Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Яснов М. ДЕТСКАЯ ПОЭЗИЯ В САДУ И ДОМА


Содержание:
  1. 8. ИГРА В СТИХИ
Информация об авторе: Яснов Михаил
Михаил Давыдович Яснов – знаменитый детский поэт, один из ведущих отечественных переводчиков, главный неофициальной координатор мира детских писателей и детской литературы в Санкт-Петербурге.
Участник и организатор многочисленных детско-взрослых литературных замыслов.
Автор многих поэтических книг. Ведущий рубрики «Литературная радуга» в газете «Детский сад со всех сторон».

← Оглавление

8. ИГРА В СТИХИ

То, что в стихи можно и нужно играть, - понятно далеко не всякому. Я знаю, что многие поэты на встречах с детьми просто читают свои произведения - этого бывает вполне достаточно, чтобы развеселить аудиторию или заставить ее хотя бы немножко призадуматься. Уже хорошо! Но, на мой взгляд, наиболее интересно проходят те встречи, когда писатель и читатели становятся соавторами, когда у каждого из них есть возможность пофантазировать, поиграть, пообщаться друг с другом. Это обоюдная польза: поэт из подобных встреч выносит, как правило, новые темы и сюжеты для своих стихотворений, читатели обогащаются через сотворчество новыми знаниями и пониманием, что такое родной язык, какие богатства в нем таятся.
Вот несколько примеров.
- Представьте себе, говорю я, - что сегодня к вам в гости вместе со мной пришла большая семья мамонтов: вот они стоят вокруг меня!
Моя аудитория - первоклашки-третьеклашки - резко оживают: одни начинают протестовать, потому что никого не видят, другие сразу же вступают в игру и представляют, что эти животные, якобы, действительно стоят у нас в классе.
- Итак, вот здесь, с этой стороны, стоит мамонт мама. А вот с этой - мамонт папа. Мама - мамонт. А папа?
Кто-нибудь обязательно крикнет:
- Папонт!
Игра началась.
- Правильно. Это два наших героя - мамонт и папонт. А есть еще мамонт дедушка. Как он будет называться?
- Дедонт!
- Точно! А мамонт бабушка?
- Бабонт!
- А еще есть у нас самый маленький персонаж - внучонт. Значит, вокруг нас стоят наши герои - мамонт, папонт, бабонт, дедонт и внучонт. Теперь мы вместе с вами прямо сейчас напишем про них стихотворение. Я даю две первые строчки - про мамонта и папонта, а вы - две другие, про бабонта и дедонта.
 
Мамонт и папонт
Гуляли вдоль речки.
 
Как правило, этого зачина бывает достаточно, чтобы все хором подхватили:
 
Бабонт и дедонт...
 
- Что? Что бывает в сказках с бабушкой и дедушкой?
- Сидели у печки!.. Нет, лежали!.. Да, лежали на печке!
- Прекрасно! Вот и получились у нас первые четыре строки:
 
Мамонт и папонт
Гуляли вдоль речки.
Бабонт и дедонт
Лежали на печке.
 
Теперь появляется внучонт. Я даю вам первую строчку, а вы должны придумать к ней вторую. Только помните, что в стихах есть не только рифма, но и ритм, размер. (О рифме и ритме мы говорим в самом начале встречи, когда выясняем, чем стихи отличаются от прозы). Итак,
 
А внучонт сидел на крылечке
И...
 
- Кушал колечки!
- Катал колечки!
- Смотрел, как гуляют овечки!
- Ел человечков!
Вариантов тьма. Но мы выбираем только те, что подходят по ритму. Наконец останавливаемся на «колечках»:
А внучонт сидел на крылечке
И... тa-та, та-тa-та... колечки!
Что же можно вместить в это «тa-та, та-тa-та»?
- И делал цветные колечки!
- И делал из глины колечки!
- И кушал большие колечки!
- Нет, - говорю, - подумайте внимательно: чем слоны и мамонты отличаются от других животных?
- Бивнями!.. Хоботом!..
- Ну вот, если есть хобот, то, значит, можно его...
- Крутить!
- Крутить в колечки!
- А еще?
- Складывать!
- Свертывать!
- Ну, наконец-то! - и хором мы заканчиваем:
 
А внучонт сидел на крылечке
И свертывал хобот в колечки!
 
