Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Реутский С. ФИЗКУЛЬТУРА ПРО ДРУГОЕ


Содержание:
  1. 3. ИГРА, БОРЬБА И НЮАНСЫ
  2. ПРО ИГРЫ ВЗРОСЛЫЕ
  3. ПРО ИГРЫ ДЕТСКИЕ, ДВОРОВЫЕ...
  4. В ИГРЕ ВСЕГДА МОЖНО ОБНАРУЖИТЬ...
  5. ДЕЛАЯ ОДНО И ТО ЖЕ, НИКОГДА НЕ ПОВТОРЯЙСЯ
  6. С ЧЕГО НАЧАТЬ И К ЧЕМУ СТРЕМИТЬСЯ?
  7. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ?
  8. ПО ДОРОГЕ К САМОМУ ВАЖНОМУ
Информация об авторе: Реутский Сергей
Сергей Владимирович Реутский создал внешне очень простую, но хитроумно организованную последовательность освоения детьми физических упражнений нарастающей сложности, от самых простых до вроде бы чрезвычайно рискованных.
В традиционной физкультуре основное внимание уделяется тренировке исполнительских способностей ученика. Здесь же предпочтение отдаётся творческому поиску каждого ребёнка, а значит, его ответственности за принятый выбор того или иного пути. Так нарабатывается личный опыт двигательного самообразования. Самообразования в непредсказуемом пространстве и обстоятельствах.
Как через физическую культуру возможно осознание себя и мира - такова главная линия книги С.В.Реутского. Этому физкультура и может быть посвящена, утверждает автор. Она не только сочетается с самыми разными сторонами общего развития человека, но и должна превращаться в один из способов развития наших способностей к сотрудничеству со всеми явлениями, которые вокруг нас есть.

← Оглавление

3. ИГРА, БОРЬБА И НЮАНСЫ

Умение делать то же самое по-другому и органически вписываться в «не своё» творчество является одной из базовых способностей человека, и этому нужно учить детей и учиться самому
 

ТАЙНОЕ ТОПЛИВО ИГРЫ
Глава 3.1

ПРО ИГРЫ ВЗРОСЛЫЕ
Говорят, что наша жизнь - игра. Но в ней правила часто не объясняются. Нужно самому догадаться, когда и по каким правилам действовать. В детской улично-дворовой игре это отчасти есть, когда ребёнку нужно включиться в незнакомую игру.
 
В нашей с вами жизни правила могут меняться по ходу дела без объявления и объяснений. «По-моему, они играют совсем не так. Справедливости никакой, правил нет, а если есть, то никто их не соблюдает», - удивлялась Алиса в книге Льюиса Кэрролла. К сожалению, в современном мире всё больше появляется «игр», в которых организаторы тебя убеждают, что правила одни, а на самом деле другие. Тот, кто организует «игру», может постоянно менять правила без объяснений и в свою пользу. Я думаю, это связано с общими проблемами нравственности. Несмотря на это, человеку нужно поступать по совести, ориентируясь на общечеловеческие (христианские) ценности, даже если существует угроза его жизни или жизни его близких.
Итак, в жизни бывает:
1. правила стабильны и открыты всем;
2. правила стабильны, но они скрыты;
3. правила меняются по ходу дела без объявлений и разъяснений;
4. правила заявлены одни, «игра» ведётся по другим и организаторы в любой момент могут их изменить в свою пользу.
А теперь давайте думать, какими же должны быть игры наших детей и чему они должны их научить, чтобы, став взрослыми, дети были готовы жить по совести в современном мире?
 
