под ногами». Ведущий, стоя в середине круга, вращает верёвку над землей. Дети должны перепрыгнуть через неё. Но это не страшно. Страшно будет, если привязать к концу «удочки» резиновые кольца, с виду похожие на чугунные. Высота вращения верёвки может изменяться, тогда с определённого момента нужно будет не перепрыгивать, а приседать.
Привыкли к этому - начинаем раскручивать тяжёлую жёсткую верёвку. Далее - мягкую и затем жёсткую палку. На следующем этапе вращение неожиданно может меняться на противоположное.
Один раз игра «Машина смерти» начиналась словами: «Сейчас буду бить палкой». Родители заволновались: «Почему такое страшное название?» Отвечаю: «Потому что моя задача - попытаться напугать детей, чтобы они научились противостоять своему страху и решились шагнуть навстречу неизведанному, опасному».
Грозная палка ритмично поднимается и опускается, со свистом рассекая воздух и громко ударяясь об пол. Надо успеть пробежать под палкой и не быть задетым. На первом занятии при виде опасности многие дети съёживаются и отступают назад. Но как-то сразу образуется восторженная очередь из тех, кто с горящими глазами готов устремиться вперёд. По нашим правилам пробегаешь под палкой тогда, когда внутренне готов.
Если нет - можешь снова и снова становиться в конец очереди, заряжаться верой от тех, у кого духу хватило пробежать. «Умная» палка, несмотря на грозные взмахи, почему-то едва касается робких, минует смелых и решительных, и чувствительно задевает наглых и самоуверенных.
Время подготовки для броска тоже может меняться. Вначале оно не ограничивается, затем понемногу сокращается. Взрослый считает: «Раз, два, три...». За три счёта каждый ребёнок должен собраться и пробежать. Не успел - становишься в конец очереди. Через некоторое время я с удивлением и восторгом смотрю на эту монолитную решительную команду, пробегающую на счёт «Раз; раз...» друг за другом без остановки.
Потом надо пробежать под двумя-тремя палками, расположенными подряд с небольшими промежутками. Сначала это получается только у тех, кто догадался, что между жерновами «машины смерти» есть безопасная зона, где можно отдохнуть и после сделать следующий бросок. Далее палки начинают двигаться в разном ритме и в разных направлениях, а зоны безопасности уменьшаются.
Справился с предложенными заданиями - преодолевай «жернова смерти» боком, вращаясь и разными «зверобатическими» способами («пауком», «червяком», «медвежонком» и т.п.).
Поначалу используем палку с поролоновой оплёткой, потом пластмассовую, деревянную. В конце концов, всегда находится тот, кто интересуется: «А нас будут бить железной палкой?» Приходится идти навстречу пожеланиям «трудящихся».
Для тренировки бойцов «нежного дошкольного возраста» можно раскачивать элементы мягкого конструктора. Вместо палки можно с разной скоростью вертикально вращать прыгалки (тяжёлую верёвку, верёвку с грузом). Палку можно заменить обручем, преодолевать который намного сложнее.
 
ИЗ ЧЕГО МОЖНО СДЕЛАТЬ БЕЗОПАСНОЕ ОРУЖИЕ?
Самая простая «шпага» для малышей - пустая мягкая пластмассовая бутылка. Лёгкая, ею почти невозможно ударить больно (правда, донышко жестковато). Вооружаем всех бутылками и играем в «Салочки» по ногам. Бутылкой можно защищаться.
Можно фехтовать надувными игрушками - ими можно бесстрашно колошматить друг друга.
Возьмите поролоновые трубы, обшитые материей. Ими больно не хлестнёшь, но можно осалить. Поэтому можно махаться от души.
Можно с этими трубами играть в «Салочки»: один вооружён трубой-шпагой, остальные уклоняются от трубы. А можно защищаться той же мягкой палкой - поролоновой трубой.
Сделали мягкие шпаги и фехтуем ими. Фехтуем мягкими палками. Разными руками, стоя, на коленях, лёжа, в зверобатических позах. Поначалу один защищается, другой - нападает. На первом этапе разрешаем проводить атаку только по ногам или по рукам. Позже салить можно дотронувшись или до живота, или до спины.
Как только появляется удар предметом, сразу появляется элемент честности. Только ты можешь честно сказать: осалили тебя или нет. С этим надо работать.
 