Теперь мы можем все вместе повторить это стихотворение - и уже запоминаем его навсегда!
Можно придумать и другое стихотворное задание. Вот, например, есть у меня стихотворение, которое называется «Чудетство». Я спрашиваю:
- А что это за слово такое интересное? Как оно получилось?
- Это чудо!.. Чудо-детство!..
- А точнее?
- Чудесное... Чудесное детство!
- Ну, конечно! Мы взяли эти два слова и соединили их по общему ударному слогу. Получилось - Чудетство! Теперь я буду это стихотворение читать, а вы отгадывайте, что за слова в нем зашифрованы.
 
В Чудетство откроешь окошки -
Счастливень стучит по дорожке...
 
Счастливень - что это такое?
- Дождь!.. Счастливый дождь!.. Счастливый ливень!
- Точно! Опять соединили два слова по ударному слогу и получился Счастливень! Читаем дальше:
 
Цветет Веселютик у речки...
 
- Веселый цветок! Лютик! Веселый лютик!
 
И звонко поют Соловечки...
 
Это посложнее. Начинаем гадать:
- Человечки!
- Соловьи и человечки!
- Соловые овечки!
Наконец, найден правильный ответ:
- Соловьи и овечки!
 
А где-то по дальним дорогам
Бредут Носомот с Бегерогом!
 
Тут все ясно:
- Бегемот с Носорогом!
Так мы узнаем, что игра в стихи - занятие веселое и очень полезное.
Дальше читаем стихотворение про мальчика, который никак не может придумать имя своему маленькому котенку. А котенок старается запомнить, как его называет хозяин:
 
Имя учит
И мяучит!
 
Вдруг выясняется, что эти две строчки написаны абсолютно одинаковыми буквами, которые обозначают разные слова! Удивительно!
Наконец, задание совсем непростое.
 
Ерш ершится.
Петух...
 
- Петушится! - кричат все.
- Правильно. Запомните, как у нас получились эти две строчки: в каждой из них рядом друг с другом стоят родственные, однокоренные слова.
Тогда лайка...
- Лайчится!
- Такого слова нет!
- Лается!
- Лается?
- Нет, просто лает!
- Это правильно:
 
Лайка лает.
Змея...
 
Тут все попадаются в мою ловушку и хором кричат:
- Кусает!
- Ничего подобного! У нас ведь должны рядом стоять однокоренные слова!.. - Наконец, после долгих поисков подсказываю: змеится!
И дальше –
 
Что ж получается?
Лягушка...
 
Тут уже идет нечто невообразимое: и квакает, и лягушится, и жабится! А нужно-то немножко пофантазировать: ... лягается!
Кстати, насчет «петуха», который «петушится». Наверняка, многие из вас помнят чудное стихотворение Валентина Берестова –
 
Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться.
Если перышек лишиться,
Нечем будет петушиться.
 
Как-то раз, выступая в одном детском саду, я спросил наудачу, не знает ли кто из ребят «Петушков» Берестова. И тут нашлась одна девочка, которая слово в слово повторила вслед за мной все эти строки, но для последней нашла свое - в высшей степени неожиданное - решение:
 
Если перышек лишиться,
Не в чем будет потушиться!..
 
Все эти игры в стихи дают, на мой взгляд, очень важный толчок в осваивании ребенком той вселенной, которою является наша речь, родной язык, и воспитывают в конечном счете меру, вкус, такт и чувство юмора - то есть, дают основу гуманистического образования и воспитания.
Подзаголовки
  1. Страницы, объединяющие больших и маленьких
Страницы: « 1 ... 6 7 8 9 (10) 11 12 13 »
Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/213
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/213
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Яснов Михаил & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?