ПРО ИГРЫ ДЕТСКИЕ, ДВОРОВЫЕ...
Песочницы, куклы, машинки - через эти игры можно все жизненные ситуации с ребёнком прожить, проговорить всё-всё-всё... Но этого мы не делаем. Это всё стихия, брошенная на произвол. Может быть, так и надо? Пусть дети сами играют - у них это лучше получается.
Однако улично-дворовая разновозрастная игровая среда повсеместно исчезает. И в больших городах её, вероятно, уже нет. Жизнь меняется слишком быстро, чтобы детская игра успевала за ней. Отдельная квартира и телевизор способствуют формированию психологии индивидуалиста и потребителя. Современная развлекательная игровая культура уводит нас от реальности в мир фантазии и иллюзий. Компьютерные игры зачастую мощно формируют мировоззрение, далёкое от общечеловеческих ценностей. Наверное, никто, кроме нас, не поможет нашим детям хотя бы частично восстановить так хорошо знакомый большинству из нас с детства замечательный мир дворовой игры.
В дворовой среде сохраняются и передаются, через игру в том числе, и нравственные традиции народа. Разновозрастность дворовой компании позволяет накапливать и удерживать лучшие игровые традиции общества. Двор порождает бесконечную игру. Там всегда интересно. Почему интересно? Не знаю. Помню только, как меня нестерпимо тянуло во двор, и часы пролетали там, как минуты. Там всегда кто-то был или выходил по первому зову.
Благодаря множеству обстоятельств, возникающих неожиданным образом, множеству контактов с разными детьми и взрослыми, я (ребёнок) мог себя во многом попробовать: и в «Казаках-разбойниках», и на футбольном поле, в ножичках, даже в игре «Дочки-матери». Двор был огромным миром возможностей, проб себя в разном и бесстрастным судьёй, кто ты есть на самом деле. Но и всё худое и гаденькое могло существовать в этом пространстве, несмотря на то, что большая часть двора находилась под бдительным оком доброжелательных бабушек. Бабульки (о, чудо!) без крайней необходимости в наш мир не вмешивались и были единодушны в нравственных оценках с нашими родителями.
Да, современный мир наполняется телевидением, Интернетом, стадионами, но чего он лишается? Мы сможем это по-настоящему оценить только тогда, когда совсем исчезнет дворовая игра.
Теперь понимаю, что в том дворе моего детства не хватало заинтересованного игротехника, который, играя с правилами и обстоятельствами, помогал бы ребёнку совершенствоваться в привычных ролях и осваивать новые, незаметно (косвенным образом) развивал бы их способности и помогал бы нравственному (духовному) становлению детского коллектива. Всё-таки двор - это стихийная организация, где дети играют роли, свойственные им по жизни. А хорошо бы доброжелательный наблюдатель подсказал: «А вот ещё такая игра есть. Попробуй себя в новой роли. У тебя обязательно получится. Не бойся!», «А давайте мы чуть-чуть правила изменим. Будем командовать по очереди» и т. д. Проработав много лет учителем, я вдруг неожиданно для себя понял, что на занятиях неосознанно пытался хотя бы отчасти воссоздать мир двора моего детства.
 
В ИГРЕ ВСЕГДА МОЖНО ОБНАРУЖИТЬ...
- Во-первых, образность; с этого начинают малыши. Переведите действия в образный ряд (птички полетели, лягушки запрыгали) - и игра началась.
- Во-вторых, правила и ситуации, провоцирующие появление неких задач, которые хочется решить; это игры с определёнными правилами, и импровизация в рамках этих правил («Дочки-матери», «Казаки-разбойники», салочки, футбол и т.п.). Вот и вся игра.
Большинство образов на моих занятиях придумывают и поддерживают сами дети. Моря с акулами, болота с крокодилами, ядовитые деревья в джунглях... Я часто ухожу от образов специально. Объясняю серьёзно, сухим голосом, занудно, сбивчиво и косноязычно. Для меня это проверка. Если детям по-прежнему интересно то, что я им предлагаю, значит, не образность их мотивирует, а произошло (как я надеюсь) попадание в их потребность решать задачки данного уровня («на дружбу», на честность, на преодоление, на память, на сообразительность и т. п.). Если это получается, игра их заводит, наполняет образами и вместе с ними «выползает» из физкультурного зала в группу, класс, двор.
В то же время образы помогают мне управлять ситуацией на занятии. Допустим, дети пришли к вам вялые и сонные. «Рисуем» им картину: они, как стрижи в воздухе, резво и энергично носятся по площадке. Если слишком разбушевались, не могут остановиться - живописуем, как осаленные мгновенно замерзают и деревенеют. Не решаются бежать - сравниваем их со стремительным ураганом. Робкому и нерешительному говорим, что он - леопард, бросающийся на добычу. Если ребёнок так сильно боится, что не может войти в игру, дайте ему «шапку-невидимку» (когда она на нём, его салить нельзя). Для таких детей можно обозначить на игровой площадке «домик», где они могут на время спрятаться. Работает это всегда, если педагог верит в то, что описывает.
Обычно взрослые, вводя образы и правила в игру, мало понимают её логику. В такой игре почти нет движения. Дети, чувствуя, что в ситуации мало жизни, быстро остывают. Как дать импульс игре? Очень просто. Начинаем играть в то же самое, но в другом месте, другим способом или по другим правилам.
 
Изменим место действия. Будем играть, например, в салочки по одним и тем же правилам в коридоре, в учебном классе, в подвале, между стойками физкультурного комплекса, лазая по физкультурному комплексу и т.п. Нужно поработать на выносливость (на физические качества), тогда устроим салочки на большом расстоянии. Хотим поработать на ловкость - будем играть на пересечённой местности и т.п.
Тот же принцип относится и к любому другому учебному предмету. Можно заниматься, например, физикой на чердаке, на крыше, прогуливаясь по улицам или сидя на деревьях.
 
