Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Реутский С. ФИЗКУЛЬТУРА ПРО ДРУГОЕ


Содержание:
  1. ПРОЛАЗЫ
Информация об авторе: Реутский Сергей
Сергей Владимирович Реутский создал внешне очень простую, но хитроумно организованную последовательность освоения детьми физических упражнений нарастающей сложности, от самых простых до вроде бы чрезвычайно рискованных.
В традиционной физкультуре основное внимание уделяется тренировке исполнительских способностей ученика. Здесь же предпочтение отдаётся творческому поиску каждого ребёнка, а значит, его ответственности за принятый выбор того или иного пути. Так нарабатывается личный опыт двигательного самообразования. Самообразования в непредсказуемом пространстве и обстоятельствах.
Как через физическую культуру возможно осознание себя и мира - такова главная линия книги С.В.Реутского. Этому физкультура и может быть посвящена, утверждает автор. Она не только сочетается с самыми разными сторонами общего развития человека, но и должна превращаться в один из способов развития наших способностей к сотрудничеству со всеми явлениями, которые вокруг нас есть.

← Оглавление

Трудности - это некие ступеньки к нашим ценностям. Трудности - это такие задачки, которые надо уметь решать в жизни. Самое удивительное, что детям интересно решать самим эти задачи. В школе желание учиться, в основном, убивает оценка. А когда задание разбивается на мелкие ступеньки, то оценка исчезает. Либо сделал, либо нет. Не сделал - тебе дают проще задачу, сделал - дают труднее. Всё. И тогда ребёнок сам себя может оценить - он сам видит, справился ли с заданием. И тогда детям хочется работать! Фантастика!
 