СКВОЗЬ ВНЕЗАПНЫЕ УГРОЗЫ
Наступает момент, когда у всех всё получается (ничем не запугаешь нынешнее поколение), значит, приспело время «приключений с внезапными нападениями».
Путешествовать можно не только по спортивному залу, но и по всему детскому саду (или школе) и их окрестностям. Бежим, ползём, катимся через все возможные препятствия, а за каждым углом нас поджидают опасности. «Коварные» родители устраивают внезапные нападения на «путешественников». Они используют разное «оружие»: от мягких шариков до жёстких палок. Им, как всемогущим драконам, позволительно переходить с места на место, менять технику нападения, менять скорость, принимать более или менее угрожающий внешний вид. Это уже не просто путешествие, а настоящее приключение! Проскочил засаду - беги вперёд, нет - «мочало - начинай сначала».
Если «коварных» достаточно много, то можно в самых трудных местах обеспечить варианты на выбор. Например, готов - ползи над «пропастью» по доске, на середине которой тебя поджидает очередная «машина смерти», не готов - беги по полу сквозь вращающиеся прыгалки.
 
Телесный конфликт (борьба) отличается от других тем, что он более зримый. Здесь яснее видны причинно-следственные связи и результаты различных стратегий поведения. Здесь труднее закамуфлировать свои несовершенства, оправдывая их фантазиями. Здесь реально можно научиться управлять собой в состоянии сильного волнения, научиться что-то противопоставлять страхам, потренироваться в доброжелательном отношении к себе и к противнику.
Надо понимать, что умение разрешать телесные конфликты не приводит автоматически к умению разрешать конфликты в других областях, но является важнейшим практическим основанием понимания себя и ситуации. На этот опыт можно опираться, учась разрешать конфликты вообще. А приучаясь управлять «внешними» конфликтами, можно реально себе помочь в разрешении конфликтов внутренних.
 
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ БОРЬБЫ И РУКОПАШНОГО БОЯ
«Салочки - пятнашки». Нужно рукой дотронуться до любой части тела противника. Если можно от касания защищаться руками, а салить только грудь и голову, то мы имитируем бокс. Если можно касаться затылка и спины, то это имитация рукопашного боя. Если все, разбившись на пары, играем в тесном помещении, то это имитация группового боя.
«Салочки - наступалочки». Надо наступить ногой на ногу противника. Это имитация атаки ногами и ухода от нападения и контратаки. Можно играть, взявшись за руки (ближний бой) и не держась за руки.
«Сбей кепку». Противники должны сбить кепку с головы друг друга. Символически отрабатывается техника проведения ударов в голову и защиты от них. Если разрешён захват, то это элемент техники рукопашного боя.
«Коршун, курица, цыплёнок». Нападающий-«коршун» должен осалить «цыплёнка», «курица» не даёт ему этого сделать. Отрабатывается элемент группового боя.
Во всё это можно играть в парах, в группах, держась друг за друга. Это упражнение на взаимодействие, «на дружбу». Можно играть в «зверобатических» техниках («пауки», «червяки», «гусеницы» и т.п.) - ведение поединка в непривычном положении.
«Колдунчики» - те же самые «Салочки», только команда на команду. Обе команды должны овладеть стратегией проведения группового поединка.
«Сбей кепку» + «Салочки-наступалочки» - имитация кик-боксинга. Учимся растягивать внимание по вертикали.
«Два Мороза» - «Салочки» + «Колдунчики».
«Гуси-гуси...» - «Салочки» по другим правилам.
«Волк во рву» - «Салочки» + перепрыгивание через препятствие.
«Метательные и фехтовальные салочки». Можно салить, бросая предмет или дотрагиваясь предметом. Это элемент боя с оружием. Если вооружён один «сала», то безоружный учится защищаться от вооружённого. Если вооружены все, то это групповой бой (сеча).
Могу предположить, что фехтование интересно детям так же, как и лазанье. Иначе откуда взялись эти толпы подростков и юношей с мечами, шпагами, неутомимо шагающие по паркам и лесам? Эту потребность очень легко поддержать.
 
«Ловишки»
или техники захватов и освобождений
для тренировки борцов нежного возраста
«Ловишки» - те же «Салочки», только противника нужно захватить. Обычно пойманным считается тот, у кого обхватили туловище руками. Вначале схваченный не имеет права вырываться, становится водящим или выбывает из игры. Можно усложнить правила, например, нужно удержать захваченного в течение 2-х и более секунд, а последний уже имеет право вырываться. Вариации: нужно захватить руку, или какую-либо часть одежды (военизированная игра «Сорви погон»), держа противника, оторвать его ноги от пола.
По таким же правила можно играть почти во все вышеописанные игры.
«Сети» - групповые «Ловишки». Можно ловить парами, взявшись за руки, а можно каждый раз увеличивать «сеть» за счёт пойманных. Играя со старшими детьми, можно разрешить прорываться сквозь «сеть».
«Жмурки» - «Ловишки» вслепую.
 
Страницы: « 1 ... 15 16 17 18 (19) 20 21 22 23 ... 25 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/217
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/217
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Реутский Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?