Изменим способ действия (не изменяя правила). Играем в те же самые салочки, прыгая на одной ножке, ползая по-пластунски, двигаясь в паре, держась за руки и т. д.
 
Изменяем правила. Перечислим просто некоторые варианты одной игры:
- «Салочки-пересекалочки»,
- «Салочки-приседалочки»,
- «Салочки с домиком»,
- «Салочки с домиком, сгорающим от волшебной фразы»,
- «Салочки-бросалочки» (салим мячом или элементом мягкого конструктора, или лентой, как в художественной гимнастике, и т.п.),
- «Салочки-бросалочки с защитой» (от броска можно защититься или щитом, или мягкой палкой, или тебя защищает товарищ),
- «Обусловленные салочки» (например, девочек можно салить только за левую руку, а мальчиков - за правую, по сигналу правила могут меняться),
- «Салочки с выбыванием» и т.д.
Наверное, любая игра может стать неисчерпаемой и быть всегда интересной, если делать то же самое в другом месте и по-другому.
 
Интересно, что через увеличение количества правил можно увеличить степень самоконтроля и уменьшить подвижность игры. Правила - это некоторые ограничения «что можно, а что нельзя». Правила надо соблюдать. Либо ты сам рамки держишь, либо судья следит, ограничивает, контролирует. Эти правила можем бесконечно придумывать и добавлять в игру. Например, нельзя выводить за линию мяч, или играть руками можно только в определённом месте площадки, или разделим поле пополам - с одной стороны держим клюшку в правой руке, с другой - в левой. Как только вводится больше правил, играющим приходится больше контролировать себя.
Чем больше правил, чем чаще мы их меняем - тем сложнее их помнить и соблюдать. И это является отличным средством для тренировки памяти и мышления.
 
ДЕЛАЯ ОДНО И ТО ЖЕ, НИКОГДА НЕ ПОВТОРЯЙСЯ
На начальном этапе, когда происходит запечатление игры, правила должны быть неизменны. Ситуация аналогична той, когда дети требуют одинакового прочтения одной и той же сказки, все вариации взрослого пресекаются ребёнком.
А вот далее игра может существовать только изменяясь. Если наша игра моделирует жизнь, то в реальности ситуации никогда полностью не повторяются («в одну реку нельзя войти дважды»). Отсюда и принцип - делая одно и то же, никогда не повторяйся.
И в этом смысле логика игры никогда не исчезает в спонтанной детской игре, во дворе. В дворовой игре есть стабильные архетипы и их вариации, создающие бесконечное многообразие. В этом и заключена живучесть игры - в её стабильности и вариативности. И было бы здорово взрослому, педагогу, игротехнику научиться это чувствовать, понимать и уметь в это играть - оставляя стабильными некие принципы, свободно импровизировать в пространстве игры. Поступая так, учитель пробует хотя бы отчасти наполнить свой урок жизнью, а ребёнок учится органически вписываться в творчество другого. Умение делать то же самое по-другому и органически вписываться в «не твоё» творчество является одной из базовых способностей - потребностей человека, и этому нужно учить детей и учиться самому.
Например, «Круговая лапта» или, по-дворовому, «Вышибалы». Общая канва остаётся (нужно увернуться от брошенного мяча), но появляются бесконечные вариации.
Например, по команде «салют» мяч бросается вверх и все должны сделать определённое действие, пока мяч не упал. По команде «картошка» все должны перепрыгнуть через катящийся мяч. По команде «семейная фотография» все должны встать вместе, но успеть разбежаться после броска и т.д.
Если нужно быстро выиграть, то те дети, которые метко и сильно бросают, встают вперёд, а остальные подают им мячи. Если же нужно, чтобы все дети побывали в разных ролях, то бросают по очереди.
Учимся сотрудничать, тренируемся на взаимочувствие - играем парами: взявшись за руки, убегаем от мяча и, не расцепляя рук, бросаем мячи. Хотим потренироваться в равновесии - играем «на кочках» (на полу маты или обручи), перемещаться можно, только перепрыгивая. Можно ещё барьеры или кубики мягкого конструктора между «кочками» поставить, устроить «бурелом». А можно играть, стоя на гимнастической скамейке, - создаём ситуацию риска (для нетренированных детей кладём мат под скамейку и на скамейку).
 
Если игра моделирует типичные жизненные ситуации взрослого мира, а жизнь изменяется, должна ли меняться детская игра? Если - да, то как помочь ей измениться?
 
С ЧЕГО НАЧАТЬ И К ЧЕМУ СТРЕМИТЬСЯ?
Если любую игру можно сделать бесконечной, то как ориентироваться в этом огромном мире игр?
 