ТРУДНОСТИ ДЛЯ РЕБЁНКА
ПРИ ЗАНЯТИИ НА КОМПЛЕКСЕ
Глава 1.9

 
Сидя на лавочке около физкультурного комплекса, когда тебе перечисляют «этапы большого пути», не только помнишь весь маршрут, но и ясно представляешь, как его пройти. Всё кажется элементарным...
Но это только кажется... На всякий случай, перечислю трудности, которые пришли сейчас в голову.
Трудность «раз». Перевести словесное учителя в своё образное. За словами увидеть путь и способ передвижения.
Трудность «два». Удержать в памяти цепочку последовательных действий (способов преодоления препятствия) и маршрут.
Трудность «три». Даже если педагог рассказывает непоследовательно, косноязычно, со многими отвлекающими деталями, бывает, что сознательно невнятно бормочет что-то под нос, отвлекает шуточками и историями, ребёнку нужно составить целостное представление о том, что нужно сделать.
Трудность «четыре». Ориентироваться в пространстве ФК, всё время перемещаясь. Точка, с которой ведётся наблюдение, всё время меняется. Необходимо всё время соотносить образ и реальность.
Трудность «пять». Одновременно делать, помнить и думать тяжело. Чем больше физическая нагрузка, тем трудней соображать.
Трудность «шесть». Решиться на действие, когда не знаешь, куда идти и как преодолевать препятствие.
Трудность «семь». В трудном месте, где все ошибаются, запомнить все неправильные варианты прохождения и предложить ещё один.
Трудность «восемь». Задать вопрос и попросить помощи в трудном месте.
Трудность «девять». Если ответы на вопросы разные, решиться, кому можно доверять.
Трудность «десять». Уметь подождать, осмотреться и пропустить вперёд других, спокойно и обдуманно принять решение.
Трудность «одиннадцать». Если подвела память, то, двигаясь по одному препятствию, смотреть на следующее - как его проходят товарищи.
Трудность «двенадцать». Уметь останавливаться, не доходя до того места, где скопилось много «путешественников» («пучком» висеть труднее).
Трудность «тринадцать». Если даётся задание любым способом из одного места перебраться в другое, то видеть разные пути движения к цели.
Трудность «четырнадцать». Уметь не мешать своими действиями тем, кто рядом.
Трудность «пятнадцать». Подсказывающим не мешать шумом всем остальным.
Трудность «шестнадцать». Находясь на физкультурном комплексе понять, что имеет в виду подсказывающий, когда говорит: «Лезь туда!».
А вот трудность «семнадцать» - уже учительская. Не ленись. Прежде чем предложишь своим питомцам задания, проверь эти задачки на «собственной шкуре»! Сначала моделируешь ситуацию - затем выполняешь придуманное. Когда я пробую задание на себе, я отслеживаю и свой опыт, и эмоциональное отношение. Смотрю на свои спонтанные и неспонтанные реакции - и осмысляю их. И только потом отдаю задание детям.
Когда я изучал феномен «путешествия», то на занятиях долгое время гонял детей только по «путешествиям» и ждал, когда же им наскучит и можно ли детей насытить «путешествиями»? Оказалось, что если всё время делать по-другому, то у детей потребность в лазанье и преодолении препятствий только возрастает!
«Путешествия» - богатый материал. Его можно в любом другом насыщенном пространстве делать. Ниточки, верёвочки, ворота из чего попало... Вопрос только в том, как усложнить-закрутить «путешествие» так, чтобы оно по-прежнему на главное работало, чтобы смысл не был потерян. Ведь нужно помнить, что физкультура, движение - это лишь форма, которая должна работать на содержание.
Как определять нагрузки, перегрузки, недогруженность ребят на занятиях? Видимо, стараясь чувствовать ребят. Если они могут, то нагрузку можно увеличивать. Потому что личностный рост возможен только в преодолении себя. Но не переусердствуй, чтобы не было эмоциональной перегрузки. Не допусти надрыва, чтобы назад не отбросило.
Конец учебного года. В спортивном зале осталось трое так называемых неуспешных - у них с первых попыток ничего не получалось. Ребята сами попросили остаться и занимались ещё два часа. Пройти по маршруту им удалось только с пятой - шестой попытки. После удачного выполнения они опять стали проходить по тому же маршруту ещё и ещё раз. Интересно было за ними наблюдать. Все, у кого сразу получилось, кто не испытывал особых трудностей, выполняли задание и быстро уходили, не особенно проявляя интерес. А «неуспешные» делали, делали, ещё раз переделывали. Представляете, все ушли через полтора часа, а эти всё делают! Уже два часа прошло. А они всё пробираются через дебри комплекса. Сколько ж они выдержат?! Через 2 часа 20 минут не выдержал я!
У ребят была потребность «наиграться в преодоление», поверить в себя, поверить, что они смогут преодолеть любое препятствие при затрате сил и времени.
 
ПРОЛАЗЫ
Рассказывая о физкультурном комплексе, мы в основном предлагаем задания, направленные на совершенствование техники лазанья.
Но есть ещё ряд упражнений, у многих детей связанный с преодолением своих внутренних психологических зажимов, напряжений. Это упражнения с пролезанием сквозь узкие проходы, тёмные туннели, щели.
Щели-препятствия мы выстраиваем из деталей мягкого конструктора, снаружи прижимаемых к стене или к элементам ФК. Проходы к концу всё более сужаем, причём до такой степени, что под конец ползущему не остаётся возможности помогать себе руками и ногами при движении. Лезть можно только как змея - извиваясь всем телом.
Мало кто чувствует себя комфортно, находясь зажатым в каком-нибудь узком проходе и скованным в движениях. Да и совсем не просто в такой ситуации подобрать рациональные способы передвижения и освободиться - вылезти.
Впрочем, для кого-то это упражнение оказывается элементарным; зато для других - чрезвычайно сложным, вызывает сперва состояния страха, паники, безнадёжности....
Постепенно (разговаривая с родителями) мы обнаружили, что с лёгкостью справляются с таким испытанием те из детей, кто легко родился. А почти все, у кого были трудности при родах, при первых попытках испытывают большой страх. Но подобный опыт - где страхи выходят наружу - очень важен для их преодоления, изживания. Так довольно простое упражнение приобретает серьёзный психотерапевтический смысл.
 
Страницы: « 1 ... 8 9 10 11 (12) 13 14 15 16 ... 25 »

Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/217
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/217
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Реутский Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?