Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Реутский С. ФИЗКУЛЬТУРА ПРО ДРУГОЕ


Содержание:
  1. 2. СВОБОДНАЯ ИГРА В ОРГАНИЗОВАННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
  2. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
  3. ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ
  4. ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАТОРА И НАБЛЮДАТЕЛЯ
  5. КАК НАБРАТЬСЯ СМЕЛОСТИ?
  6. ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ ФВП
  7. ПЕЙЗАЖИ И ПОРТРЕТЫ ЗА ПОРОГОМ ИЗОСТУДИИ
Информация об авторе: Реутский Сергей
Сергей Владимирович Реутский создал внешне очень простую, но хитроумно организованную последовательность освоения детьми физических упражнений нарастающей сложности, от самых простых до вроде бы чрезвычайно рискованных.
В традиционной физкультуре основное внимание уделяется тренировке исполнительских способностей ученика. Здесь же предпочтение отдаётся творческому поиску каждого ребёнка, а значит, его ответственности за принятый выбор того или иного пути. Так нарабатывается личный опыт двигательного самообразования. Самообразования в непредсказуемом пространстве и обстоятельствах.
Как через физическую культуру возможно осознание себя и мира - такова главная линия книги С.В.Реутского. Этому физкультура и может быть посвящена, утверждает автор. Она не только сочетается с самыми разными сторонами общего развития человека, но и должна превращаться в один из способов развития наших способностей к сотрудничеству со всеми явлениями, которые вокруг нас есть.

← Оглавление

2. СВОБОДНАЯ ИГРА В ОРГАНИЗОВАННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ФВП КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ СВОБОДНОГО АКТИВНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Глава 2.1

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Рабочий термин «физически воспитывающее пространство» был предложен для того, чтобы подчеркнуть: это пространство способно работать без педагога или с небольшим его участием. То есть, с одной стороны, это спортивный зал (или часть пространства группы, класса) для проведения необычных занятий. С другой стороны - это тот же зал (физкультурный комплекс, спортивная площадка.), но и в том случае, когда педагог не проводит занятие, а лишь задаёт внешние условия, а дети в них существуют по собственному разумению. Потому и придумали для себя фыркающую аббревиатуру - ФВП, чтобы подчеркнуть: это пространство работает без педагога, как бы само по себе. По-другому его можно назвать свободно-двигательным пространством.
Это пространство, провоцирующее движение, побуждающее получать физическую нагрузку играя в нём и в него; в то же время его легко изменять и приспосабливать для различных заданий детям, которые можно давать прямым и косвенным образом.
Оно создавалось для того, чтобы частично освободить урок физкультуры от необходимости заниматься развитием физических качеств. Но в процессе его использования оказалось, что в нём можно создавать условия и для тренировки умения преодолевать, терпеть, сотрудничать.
Таким пространством может стать и спортивный зал, и уличная игровая площадка, и рекреация в коридоре начальной школы, и комната, и «уголок» в классе или в группе детского сада, т.е. то место, где установлен физкультурный комплекс (или целая система комплексов), наполненное различным спортивным и игровым оборудованием. Это место находится в свободном доступе детей и побуждает их не только к лазанию и упражнениям на гимнастических снарядах, но и к метанию, прыжкам и другим видам самостоятельной двигательной активности.
Взрослый в этом пространстве должен уметь оценивать ситуации, не допуская опасных моментов. И в то же время - уметь устраниться и предоставить возможность детям самим осваивать это пространство, приобретая и положительный, и отрицательный опыт.
По большому счёту, педагог здесь - наблюдатель. Он может «озвучивать» происходящее, фиксируя внимание детей на чём-то важном, комментировать, задавать вопросы, предлагать различные виды деятельности, не навязывая их детям.
 
ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ
...Укрепите наверху физкультурного комплекса доски, положите в «гнёзда» игрушки - и дети с пола «улетят» наверх. Поставьте домик, начнут его обживать. Проложите туннели - и они, как кроты, исчезнут в них. Выставьте барьеры - начнут перепрыгивать... Организуйте «яму» - посыплются туда, как горох. Предложите тележки - начнут возить друг друга.
Трансформируясь, такое пространство способно постоянно бросать вызов тем, кто играет в нём, побуждая к действию.
Выбирая себе игру, дети имеют возможность самостоятельно двигаться, подбирать себе физическую нагрузку. В таком свободно двигательном пространстве дети вырабатывают универсальные умения: умение выбирать дела и замыслы по своим силам, умение в нужный момент отказаться от чего-то или попробовать большую степень сложности выполняемого движения или упражнения. Здесь ребёнок учится оценивать ситуации, и если рисковать, то рисковать обоснованно.
Очень интересно периодически наблюдать за самостоятельными занятиями детей, отмечая, что им интересно, как они выдерживают рамки правил и насколько могут самоорганизоваться. Можно даже проводить тестирование:
- что им самим хочется делать из того, чему мы их обучили;
- какие рамки они при этом держат (мешают ли друг другу или нет, бросают предмет или кладут на место, учатся у других или замыкаются на себе...).
Ведь единственный способ вырастить свои внутренние рамки - это научиться жить и действовать в условиях свободы.
 