 

Внутреннее

 

Внешнее

Духовное

Совесть

 

Нравственность

Душевное

Эмоционально-
образное начало

Волевое
начало

Абстрактно-
логическое

Телесное

 Выносливость
Быстрота 
           
Гибкость
Ловкость
 Сила
    
Помню, в институте после того, как мы «прошли» подвижные игры (поиграли и всё записали), я с недоумением и грустью глядел в свою толстенную тетрадь, понимая, что логику применения игры я так и не уразумел. Для того, чтобы разобраться в мире игры, нужно его как-то структурировать. Например, его можно рассмотреть с точки зрения целей и задач. Нужно только понимать, что какие бы мы цели и задачи ни заявляли в своих конспектах, реально мы руководствуемся своими главными внутренними жизненными ценностями - а они, к сожалению, часто не осознаны.
Для меня, как для педагога, важно, какую педагогическую ситуацию вокруг всего этого выстроить и по какой логике она будут развиваться. Ведь у меня есть представления о том, что такое хорошо, что такое плохо, и в зависимости от этих ценностей я пытаюсь повлиять на ход игры.
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ?
В начале моей работы учителем меня очень удивляло, как после очередной инструкции свыше, о том, что нужно работать по-новому, большая часть учителей на педсовете заявляла, что уже «перестроилась», хотя их уроки совершенно не изменились.
Цели и задачи можно структурировать и классифицировать по-разному. Мне легче исходить из представлений о человеке, как носителе телесного, душевного и духовного.
Телесного человека можно рассматривать через традиционный взгляд на физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость, сила. Их легко увидеть, измерить и изменить.
Человека душевного можно представить как эмоционально-образное, абстрактно-логическое (лево- и правополушарное) и волевое начало. Эти качества труднее увидеть, измерить и изменить.
Духовное в человеке - это тайна. Но внешне об этом мы можем судить по поступкам человека, по его «практическому мировоззрению» (нравственности). Внутренне духовное проявляется в голосе совести, если мы его не заглушаем.
Главные учителя моей жизни всегда пытались помочь мне увидеть себя внутреннего, в том числе и прояснить внутренние цели. Но, пожалуй, больше всего мне помог многолетний опыт исповеди у своего духовника.
Под таким углом зрения становятся яснее и задачи физкультурного воспитания, и возможности игры.
 
ПО ДОРОГЕ К САМОМУ ВАЖНОМУ
Практически всегда стоит начинать с того, что интересно детям и постепенно пытаться идти с ними к тому, что считаем самым важным.
- Мы с ребятами на занятиях пробуем моделировать ситуации преодоления, сотрудничества, переговоров, взаимочувствия и т. д. Время от времени я стараюсь объяснить детям, на что это задание направлено. Говорю, что задание с закрытыми глазами - это на честность. Открывать глаза, даже во время выполнения рискованных упражнений, нельзя. Но если уж так вышло, что глаза открылись, то нужно посчитать, сколько раз. После выполнения показываем на пальцах результат. В данном случае меня больше радует не точное выполнение упражнения, а спокойное честное признание. В жизни ведь так трудно увидеть своё несовершенство, а ещё труднее сознаться в этом с доброжелательным отношением к себе.
- В ситуациях с хаотическим движением тренируемся в бережном отношении к другим и, в случае столкновения, в доброжелательном разрешении конфликта. Например, можно играть в «Парные салочки» в ограниченном пространстве, когда все игроки разбиваются на пары, и одна пара должна осалить другую.
- В упражнениях «на дружбу» задание даётся паре или команде. Без взаимочувствия и умения договариваться оно не получится. Можно играть во все подвижные игры («Салочки», «Колдунчики», «Вышибалы», футбол и т.п.), держась друг за друга разными способами (парами, тройками и т.д.). Можно путешествовать по физкультурному комплексу, помогая друг другу действием или советом. Можно преодолевать полосу препятствий, перенося какой-либо предмет командой. В этих упражнениях в первую очередь оценивается не внешний результат, а слаженные действия команды. Дети начинают ценить верных друзей, на которых можно положиться.
Дети органически принимают это. Ведь подобным образом перед ними возникает посильная, но полноценная модель жизни.
 
Игра похожа на влюблённость. Включаются другие механизмы: не замечаешь время, испытываешь душевный подъём, находишься в творческом состоянии, придумываешь новое, не можешь застывать в одних и тех же формах.
В общем, игра - это когда мне интересно, всё остальное в жизни - не игра.
 
Страницы: « 1 ... 13 14 15 16 (17) 18 19 20 21 ... 25 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/217
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/217
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Реутский Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?