Статьи и учебные материалы Книги и брошюры КурсыКонференции
Сообщества как педагогические направления Совместные сообщества педагогов, студентов, родителей, детей Сообщества как большие образовательные проекты
Step by step Вальдорфская педагогика Вероятностное образование Дидактика Зайцева КСО Методики Кушнира «Новое образование» Педагогика Амонашвили Педагогика Монтессори Пост- коммунарство Ролевое моделирование Система Шулешко Скаутская методика Шаталов и ... Школа диалога культур Школа Толстого Клуб БабушкинойКорчаковское сообществоПедагогика поддержки Семейное образованиеСемейные клубыСистема Леонгард Красивая школаМакаренковские чтенияЭврика
Список форумов
Новости от Агентства Новые материалы сайта Новости педагогических сообществ Архив новостей Написать новость
Дети-читатели Учитесь со Scratch! АРТ-ИГРА…"БЭММс" Детский сад со всех сторон Детский сад. Управление Школа без домашних заданий Социо-игровая педагогика
О проекте Ориентация на сайте Как работать на сайте
О проекте Замысел сайта О структуре сайтаДругие проекты Агентства образовательного сотрудничества О насСвяжитесь с нами Путеводители по книгам, курсам, конференциям В первый раз на сайте? Как работать на сайте Проблемы с регистрациейЧто такое «Личные сообщения» и как ими пользоваться? Как публиковать статьи в Библиотеке статей
Напомнить пароль ЗарегистрироватьсяИнструкция по регистрации
Лаборатория «Сельская школа» Лаборатория «Начальная школа» Лаборатория «Пятый класс»Лаборатория «Подростковая педагогика» Лаборатория «Галерея художественных методик»Лаборатория старшего дошкольного возраста
Библиотека :: Книжный шкаф. Новая классика методической литературы

Яснов М. ДЕТСКАЯ ПОЭЗИЯ В САДУ И ДОМА


Содержание:
  1. НЕ СТОЙ ПОД ГРУЗОМ
Информация об авторе: Яснов Михаил
Михаил Давыдович Яснов – знаменитый детский поэт, один из ведущих отечественных переводчиков, главный неофициальной координатор мира детских писателей и детской литературы в Санкт-Петербурге.
Участник и организатор многочисленных детско-взрослых литературных замыслов.
Автор многих поэтических книг. Ведущий рубрики «Литературная радуга» в газете «Детский сад со всех сторон».

← Оглавление

НЕ СТОЙ ПОД ГРУЗОМ

Вместо предисловия
Недавно один из авторов газеты «Детский сад со всех сторон» привел замечательный пример некоего детского речения. Ребенка спросили:
- Для чего тебе две руки?
Взрослые, наверное, думали, что ребенок ответит примерно так: чтобы что-нибудь построить из кубиков, слепить из пластилина, - то есть, сделать нечто познавательное, а то и необходимое для своего детского хозяйства. Но тот ответил:
- Одна рука нужна, чтобы держать маму, а другая - папу!
А вот еще один пример - уже из литературы.
Почти полвека назад Виктор Голявкин написал рассказ, который, на мой взгляд, должен входить во все хрестоматии, - с него, может быть, началась в нашей детской литературе негероическая, неброская, но особая, индивидуальная судьба маленького ребенка:
«После лета все во дворе собрались.
Петя сказал:
- Я иду в первый класс.
Вова сказал:
- Я во второй класс иду.
- А я? - спросил маленький Боба. - Выходит, я никуда не иду? - И заплакал.
Но тут Бобу позвала мама. И он перестал плакать.
- Я к маме иду! - сказал Боба.
И он пошел к маме».
Оба эти примера представляются мне сегодня развернутой метафорой того, что представляет из себя детская поэзия, стихи для малышей. Это - семейное тепло, внимание взрослых и решающая поддержка ребенка в его мире.
Педагоги, работающие со старшими детьми и особенно с подростками, сетуют на то, что ценности современных детей не связаны с нематериальными понятиями. Чтобы вернуть подростку духовность, мы должны прежде всего одарить ею малыша. Детская поэзия - это не только игра; это воспитание сострадания, сочувствия и умения эстетически воспринимать жизнь.
Как-то раз мне пришло в голову такое начало стихотворения:
 
Прошла пора пурги и стужи,
Сегодня -
День рожденья лужи!
 
Раз день рожденья - нужны подарки. Какие подарки можно сделать луже?
После некоторых размышлений появилось продолжение:
 
И ветер стих,
И полдень ярок,
И в сердце лужи все светлей.
А небо сделало подарок
И подарило тучку ей.
 
Здесь мое воображение забуксовало: мне надо было «живьем» увидеть эту тучку, висящую над лужей, и, хотя зима кончалась, наше питерское небо было сплошь покрыто облаками, и никакого праздника не получалось. Пришлось отложить стихотворение до весны. Но однажды я все-таки подстерег тот миг, когда над примеченной мной лужей повисла в чистом небе настоящая «подарочная» тучка. И вот что меня поразило: снизу тучка была освещена солнцем - получалось, что у нее розовое брюшко, но у отражения в луже было все наоборот, у тучки в луже была розовая спинка! И я понял, что такое «визуальное» открытие и есть лучший подарок маленькому читателю:
 
У тучки
Розовое брюшко,
Она лежит в воде, как хрюшка...
Нет, в луже - все наоборот:
У тучки
Розовая спинка,
Она лежит в воде, как свинка,
А может быть, как бегемот.
Но как ее ни назови,
Лежит и тает -
От любви!
 
Одно из предназначений поэзии для детей - создавать атмосферу сотворчества, вызывать ребенка на поэтическое соревнование и самое главное: раскрепощать его в отношениях с языком, то есть, с миром.
Помню историю, рассказанную на страницах «Детского сада» Борисом Заходером: «У меня на глазах, - вспоминал поэт, - прошла история одной прелестной девочки, дочери наших близких друзей. До сих пор - уже добрых двадцать лет! - у нас хранятся ее рисунки школьной поры - смелые выразительные рисунки настоящего художника. Она обещала стать блестящим графиком-иллюстратором. Родители - разумеется, из лучших побуждений! - решили подготовить ее в соответствующее учебное заведение. Наняли репетиторов. И - на третий, помнится, год те научили ее писать шрифты и рисовать плакаты точь-в-точь так, как требовали условия приема. Ее приняли. Она окончила институт. И так и пишет шрифты: «Не стой под грузом».
Я бы очень хотел, чтобы мои заметки помогли оградить ребенка и родителей от таких репетиторов и учителей. Давайте читать стихи, играть в стихи и размышлять о тех, кто пишет для самых маленьких. А еще вы найдете здесь несколько зарисовок тех ленинградских-петербургских поэтов, которые, на мой взгляд, могут стать поэтическими друзьями ваших малышей. Они писали и пишут стихи, а не шрифты.

 

Подзаголовки
  1. Страницы, объединяющие больших и маленьких
Страницы: « 1 (2) 3 4 5 6 ... 13 »
Постоянный адрес этой статьи
  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/213
  • Постоянный адрес этой статьи: http://setilab.ru/modules/article/trackback.php/213
Экспорт: Выбрать PM Email PDF Bookmark Print | Экспорт в RSS | Экспорт в RDF | Экспорт в ATOM
Copyright© Яснов Михаил & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
Комментарии принадлежат их авторам. Мы не несем ответственности за их содержание.


© Агентство образовательного сотрудничества

Не вошли?