Правила для играющих в ФВП мы используем следующие:
а) Любой инвентарь берётся с разрешения педагога и после игры кладётся на место. Это правило предложено и для того, чтобы дети более осознанно относились к своим действиям, и для того, чтобы в зале был порядок.
б) Обычно мы спрашиваем у детей, что они будут с этим предметом делать. Ведь на палке можно скакать, можно использовать её как ружьё, можно драться на шпагах и т.п. Педагог в зависимости от ситуации, состояния детей может разрешить или не разрешить такую игру или договориться, по каким правилам будет проходить игра.
в) Дети, попав в рискованное положение во время лазания по физкультурному комплексу, должны уметь просить помощь у педагога и у товарищей.
г) Перевозбуждённые и агрессивные дети могут продолжить игры только успокоившись. Обычно таких детей мы просим посидеть или в зале, или около зала.
д) Конфликтующих детей просим приостановить игру и договориться о правилах. (Так как играть интересно, то обычно переговоры не занимают много времени и проходят без участия педагога).
 
ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАТОРА И НАБЛЮДАТЕЛЯ
Свободное двигательное пространство - это условия, провоцирующие детей на длительную самостоятельную игру. Педагог внешне выключен из процесса. Он больше похож на наблюдателя, корректирующего обустройство пространства. Педагог как бы относится к детям опосредованно, через пространство, его насыщенность, предметы, то есть только создаёт условия для движения детей (в прямом и переносном смысле). Но несмотря на внешне отстранённую позицию, в свободном пространстве включённость педагога намного больше, чем в занятийных формах.
Возникает особый вопрос о той степени безопасности, которая нужна в каждом конкретном случае. Поэтому для воспитателя необходимо выработать:
- обострённое чувство того, что происходит в зале с каждым ребёнком группы;
- умение выделять точки напряжения и включаться в эти ситуации;
- умение, включаясь в конкретную ситуацию, не упускать из вида всю картину происходящего и не забывать про неё.
Когда воспитатель или учитель отпускает детей на свободу, то должен контролировать ситуацию: видеть, что опасно, а что не опасно. Кроме того, хорошо бы успевать анализировать педагогическую ситуацию (в лучшую сторону или в худшую для ребёнка оборачивается конкретная ситуация: отнимают игрушки, столкнулись, толкаются...) Конечно, надо лично для себя понять, сколько детей я способен удержать в поле внимания, «усмотреть». Обычно педагогу это посильно, когда перед ним хорошо знакомые дети его группы и класса - и гораздо большее напряжение требуется при наблюдении за чужими детьми. (В этом случае или взрослых должно быть несколько, или детей немного).
Если по-честному, то создавать условия для свободной игры - работа более затратная. Ведь ответственность на взрослом та же - а происходит всё гораздо менее предсказуемо. Во-первых, с точки зрения безопасности, во-вторых - отношений между детьми, стихийно складывающихся ситуаций их конфликтов и взаимодействия, в-третьих, с точки зрения размышления над тем, когда и как должно меняться само пространство (что происходит в нём сейчас, пора ли его перестраивать, убирать ли элементы, которые уже мешают, для использования каких новых элементов созрела потребность у детей).
Вот что-то стоит для прыжков или лазанья, или канат висит, на котором раскачиваются - а дети уже начали бегать. Помехи хорошо бы быстро убрать. А если «градус возбуждения» детей превысил норму, дети «перегрелись», теряют контроль над собой, их действия неадекватны, становятся опасными или неполезными, возникает чрезмерная радость или агрессия, тогда надо переключить детей на что-то уравновешивающее их. И для этого тоже потребуется изменять пространство.
 
КАК НАБРАТЬСЯ СМЕЛОСТИ?
Сейчас появилось достаточно много садов, в группах которых созданы пространства для игр. Но активным и гиперактивным детям в них развернуться практически негде.
Я имею в виду пространства, где подвижные дети могли бы выплеснуть свою энергию, набегаться, напрыгаться так, как им хочется. Что посоветовать воспитателям тех садов, которые хотели бы обрести уверенность и смелость в создании физкультурных комплексов и свободно-двигательных детских пространств в группах? Всё ту же постепенность, «пошаговость» от простого к сложному.
Обычно в начале учебного года я не даю возможности свободно играть. Сначала знакомлю детей с пространством, дети учатся в нём действовать, запоминают правила (что можно и нельзя делать, что без разрешения ничего нельзя брать...). Потом появляются элементы самостоятельности. То есть мы параллельно осваиваем пространство зала и пространство свободы. Например, упражнения с мячом: выполнили четыре, пять, десять упражнений, а вот теперь можно поиграть, как хотите, но только руками, а теперь можно поиграть мячом, но только ногами. При этом мы бережём окна, думаем о светильниках и других людях.
Или можно попрыгать - кто с чего хочет. Но нельзя прыгать на людей, нужно прикинуть - по силам ли мне такой прыжок, подстелить себе дополнительный мат и т.д. Или вводим правило: прыгаем каждый раз из другого места. Получается разный опыт свободы, но свобода пока в определённых рамках, заданных взрослым. В первые недели можно выделять на свободную игру лишь 5 -7 минут. А через полгода в группе уже складывается полноценное свободно-двигательное пространство: ребята заказывают, что будут делать, и времени им на это отпускается предостаточно.
 
ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ ФВП
Их можно обозначить следующим образом.
Самое простое: дети выбирают из предложенного педагогом то, чем будут заниматься под его руководством.
Уже чуть сложнее: дети сами предлагают педагогу то, чем бы они хотели вместе заниматься. Например, ребята предлагают: скакалку, путешествие, кошки-мышки..., а педагог проводит занятие со всей группой по предложенному набору.
Следующий уровень можно условно обозначить как возникновение «свободных кусков» для индивидуальных игр. Кто-то говорит: «Хочу играть в мяч». Предлагаю ребятам взять определённые мячи и играть в них как угодно, но помнить правила: «не попадать в лампочки, окна и других людей, в конце игры положить на место».
Потом качественный сдвиг: дети только сообщают, чем будут заниматься самостоятельно, получая на это разрешение и советы-консультации. А взрослый может ограничивать каждого временем (например, десятью минутами одного, а пятью минутами другого).
Следующий этап: дети занимаются чем хотят - но под наблюдением педагога.
И, наконец, дети занимаются самостоятельно и уже без наблюдения.
Дошкольникам последние два этапы доступны, но зачастую им здесь оказывается менее интересно, чем на предыдущих этапах, где они могут использовать идеи и рекомендации взрослого.
В этом смысле у дошкольников между занятием и игрой в свободном пространстве нет резкой границы. Но и в любом случае продолжается работа на выстраивание детьми своих «внутренних рамок». Чем прочнее их внутренние рамки, тем меньше взрослому нужно устанавливать внешних.
 
ПЕЙЗАЖИ И ПОРТРЕТЫ ЗА ПОРОГОМ ИЗОСТУДИИ
1. «Пейзаж»: маленький спортивный зал в детском саду (в прошлом одна из стандартных спален детской группы). Зал на две трети заставлен физкультурным комплексом, который на первый взгляд выглядит как нагромождение металлических труб и деревянных досок, скреплённых между собой в совершенно разных направлениях. Этот хаос линий дополняют болтающиеся верёвочные лестницы, сети, резиновые жгуты. Под всей этой конструкцией - бассейн с горой пластмассовых шариков. Вдоль стен и под окнами втиснут мягкий конструктор из крупных геометрических деталей. В общем, на мой взгляд - теснотища, правда, яркая и зрелищная, но явно не для «праздношатающихся». «Свободной от застроек» оставлена только одна треть зала.
Три года назад попробовали взять в сад ещё одного инструктора по физкультуре (мастер спорта, регалии и т.п.). Увидел зал - не выдержал, уволился.
Решили освоить сами, но это уже портреты (картина под номером 3). А пока картинка 2.
2. В этом «пейзаже» чего-то явно не хватало. Решили дополнить «фруктами», то есть детьми. Получился «натюрморт».
В зал врываются дети, удивительным образом равномерно распределяясь по всей этой нагромождённой конструкции. Странное дело, начинаешь видеть логику всех этих хитросплетений. Теперь уже совсем не тесно, а интересно и чуть страшно - дух захватывает.
Врываются? Да, именно так. Но сначала перед залом чинно, даже как-то рассудительно снимают обувь и раскладывают её по всем поверхностям шкафов и полок изостудии, чтобы потом найти. Дело в том, что изостудия по нелепой случайности является предбанником спортзала. Некоторые щепетильные детки прячут обувку внутрь шкафчиков (тех самых изостудийных, с красками, акварельной бумагой...)
3. Последняя картина, не особенно броская, замечаешь не сразу.
Это портрет: портрет взрослого, постепенно удаляющегося в тумане или за линию горизонта, так как не он здесь «пуп земли» и не он здесь «порт семи морей»... Главные роли не для него, разве что быть серым кардиналом - наблюдать, предвидеть, незаметно направлять... - вот его возможный удел.
Вспоминаются детские стихи:
 
И только полосатый (бородатый)
один сидит в сторонке
И что-то очень тихое играет на гребёнке.
Он был спокойный самый
На радость папе с мамой.
 
Следующие строки также актуальны для нашего повествования и помогут пролить свет для более полного понимания:
 
«Вот я вам сейчас задам! - крикнул папа малышам. -
Баловаться отучу, всех подряд поколочу...!»
Только как их различить, если их не отличить -
Все стали полосатые, ни в чём не виноватые.
 
В московской школе № 734 и объединённом с ней детским садом физкультурные комплексы установлены во всех детсадовских группах и во многих классах.
Стоят они уже лет восемь-десять.
Физкультурный комплекс благодаря своим крупногабаритным размерам красуется посреди комнаты - замок не повесить, цепями не опутать.
Как выглядит свободная игра дошкольников на таких комплексах и как относиться к ней воспитателю?
Об этом рассказывает Лариса Журавлёва.
 
Страницы: « 1 ... 11 12 13 14 (15) 16 17 18 19 ... 25 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/217
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/217
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Реутский Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?